Владлен Трошкин о профессии режиссера-документалиста


Владлен Трошкин о профессии режиссера-документалиста

26.02.2018

Владлен Павлович Трошкин

Трошкин Владлен Павлович (20 февраля 1930 — 22 ноября 2015) — оператор, режиссер-документалист. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1986) за кинолетопись Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Удостоен высшей награды республики Перу — Орден Командора. Член КПСС с 1955 года. Член СК СССР — СК России.

Опубликовано: www.unikino.ru/газета-ск-новости / № 11 (361) 15 ноября 2017 года. Фото: "Владлен Трошкин и Олег Арцеулов  в большом просмотровом зале Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) во время демократических выборов директора студии". 29 апреля 1987 года. Лихов пер., д. 6.". Автор фото: Юрий Барыкин.

22 ноября 2015 года ушел из жизни Владлен Павлович Трошкин, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств России, оператор, режиссер и генеральный директор Центральной студии документальных фильмов. Автор картин «Праздник в Тунисе», «Месяц доброго солнца», «Перу. Тысячелетия и три года», «День Победы. Полвека спустя», монументального цикла о БАМ. Газета СК-Новости представляет вниманию читателей размышления режиссера о профессии и собственной кинематографической судьбе. (материал датирован 1983 годом)

Свою профессию режиссера-документалиста я выбрал по любви. Поэтому с радостью расскажу о ней читателям.

Не знаю, на какое место по значению поставить удивительную возможность увидеть все самому. Узнавать о жизни не только из книг, газет, кино, телеэкрана. Документалисты привыкли быть участниками и свидетелями событий нашего времени: запуска космического корабля, международных форумов, партийных съездов, всенародных торжеств и праздников… Чтобы снять документальный кадр, мы готовы плыть по морям, дрейфовать на льдине, спускаться в шахту, подняться в стратосферу, ехать на оленях, слонах, верблюдах. Мерзнуть от стужи, страдать от жажды. И все это ради того, чтобы видеть и снимать. Снимать для людей, живущих сегодня, и для тех, кто придет завтра.

Я пришел в режиссуру не сразу. Долгое время был оператором. И этой первой, не менее замечательной специальности обязан многим. С кинокамерой в руках довелось объехать всю нашу страну и большую часть земного шара. Профессия оператора-документалиста учила самостоятельности решений, личной ответственности, оперативности мышления и поступков, раздвинула горизонты, обогатила жизненным опытом, наблюдениями.

В документальном кино, снимая события, режиссер и оператор остаются с жизненным материалом с глазу на глаз. Режиссеру подчас не с кем посоветоваться, а иногда просто нет времени ‒ нужно принимать решение снимать или не снимать, понимая, что повторить увиденное не удастся.

Со времени съемок первой авторской картины «Михаил Довжик» прошло уже четверть века. За эти годы довелось пере- жить немало радостей и разочарований. Не раз я сомневался в своих силах, отчаивался, вновь обретал уверенность. И теперь могу твердо сказать: в документальном кино интересно работать тем, кто любит, ценит факт.

Так случилось, что дипломную практику я проходил на лучшей студии страны – «Мосфильме» под руководством замечательного оператора Марка Павловича Магидсона. Снималась картина «Спортивная честь». Работа увлекала, время летело, как в сказке… После окончания института, вероятно, памятуя о практике, меня направили на ту же студию, о которой, к слову, многие сокурсники только мечтали. С трудом удалось уговорить начальство переделать направление на студию документальных фильмов. Реальный мир – вот что меня манило. Возможность отобразить события жизни, факты, биографии людей в кино- летописи нашей страны ‒ необыкновенно притягательная сила, которую испытывают документалисты. И по сей день кадры, снятые на фронтах Отечественной войны, во многих игровых картинах определяют достоверность времени, правду войны.

Для меня реально существующий человек, яркую индивидуальность которого удалось разглядеть и снять, всегда притягательнее вымышленного персонажа. Конечно, герой документального фильма интересен нам только тогда, когда он не просто зафиксирован на пленке, что, в общем, технически дело совсем не хитрое, а когда режиссер сумел найти путь к его внутреннему миру, его мыслям и чувствам. Этот процесс очень непрост и не каждому по силам. Но когда между режиссером и героями фильма устанавливаются доверительные, теплые отношения, то процесс съемки нередко за- тем перерастает в дружбу на долгие годы.

Тринадцать лет назад в далеком Перу произошло «землетрясение века», как тогда писали. Вместе с отрядом молодых врачей-добровольцев мне довелось три месяца проработать в горах, там, где последствия стихийного бедствия были особенно разрушительными. Врачи, не зная ни дня, ни ночи, оказывали пострадавшим помощь; я снимал документальный фильм об интернациональной, бескорыстной помощи Советского Союза. Жили и работали в провинции Анкаш, в походном палаточном лагере. Врачи с честью выполнили свою благородную миссию. Два фильма ‒ «Трагедия Перу» и «Десант дружбы» – рассказали об этом.

С тех пор всем отрядом каждый год встречаемся. Это стало традицией. Смотрим знакомые кинокадры, вспоминаем, радуемся нашей дружбе, завязавшейся в экстремальных условиях. Многие врачи за эти годы стали крупными специалистами, докторами наук… И меня не оставляет в по- кое мысль еще раз вернуться к их судьбам в будущем.

Со стороны наша работа может показаться лишенной тех сложностей, которые свойственны иным профессиям. Но создание документального фильма ‒ процесс производственный. Режиссер как руководитель должен обладать волей, характером, упорством, если хотите, чтобы строго выдерживать график съемок, смету, соблюдать и выполнять план студии. Каждый удачный фильм ‒ это победа режиссера над самим собой, своими сомнениями, слабостями…

 Очень важно в нашей профессии не разучиться удивляться. Ведь немало повидав, можно и пресытиться. Режиссер обязан бережно хранить в себе умение разглядеть красоту в малом, способность поражаться величию огромного. При этом, конечно, нужно суметь через объектив кинокамеры передать зрителю свои ощущения и взволнованность…

Съемочная группа, которую я возглавляю уже девять лет, ведет кинолетопись БАМ. Создано пятнадцать фильмов, и впереди ‒ новые ленты. Уникальная стройка потребовала огромного напряжения сил всей страны, умения, мужества и выдержки строителей. Мы обязаны рассказывать сегодняшним зрителям, нашим детям и внукам об увиденном… Подобная задача оправдывает все трудности, которые мы порой испытываем, наполняет жизнь большим смыслом. Думая об этом, еще раз приходишь к осознанию роли документалиста как летописца времени, эпохи. Конечно, только общими усилиями режиссеров, операторов, всех, кто работает в документальном кино, удастся создать правдивую кинолетопись жизни нашей страны, нашего времени. Дело за каждым из нас.

1983 год