27.05.2018

Опубликовано: Краеведческий портал / Липецкая областная универсальная научная библиотека 

Ренита Андреевна Григорьева родилась 13 июля 1931 года в Москве.

Мама — Нина Васильевна Попова (1908–1994) – уроженка г. Ельца, председатель Комитета женщин СССР, видный государственный деятель СССР. Отец — Андрей Шамшин. Имя Ренита, означавшее (революция, наука, искусство, труд), придумали студенты группы Сельскохозяйственной академии, в которой учился отец. В 1937 году отца арестовали и после полутора лет заключения его освободили во многом благодаря стараниям Н.В. Поповой. Она писала письма в защиту мужа, обивала пороги учреждений, где доказывала его невиновность. Но вскоре родители разошлись. Во время войны Ренита работала в одном из московских госпиталей.

Закончив школу, Р.А. Григорьева поступила на исторический факультет МГУ, где познакомилась со своим будущим мужем — Юрием Валентиновичем Григорьевым. По окончании МГУ Григорьевы поступили во ВГИК, в мастерскую народных артистов С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой.

8 января 1955 года Григорьевы поженились. Вот как вспоминает это событие Ю. Григорьев: «Наша свадьба была очень скромной, но душевной. В доме собрались самые близкие – родные, друзья. На Рените было простое беленькое платьице из крепдешина... Присутствовали у нас на свадьбе и Тамара Фёдоровна Макарова с С. А. Герасимовым... Неожиданно вдруг приехала Екатерина Алексеевна Фурцева. Появление члена Политбюро не нарушило атмосферы семейного торжества...».

В 1958 году у них родился сын Василий, названный в честь Василия Фёдоровича Орлова — второго мужа Н.В. Поповой, погибшего 18 марта 1945 года на подступах к Берлину.

Творческий союз Григорьевых подарил зрителям художественные («Сердце друга», «Праздники детства», «Говорит Москва», «Мальчики») и документальные фильмы («Дорога на фестиваль», «Утро нашего города», «Слово предоставляется студентам», «Венский лес», «9 мая в Сростках», «На родине Шукшина», «Содаты Орловы», «Жизнь одна», «Именем Шукшина», «По следам фильма «Молодая гвардия», «Елец православный»). Почти все фильмы были сняты на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького, с которой у Григорьевых связана вся творческая биография.

Группа молодых кинематографистов на Алтае. На фото (справа налево): режиссер Юрий Григорьев, писатель и режиссер Василий Шукшин, писатель Артур Макаров, режиссер Ренита Григорьева, (?), оператор Александр Саранцев. Фото: сайт Краеведческого портала Липецка.

В 1963 году Григорьевы с группой молодых кинематографистов – В. Шукшиным, А. Саранцевым, Н. Клейманом и писателем А. Макаровым совершили путешествие по Сибири под девизом «Молодые кинематографисты — народу». Они побывали на родине Шукшина в Сростках, познакомились с его родными, односельчанами. Осенью этого же года Григорьевы снимались в фильме В. Шукшина «Живет такой парень» в эпизоде, где Пашка Колокольников подвозит на своем грузовике городскую женщину (Р. Григорьева), которую встречает муж (Ю. Григорьев).

Алтай стал второй родиной для Григорьевых. Сюда они приезжали почти каждый год. Здесь ими были сняты документальные фильмы о Н.Н. Рерихе, В. Шукшине, художественный фильм «Праздники детства» по рассказам В. Шукшина. Картина «Праздники детства» получила Государственную премию СССР и стала лучшим фильмом на Всесоюзном кинофестивале в Таллине в 1982 году.

В. М. Шукшин был другом Р. А. Григорьевой, называл её Ренито с ударением на последнем слоге. В своих воспоминаниях «На пути к дому» или «Сибирские дневники» (Барнаул, 2006) Григорьева написала о Шукшине и его родине, описала события и встречи, связанные с Алтаем. Много лет Григорьевы были одними из организаторов Шукшинских чтений.

В 1974 году Р. Григорьева в составе группы с Киевской киностудии научно-популярных фильмов оказалась на Алтае для съёмок фильма о Николае Рерихе (документальный фильм «Николай Рерих»; полнометражный; Производство: Киевская киностудия научно-популярных фильмов (по заказу (ССОД); авторы сценария: Ренити Григорьева, Людмила Шапошникова); реж.: Роллан Сергиенко; операторы: Валерий Квас, Олег Мартынов; звукооператор: Игорь Погон; монтаж: Нина Сергиенко; директор картины: Ефим Кам; прим. ред. #МузейЦСДФ) . Эта работа Рениты Андреевны и всех членов киногруппы способствовала возвращению наследия великого художника в современную русскую культуру.

 

Перенявшая у матери умение объединять единомышленников, Ренита Григорьева познакомила алтайцев с творчеством ельчанина А. В. Новосельцева и его коллектива. Первый рассказ А. Новосельцева был опубликован в алтайской газете.

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая хранится Фонд семьи Р. и Ю. Григорьевых: переписка, рукописи, фотодокументы, вещественные экспонаты. 

Своей второй духовной родиной Р. Григорьева считает Елец. Впервые в Ельце она побывала в 1964 году. В 1968 году здесь состоялось её духовное рождение: она была крещена о. Николаем (иеросхимонах Нектарий), который стал её духовником. В 1980 году он благословил Р. Григорьеву, В. Распутина, В. Крупина на подготовку юбилея - 600-летия Куликовской битвы, ибо видел в них «воинство преподобного Сергия, ...споспешников Федора Михайловича», в общем, тех, кто будет восстанавливать православие на Руси.

В Ельце Григорьевы снимали художественные фильмы «Говорит Москва» и «Мальчики», документальный — «Елец православный».

Образ главной героини фильма «Говорит Москва» списан с мамы Рениты ГригорьевойНины Васильевны Поповой. Фильм рассказывает о прекрасной русской женщине — матери и государственном деятеле, отдающей в трудные годы войны все свои силы, мужество и энергию защите нашей Родины. Исполнительница роли матери, артистка Людмила Зайцева вспоминала: «...Позже я поняла, что эта тема [любви на войне] всегда была главной в их творчестве, так как она обусловлена их личной биографией... Съёмки [«Говорит Москва»] в Ельце были ещё и встречей с отче [иеросхимонахом Нектарием]. Сороковой день его совпал с праздником Пасхи. Пасхальная служба, Крестный ход... Было ощущение, словно звёзды горели в руках у священников и прихожан, когда они двигались вокруг собора. И когда воскликули : «Христос Воскресе!», и когда открылись Царские врата, «Воистину воскресе!» – свидетельствовали мы друг другу. Рано утром, когда мы сидели за праздничным столом, в дом отче вошел Борис Невзоров. Он вошел уже готовый к съёмкам, в военном костюме. Мария Фёдоровна обняла его и заплакала : «Это подарок ко дню моего рождения». И как–то все сразу вдруг почувствовали (этого не было в сценарии), что надо непременно снять эту комнату, потому что тот живой творческий дух, который заполнял всё, который почти физически ощутим, – он должен стать сердцем нашего фильма. Галя Анфилова – наш художник – попросила разрешения у матушки Мариамны снять в этой комнате сцену, в которой наш герой уже погибший, то есть душа его посещает этот дом, этот город, где родилась женщина, которую он очень любил. Борис поразительно сыграл эту сцену. Позже он признавался: «У меня никогда, ни до этого, ни, очевидно, после не будет такого. Я вдруг почувствовал, что смерти нет. Я чувствовал присутствие и Василия Орлова, и отче, и всех моих родных; я понимал, что живые и, так называемые, мёртвые не имеют границ между собой. Я понял, что значит: «У Бога все живы».

В 1989 году в Ельце Григорьева снимала фильм «Мальчики» – экранизация 10-й части романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». По её словам, она всю жизнь шла к этому фильму. Кстати, сценарий Р. Григорьева писала в доме иеромонаха Нектария. На фестивале «Золотой витязь» в 1990 году первый «Витязь» достался Григорьевым за этот фильм.

Ренита Григорьева внесла огромный вклад в культурное и общественное развитие своего родного Ельца. Получив благословление своего духовника, Р. Григорьева объединила вокруг себя земляков и не только: в Елецкое землячество вошли деятели науки, культуры и искусства России и зарубежных стран. Деятельность Р. Григорьевой способствовала восстановлению елецких храмов. Большую коллекцию личных вещей своей матери  - Нины Васильевны ПоповойР. Григорьева передала в Елецкий краеведческий музей, где развёрнута экспозиция, посвящённая этой знаменитой ельчанке.

По словам писательницы Н. Борисовой, Ренита Григорьева «...стала выразителем нашего времени – времени возвращения к национальным духовным истокам».