Специальная техника для киносъёмочных процессов


11.06.2018


Автор:
В.В. Перепичай, В.Ф. Гордеев, О.Н. Раев, МКБК

Опубликовано: Страницы истории кино в журнале МИР ТЕХНИКИ КИНО. Октябрь 2008 года

В дореволюционной России киносъёмочная техника не производилась, а ввозилась из-за границы. В конце XIX века В.А. Дебюк, К. Пружинский, А. Самарский и другие российские изобретатели предприняли попытки создания первых отечественных киносъёмочных аппаратов. Отечественные киносъёмочные аппараты стали выпускать только с 1930 г. Первые конструкции рождались в мастерских киностудий — Киевской, Ленфильма, им. М. Горького, киностудии хроникально-документальных фильмов. В разработке киносъёмочных аппаратов приняли участие сотрудники Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) и Ленинградского института киноинженеров (ЛИКИ). В результате был накоплен опыт киносъёмочного аппаратостроения и сформировались специалисты: В.Д. Константинов, Г.А. Шмидт, Д.М. Зенин, Г.В. Меринг, С.И. Никитин и многие другие, что позволило в предвоенные годы наладить серийный выпуск киносъёмочных аппаратов и штативов для основных и специальных видов киносъёмки.

После войны началось восстановление проектирования и производства кинотехники. На заводе «Москинап» был организован серийный выпуск синхронных аппаратов «Москва», хроникальных «Родина» и ручных «Конвас-Автомат».

Антарктида. 1962 год. На фото: Марк Трояновский с кинокамерой «Конвас-автомат» на палубе дизель-электрохода «Обь». Фото из семейного архива Алексея Трояновского (сына М. Трояновского).

Киноаппарат стал сложным изделием, состоящим из высокоточной оптики, прецизионной механики, электроники. Постоянно усложняющийся киносъёмочный процесс ставил задачи совершенствования эксплуатационных характеристик киноаппаратов для различных видов киносъёмок. В 1954 году решением Совета Министров СССР было образовано Московское конструкторское бюро (МКБ) с целью выполнения научно-исследовательских и конструкторских работ по созданию киносъёмочных аппаратов и другого оборудования для производства киносъёмок, которое 1957 г. было переименовано в МКБК.

Уже в конце 50-х годов под руководством Г.А. Шмидта специалисты МКБК разработали линейку 35-мм киносъёмочной аппаратуры, включающую синхронный студийный аппарат СК-1, натурный штативный аппарат 1КСН и специальный аппарат для скоростных и комбинированных съёмок lKCK. Эти киноаппараты отличались технологичностью конструкции, высокой эксплуатационной надёжностью и в значительной степени отвечали требованиям фильмопроизводства того периода. В 60-х годах коллектив МКБК приступил к созданию новых оригинальных моделей 35-мм киносъёмочных аппаратов, оснащённых системой зеркального визирования и характеризуемых улучшенными эксплуатационными характеристиками. Так, конструкторская группа, руководимая Б.И. Радчиком и С.И. Никитиным, создала новый 35-мм аппарат для павильонных съёмок «Мир». Многие известные кинофильмы, например, «Девять дней одного года» были сняты этим аппаратом. В дальнейшем аппарат «Мир» был несколько раз модифицирован.

Оператор Вадим Горбатский на съемках широкоэкранного, цветного документального фильма Леонида Кристи «Там, за Перекопом...» (1974). Кинокамера КОНВАС с широкоэкранной насадкой.

В 60-е гг. появились новые системы кинематографа – широкоэкранный, широкоформатный, стереоскопический. Началось постепенное внедрение в съёмочные процессы телевизионных методов и технологий. Под новые кинематографические системы создавалась и соответствующая новая кинематографическая техника.

Для съёмки первого в стране широкоформатного фильма «Повесть пламенных лет» в МКБК в короткие сроки были разработаны синхронный павильонный ап- парат 70СК и скоростной аппарат для комбинированных съёмок 70КСК. Позже были созданы новые киноаппараты, оснащённые зеркальными обтюраторами: в 1961 г. – ручной аппарат 1КСШР, в 1966 г. – павильонный аппарат «Россия» и в 1973 г. – натурный аппарат «Берёзка». Съёмки таких фильмов, как «Война и мир» производились с помощью этих аппаратов.

Для телевизионного фильмопроизводства специалисты МКБК создали ручной 16-мм киносъёмочный аппарат (модель 16СП), синхронный павильонный аппарат (модель 16СК) и позже киноаппарат с телевизионным визированием для съёмок многокамерным методом (модель 16СКМ).

С 1964 г. по 1974 г. МКБК совместно с НИКФИ разработало киносъёмочную аппаратуру для производства стереоскопических фильмов по системе «Стерео-70»: ки- носъёмочный аппарат для павильонных съёмок 70СК-Д, аппарат для натурных съёмок 1СШН-Д и ручной аппарат 1КСШРУ-Д.

Для синхронных репортажных съёмок в условиях интерьеров в 1963 г. создан штативный синхронный 35-мм аппарат «Эра», который благодаря своим эксплуатационным возможностям в течение длительного периода выпускался серийным производством завода «Москинап». Этим аппаратом записывались все государственные мероприятия, в том числе партийные съезды в Кремлёвском Дворце Съездов. В 1965 г. МКБК разработало 16-мм ручной аппарат «Кинор» (модель 16СХ), который по техническим характеристикам долгое время превосходил зарубежные аналоги. Впоследствии была проведена модернизация этого аппарата, и две его модели 16СХ-М и 16СХ-2М выпускались заводом «Москинап» длительное время для документального фильмопроизводства, телевидения и иных как отечественных, так и зарубежных потребителей.

В 60-е годы МКБК разработало и специальное киносъёмочное оборудование:
• аппараты 5КФН и 1КФШ для съёмок по методу «блуждающая маска»;
• трюк-машина 70ТМ для съёмок контактной и оптической печатью на 35-мм и 70-мм;
• установка вторых экспозиций 1УВЭ.

В 1974 г. МКБК завершило разработку лёгкой 35-мм скоростной камеры «Темп». При весе 12 кг аппарат имел зеркальный обтюратор, диапазон скоростей до 150 кадр/с, постоянство экспозиции при плавном изменении скорости съёмки. Аппарат успешно использовался при создании художественных, научно-популярных и спортивных фильмов. Им были сняты многие спортивные картины, в том числе широко известный в то время кинофильм «Хоккей против хоккея», а также кинолетопись «Олимпиада-80».

В конце 70-х годов был создан новый ручной аппарат модели ЗКСР с зеркальным обтюратором с углом открытия 180°, синхронным электроприводом с кварцевой стабилизацией, встроенным экспонометрическим устройством и уровнем шума около 42 дБ при весе 6 кг.

Неоднократно проводилась модернизация аппарата «Конвас», в результате чего появился однообъективный вариант; были созданы синхронные электроприводы сетевого и автономного питания, повышена надёжность лентопротяжного тракта.

В 1982 г. в МКБК разработан синхронный штативно-плечевой аппарат «Кинор-35С», обладавший широкими эксплуатационными возможностями и уровнем шума 29 дБ при весе 15 кг. Производство этих аппаратов продолжалось до 1987 г.

На базе аппарата «Кинор-35С» в 1984 г. был создан натурный аппарат «Кинор-35Н», который оказался более востребованным кинопроизводством, поскольку имел уровень шума 32 дБ при весе 11,5 кг. Его серийное производство продолжалось до 1993 г.

В начале 90-х гг. на деятельности МКБК были проработаны направления модернизации ранее созданной киносъёмочной аппаратуры, находящейся в эксплуатации, но уже не соответствующей изменившимся требованиям съёмочных процессов. Например, аппарат 1КСР-2М («Конвас») оснастили телевизиром, контргрейфером, новым электроприводом с современной электронной системой управления, а аппарат «Кинор-35Н» – современной надёжной системой управления электроприводом, телевизиром и гнездом объективодержателя типа ARRI PL.

Продолжились конструкторские работы, направленные на создание оборудования для проведения специальных видов съёмок. Так, в 2006 г. совместно с фирмой «АСТ» создан сверхлёгкий, весом 3,5 кг, ручной 35-мм киносъёмочный аппарат с возможностью дистанционного управления.

В 2007 г. разработан подводный 35-мм киноаппарат с дистанционным управлением. Глубина погружения до 30 м. Аппарат оснащён сменными иллюминаторами «вода-воздух» для дискретных и ZOOM объективов в оправах ARRI PL. Имеет быстросменные кассеты 150 м и систему подводного ТВ-контроля и видеозаписи «playback».

В настоящее время совместно с НИКФИ разрабатывается новый стереокиноаппарат, работающий по системе «Стерео-70» и соответствующий современным требованиям кинематографического процесса. 


Материалы по теме