Опубликовано: 8 сентября 2015 года на сайте Политихнического музея.
Практически каждое десятилетие своего существования кинематограф отмечал новым взлетом технических возможностей. В конце 1920-х годов Великий немой обрел звук, в конце 1930-х стал цветным, в 1940-х начались работы по созданию стереоскопического (объемного) фильма. В 1950-х при помощи анаморфотной оптики кинематограф стал широкоэкранным и приобрел стереофоническое звучание. Затем при помощи соединения трех 35-мм пленок высотой в 6 перфораций было создано панорамное кино. Когда ширина пленки увеличилась до 70 мм, кинематограф стал широкоформатным и, окружив зрителя со всех сторон, замкнулся в кругораме (круговая кинопанорама).
К слову, отнюдь не все возможности больших экранов используются на практике.
На первых сеансах широкоформатного кинематографа зрителя привлекал «эффект присутствия», особенно в сценах, где на общих планах проезжали машины или поезда.
Крупные же планы и детали воспринимались неестественно: от них людям в зале делалось не по себе. При сильном увеличении зритель видел слишком много деталей и они отвлекали его от действия. Большие экраны не создали нового искусства, а лишь добавили возможность использования некоторых художественных приемов. Однако кое-что было и утрачено, например, композиционные возможности крупного плана и детали, динамика монтажа.
Это случилось потому, что в новую форму экрана практически без изменения были перенесены принципы киноязыка традиционного кино.
В собрании Политехнического музея есть киносъемочная камера, с которой связана интересная страница истории киноискусства. В живописи, графики и фотографии художники выбирают размер и формат изображения, строят его в зависимости от содержания: по горизонтали или по вертикали, в квадрате или овале. В отличие от изобразительного искусства, где мы видим застывшую композицию, в кино кадр меняется, но при этом его рамка постоянна.
Можно ли и нужно ли изменять рамку кадра в процессе демонстрации кинофильма и компонировать изображение в зависимости от художественных задач?
Идею изменения формата экрана в процессе демонстрации фильма высказал в 1930 году в статье «Динамический квадрат» Сергей Эйзенштейн. Он писал, что 50% композиционных возможностей кинематографа теряется из-за малой высоты экрана.
Эйзенштейн мечтал о вертикальной композиции. Горизонтальность его угнетала. В изменении экрана режиссер видел не красиво смонтированную картинку, а дополнительный смысл каждого кадра и эпизода. Вертикаль, например, подчеркивает устремленность ввысь – это и полет ракеты, и многоэтажные здания и фигура человека. Горизонталь же способна передать широту и великолепие пейзажей. Причем в вариофильмах не обязательно изменять каждый план, напротив, частое изменение композиции зрителя будет только раздражать. Лучше строить целые эпизоды или сцены в определенных пропорциях.
В 1964–1966 годах НИКФИ совместно с киностудиями и конструкторскими бюро киноаппаратуры разрабатывает новую систему вариоскопического кинематографа «Варио-70». Работы ведутся под руководством профессора В.Г. Комара. Особенность системы в том, что съемка и проекция ведется на 70-мм пленку, но, в отличие от широкоформатного кадра высотой в 5 перфораций, кадр новой системы имеет 10 перфораций – то есть двойную высоту широкоформатного кадра.
Именно о такой форме мечтал Эйзенштейн. Он писал: «только квадрат способен путем попеременного “сплющивания” правой и левой сторон или верха и низа охватить все множество существующих в мире выразительных прямоугольников». И это в полной мере относится к динамической смене размеров от маленького квадрата в центре до всеобъемлющего, во весь экран.
Съемка фильмов по системе «Варио-70» производилась специальной кинокамерой 10-ОПК – три экспериментальных образца были разработаны и изготовлены в НИКФИ (авторы В. Омелин, Г. Емельянов, Н. Попов).
Наша камера – № 03, 1967 года выпуска. Она предназначена для съемок на 70-мм кинопленку частотой от 8 до 32 кадров в секунду при формате кадра 46,5×52,5 мм. Аппарат снабжен сменными киносъемочными объективами, приставным визиром, лупой для рассматривания изображения на матовом стекле при увеличении х2,5 и х6, имеет сменный электродвигатель и индивидуальные кассеты емкостью 300 м 70-мм пленки. В камере применен новый грейферный механизм толкающего типа с криволинейным фильмовым каналом, стабилизирующим поле экспонируемого кадра вдоль оптической оси. Такой механизм оказался менее чувствительным к усадке пленки, чем обычный, и обеспечивал высокую устойчивость и резкость изображения.
При съемке вариоскопических фильмов визир камеры должен был иметь дополнительное устройство, состоящее из двух горизонтальных и вертикальных подвижных линий, устанавливаемых таким образом, что в пределах этих линий оказывается та часть изображения, которую предполагается напечатать на фильмокопии и проецировать на экран. Положение линий визира записывается при съемке и затем используется при печати фильмокопии.
Съемка ведется на полный кадр, но оператор не должен всегда заполнять всю его площадь, если заведомо известно, что часть снятого на пленку материала в дальнейшем не будет использована в фильме. Съемка на полный кадр позволяет уточнить размеры вариоскопического изображения в процессе монтажа и печати фильма.
Указанная возможность выбирать уточненный формат кадра, переход от одного формата к другому (не прибегая к пересъемке отдельных планов фильма и к переделке негатива) очень важна для выбора наиболее оправданных монтажных переходов в изобразительном отношении.
Кроме того, негатив с полным кадром позволяет изготавливать широкоформатный, широкоэкранный и обычные варианты фильмов. Возможность такой выкопировки упрощается, потому что для съемки вариофильмов выбрана номинальная частота 24 кадра/сек, что также дает возможность более полно использовать типовую киноаппаратуру в производстве и демонстрации вариофильмов.
В 1966 году по этой системе на киностудии имени Горького был снят экспериментальный короткометражный 70-мм вариоскопический фильм «Желаем успеха» (режиссер И.М. Анненский, оператор А.С. Хвостов, художник А.П. Крылов, главный инженер студии Г.П. Рыбин).
Съемка подтвердила правильность выбранных принципов системы вариоскопического кинематографа и позволила проверить технические средства системы в практических условиях работы киностудии.
Предварительно на устройстве для печати масок просматривается рабочий позитив с полным изображением кадров в соответствии с записями оператора, сделанными при съемке фильма, и выбираются уточненные размеры полезной части изображения. На черно-белой 70-мм пленке изготавливаются фильмовые маски, имеющие в средней части прямоугольный участок большой оптической плотности, соответствующий той части изображения, которая будет напечатана на фильмокопии. Светлые участки на фильмовой маске соответствуют неиспользуемой части изображения.
Фильмокопия изготавливается путем двукратной печати с негатива и с фильмовой маски. При этом киноизображение на фильмокопии окружено непрозрачной маской с оптической плотностью до трех и более, так что рамка оказывается незаметной при проекции фильма на экран.
Вариоскопический кинематограф и другие новые системы, методы изготовления и показа фильмов были широко представлены в советским павильоне на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в городе Осака (Япония).
Главный зал павильона был посвящен Ленину, в его экспозицию была встроена программа полиэкранного кинематографа.
Вариоскопические кинофильмы демонстрировались в большом зале павильона – в рамках экспозиции, рассказывающей о достижениях Советского Союза в завоевании космоса. На большом экране ромбовидной формы, вершина которого поднималась над полом на высоту 30 м, и шириной около 17 м демонстрировался вариофильм «Земля и небо» киностудии «Центрнаучфильм» (режиссеры К.И. Домбровский, М.П. Домбровская), сделанный по системе вариоскопического кинематографа «Варио-70». В фильме использован поликадровый метод, когда в процессе демонстрации изменяются размеры и формат отдельно снятых и одновременно проецируемых изображений, которые образуют поликадры, состоящие из нескольких частичных кадров (от одного до десяти). Изображения каждого поликадра заполняют весь экран.
Другой вариоскопический фильм, который можно было увидеть здесь же, «Молодость», снятый киностудией ЦСДФ (режиссер И.Г. Грек, оператор комбинированных съемок И.М. Нижних). Фильм тематически связывал экспозиции первого и второго этажей павильона. Проекция шла на экран практически прямоугольной формы размером 11,8×10 м.
Опыт работы в области вариоскопического кинематографа показал, что система вариоскопического кино с использованием поликадрового метода по своим выразительным возможностям существенно превосходит полиэкранный кинематограф. Полиэкранные фильмы имеют несколько изображений неизменной формы, определяемой параметрами экрана. В вариоскопических фильмах одно или несколько одновременно проецируемых на экран изображений могут изменять форму и размеры в процессе демонстрации фильма – в соответствии с его содержанием.
Вариоскопический кинематограф включает в себя почти все выразительные возможности полиэкранного кино, но сверх этого позволяет добиться разнообразия форматов изображения. За счет использования одной пленки, одного объектива и одного большого экрана улучшается качество изображения.
Вариоскопический кинематограф не получил дальнейшего развития. Требовалось переоснащение уже действовавших кинотеатров, нужно было устанавливать специальные проекционные аппараты и решать проблему монтажа новых больших экранов (почти квадратной формы). Также больших денежных вложений требовало серийное производства съемочных, проекционных аппаратов и вспомогательного оборудования.