11.06.2018

Опубликовано: 27 августа 2014 года на сайте Политихнического музея.

27 августа отмечается День российского кино, история которого началась больше века назад — в 1908 г. Главным аппаратом, позволившим этой области развиться и стать такой, какой мы знаем ее сегодня, была кинокамера «Дебри» («Парво») — ручное чудо техники, которое быстро взяли на вооружение советские кинооператоры и режиссеры.

Оператор Марк Трояновский снимает в мастерской художника (впоследствии известного кинорежиссера) А. Птушко (на фото справа). Киносъёмочный аппарат - Debrie Parvo L, ставший прототипом камеры «Конвас-1». 1928 год. Фото из семейного архива Алексея Трояновского (сына М. Трояновского).

Одно из этих легендарных устройств хранится в Политехническом музее. Французская стереокинокамера 1945 г., усовершенствованная С.П. Ивановым, по размеру напоминает крупный словарь (28×17×23 см) и весит 10 кг. Для своего времени она невероятно компактна. Такую «Дебри» можно было носить в руках, что было очень удобно, когда съемки проходили на природе. Оператор мог контролировать скорость ее работы благодаря встроенному в камеру тахометру — прибору для измерения скорости движения и вращения. Внутрь корпуса «Дебри» помещалось до 120 метров 35-миллиметровой кинопленки, что позволяло избавиться от громоздких выносных кассет. Правда, видоискатель устройства — миниатюрный экран — располагался сбоку, и это делало его немного неудобным.

Кинокамера Le Parvo. © Политехнический музей.

На «Дебри» из Политеха снимались первые советские стереофильмы: 3D-кино XX века, которое можно было производить без цифровых технологий и смотреть без очков. Французские камеры такой марки вообще использовались в СССР десятилетиями. На «Дебри» сняты «немые» шедевры отечественного кинематографа: «Броненосец „Потемкин“», «Мать», «Стачка», «Конец Санкт-Петербурга», «Земля», «Новый Вавилон» и другие картины. Первые звуковые фильмы также делали с помощью этих устройств, а в документальном кино «Дебри» и вовсе безраздельно царила с 20-х годов до конца Великой Отечественной войны. Именно этим аппаратам удалось запечатлеть строительство первых крупных заводов, появление колхозов, парады на Красной площади, освоение Севера и другие ключевые события в истории СССР.

«Дебри» сдала свои позиции только в 60-х годах, когда в Советском Союзе появились «Конвасы» — легкие ручные камеры с зеркальным обтюратором (механическое устройство для периодического перекрывания светового потока). Французские аппараты перестали отвечать новым требованиям кинематографистов. К тому же, возникло целое поколение цветных пленок с черным противоореольным слоем, которые не позволяли наблюдать кадр через пленку и сделали камеру «слепой».


Материалы по теме