Опубликовано: Страницы истории кино в журнале МИР ТЕХНИКИ КИНО. Октябрь 2008 года.
В дореволюционной России киносъёмочная техника не производилась, а ввозилась из-за границы. В конце XIX века В.А. Дебюк, К. Пружинский, А. Самарский и другие российские изобретатели предприняли попытки создания первых отечественных киносъёмочных аппаратов. Отечественные киносъёмочные аппараты стали выпускать только с 1930 г. Первые конструкции рождались в мастерских киностудий — Киевской, Ленфильма, им. М. Горького, киностудии хроникально-документальных фильмов. В разработке киносъёмочных аппаратов приняли участие сотрудники Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) и Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ). В результате был накоплен опыт киносъёмочного аппаратостроения и сформировались специалисты: В.Д. Константинов, Г.А. Шмидт, Д.М. Зенин, Г.В. Меринг, С.И. Никитин и многие другие, что позволило в предвоенные годы наладить серийный выпуск киносъёмочных аппаратов и штативов для основных и специальных видов киносъёмки.
После войны началось восстановление проектирования и производства кинотехники. На заводе «Москинап» был организован серийный выпуск синхронных аппаратов «Москва», хроникальных «Родина» и ручных «Конвас-Автомат».
Киноаппарат стал сложным изделием, состоящим из высокоточной оптики, прецизионной механики, электроники. Постоянно усложняющийся киносъёмочный процесс ставил задачи совершенствования эксплуатационных характеристик киноаппаратов для различных видов киносъёмок. В 1954 году решением Совета Министров СССР было образовано Московское конструкторское бюро (МКБ) с целью выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию киносъёмочных аппаратов и другого оборудования для производства киносъёмок, которое 1957 г. было переименовано в МКБК.
Уже в конце 50-х годов под руководством Г.А. Шмидта специалисты МКБК разработали линейку 35-мм киносъёмочной аппаратуры, включающую синхронный студийный аппарат СК-1, натурный штативный аппарат 1КСН и специальный аппарат для скоростных и комбинированных съёмок lKCK. Эти киноаппараты отличались технологичностью конструкции, высокой эксплуатационной надёжностью и в значительной степени отвечали требованиям фильмопроизводства того периода. В 60-х годах коллектив МКБК приступил к созданию новых оригинальных моделей 35-мм киносъёмочных аппаратов, оснащённых системой зеркального визирования и характеризуемых улучшенными эксплуатационными характеристиками. Так, конструкторская группа, руководимая Б.И. Радчиком и С.И. Никитиным, создала новый 35-мм аппарат для павильонных съёмок «Мир». Многие известные кинофильмы, например, «Девять дней одного года» были сняты этим аппаратом. В дальнейшем аппарат «Мир» был несколько раз модифицирован.
В 60-е гг. появились новые системы кинематографа – широкоэкранный, широкоформатный, стереоскопический. Началось постепенное внедрение в съёмочные процессы телевизионных методов и технологий. Под новые кинематографические системы создавалась и соответствующая новая кинематографическая техника.
Для съёмки первого в стране широкоформатного фильма «Повесть пламенных лет» в МКБК в короткие сроки были разработаны синхронный павильонный ап- парат 70СК и скоростной аппарат для комбинированных съёмок 70КСК. Позже были созданы новые киноаппараты, оснащённые зеркальными обтюраторами: в 1961 г. – ручной аппарат 1КСШР, в 1966 г. – павильонный аппарат «Россия» и в 1973 г. – натурный аппарат «Берёзка». Съёмки таких фильмов, как «Война и мир» производились с помощью этих аппаратов.
Для телевизионного фильмопроизводства специалисты МКБК создали ручной 16-мм киносъёмочный аппарат (модель 16СП), синхронный павильонный аппарат (модель 16СК) и позже киноаппарат с телевизионным визированием для съёмок многокамерным методом (модель 16СКМ).
С 1964 г. по 1974 г. МКБК совместно с НИКФИ разработало киносъёмочную аппаратуру для производства стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»: ки- носъёмочный аппарат для павильонных съёмок 70СК-Д, аппарат для натурных съёмок 1СШН-Д и ручной аппарат 1КСШРУ-Д.
Для синхронных репортажных съёмок в условиях интерьеров в 1963 г. создан штативный синхронный 35-мм аппарат «Эра», который благодаря своим эксплуатационным возможностям в течение длительного периода выпускался серийным производством завода «Москинап». Этим аппаратом записывались все государственные мероприятия, в том числе партийные съезды в Кремлёвском Дворце Съездов. В 1965 г. МКБК разработало 16-мм ручной аппарат «Кинор» (модель 16СХ), который по техническим характеристикам долгое время превосходил зарубежные аналоги. Впоследствии была проведена модернизация этого аппарата, и две его модели 16СХ-М и 16СХ-2М выпускались заводом «Москинап» длительное время для документального фильмопроизводства, телевидения и иных как отечественных, так и зарубежных потребителей.
В 60-е годы МКБК разработало и специальное киносъёмочное оборудование:
• аппараты 5КФН и 1КФШ для съёмок по методу «блуждающая маска»;
• трюк-машина 70ТМ для съёмок контактной и оптической печатью на 35-мм и 70-мм;
• установка вторых экспозиций 1УВЭ.
В 1974 г. МКБК завершило разработку лёгкой 35-мм скоростной камеры «Темп». При весе 12 кг аппарат имел зеркальный обтюратор, диапазон скоростей до 150 кадр/с, постоянство экспозиции при плавном изменении скорости съёмки. Аппарат успешно использовался при создании художественных, научно-популярных и спортивных фильмов. Им были сняты многие спортивные картины, в том числе широко известный в то время кинофильм «Хоккей против хоккея», а также кинолетопись «Олимпиада-80».
В конце 70-х годов был создан новый ручной аппарат модели ЗКСР с зеркальным обтюратором с углом открытия 180°, синхронным электроприводом с кварцевой стабилизацией, встроенным экспонометрическим устройством и уровнем шума около 42 дБ при весе 6 кг.
Неоднократно проводилась модернизация аппарата «Конвас», в результате чего появился однообъективный вариант; были созданы синхронные электроприводы сетевого и автономного питания, повышена надёжность лентопротяжного тракта.
В 1982 г. в МКБК разработан синхронный штативно-плечевой аппарат «Кинор-35С», обладавший широкими эксплуатационными возможностями и уровнем шума 29 дБ при весе 15 кг. Производство этих аппаратов продолжалось до 1987 г.
На базе аппарата «Кинор-35С» в 1984 г. был создан натурный аппарат «Кинор-35Н», который оказался более востребованным кинопроизводством, поскольку имел уровень шума 32 дБ при весе 11,5 кг. Его серийное производство продолжалось до 1993 г.
В начале 90-х гг. на деятельности МКБК были проработаны направления модернизации ранее созданной киносъёмочной аппаратуры, находящейся в эксплуатации, но уже не соответствующей изменившимся требованиям съёмочных процессов. Например, аппарат 1КСР-2М («Конвас») оснастили телевизиром, контргрейфером, новым электроприводом с современной электронной системой управления, а аппарат «Кинор-35Н» – современной надёжной системой управления электроприводом, телевизиром и гнездом объективодержателя типа ARRI PL.
Продолжились конструкторские работы, направленные на создание оборудования для проведения специальных видов съёмок. Так, в 2006 г. совместно с фирмой «АСТ» создан сверхлёгкий, весом 3,5 кг, ручной 35-мм киносъёмочный аппарат с возможностью дистанционного управления.
В 2007 г. разработан подводный 35-мм киноаппарат с дистанционным управлением. Глубина погружения до 30 м. Аппарат оснащён сменными иллюминаторами «вода-воздух» для дискретных и ZOOM объективов в оправах ARRI PL. Имеет быстросменные кассеты 150 м и систему подводного ТВ-контроля и видеозаписи «playback».
В настоящее время совместно с НИКФИ разрабатывается новый стереокиноаппарат, работающий по системе «Стерео-70» и соответствующий современным требованиям кинематографического процесса.