Опубликовано: www.sportfiction.ru
На рубеже 1920-1930-х гг. в СССР была развернута грандиозная агитационно-пропагандистская работа в области физической культуры. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды, которые использовались на протяжении всей истории существования СССР: наглядная (парады, шествия, фотовыставки, изобразительное искусство) и устная (лекции, беседы, концерты) пропаганда, радио и кино, спортивная печать и т.д. Одним из наиболее сильных по своему влиянию на массы инструментом являлись такие формы наглядной агитации, как парады и физкультурно-спортивные празднества, ставшие витриной советского спорта. Они символизировали повсеместное развитие спорта и физической культуры на территории Советского Союза и представляли собой смесь некой спортивно-театральной постановки. Парад всевобучистов 25 мая 1919 г., который принимал В.И. Ленин, стал первым физкультурным парадом в советской истории.
Вторая половина 30-х гг. ознаменовалась целой серией грандиозных парадов и спортивных представлений. Первый Всесоюзный парад физкультурников состоялся 12 июля 1937 г. в Москве. В параде приняли участие 45 тысяч спортсменов из 11 республик. Через сутки «Красный спорт» писал: «В этот день Красной площадью владели юность, сила, ловкость и радость»[1]. В конце июля 1938 г. в Москве прошел очередной парад 35 тысяч физкультурников. Режиссер Н. Охлопков писал в «Известиях»: «Эти народные спортивные праздники являются не только смотром ежегодной физкультурной работы. Это — истинно народное зрелище. Это — новый вид искусства, монументального, грандиозного, в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию»[2].
К Всесоюзному параду 1939 г. подготовка началась в январе: была издана специальная брошюра с указаниями по строевой подготовке участников, в центральных печатных органах проводилась широкая информационная кампания[3]. Торжества должны были проходить не только на Красной площади, но и в других районах Москвы. В районе ВДНХ, в зоне отдыха Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, был построен временный спортивный городок с трибунами на 60000 мест[4].
Эти события привлекали к себе внимание огромного количества зрителей, среди которых обычно присутствовали и иностранные гости, по тем или иным причинам находящиеся в СССР. Так, американский посол в Москве Дж. Дэвис, наблюдая 12 июля 1937 г. парад физкультурников на Красной площади, оставил интересное описание своих впечатлений.
Парад был посвящен 20-летию Октябрьской революции. В нем принимали участие 45 тысяч «лучших спортсменов страны — членов добровольных спортивных обществ и физкультурников Рабоче-Крестьянской Красной Армии». На трибуне Мавзолея присутствовали «лучший друг советских физкультурников» И.В. Сталин и всё руководство страны[5].
Посол Дж. Дэвис был совершенно очарован этим новым для него действом. Стоя на дипломатической трибуне Красной площади, он очень хорошо мог рассмотреть все детали парада. Не скрывая своего восхищения от увиденного, он называет молодых спортсменов, участвующих в параде, "flaming youth". (Прилагательное flaming в английском языке имеет несколько разных значений — 1) яркий; сверкающий, блистающий; 2) пламенный, пылкий; 3) изумительный, поразительный, потрясающий, удивительный).
«Это был сияющий, солнечный день. Обе стороны Красной площади и фасад напротив (здание ГУМа) были богато оформлены знаменами, красной тканью для флагов и различными большими эмблемами со спортивными медалями, славословиями Сталину и т. д.
В парадных группах и среди участников выступлений было почти столько же девушек, сколько и юношей — "flamingyouth". И какая прекрасная молодость! Все с непокрытой головой, смуглые от загара, большинство только в белых шортах и цветных футболках. Спортсмены каждой колонны были одеты в форму особого цвета. <...> Это было великолепное зрелище. Кроме того, виднелись ещё тысячи солдат, загорелых, с гладко выбритыми головами, в синих шортах и спортивной белой обуви. <.> В отдельных частях парада демонстрировались самые разные виды клубной деятельности. Лыжники проезжали прямо-таки ротами — не менее полутора тысяч человек в группе. У них под лыжами, очевидно, были подшипники, чтобы скользить по асфальту.
В некоторых колоннах были перекладины, на которых выполнялись гимнастические упражнения; акробаты делали сальто на высоте в два человеческих роста. Другие катились мимо трибун на коньках или на досках. В одном из представлений участвовали сорок или пятьдесят парней и девушек, показывавших свое умение на гимнастических снарядах, продвигаясь при этом далее по площади.
В целом это было одно из красивейших и наиболее примечательных представлений, которые я когда-либо видел. Конечно, был великолепный день, и удивительная красота молодых людей с совершенными телами и здоровым внешним обликом сделали своё дело, превратив всё зрелище в нечто в высшей степени необычное»[6].
Впечатления о физкультурном параде на Красной площади побывавшего в СССР годом ранее французского писателя Андре Жида удивительным образом совпадают с впечатлениями посла Дэвиса. «Я присутствовал на празднике молодёжи в Москве на Красной площади... Все было устроено великолепно... и даже с отменным вкусом. Прибывшая с севера и юга молодёжь участвовала в параде на Красной площади. Он продолжался несколько часов. Я не представлял себе столь великолепного зрелища. Конечно, его замечательные участники были заранее отобраны, подготовлены, натренированы. Но как не восхищаться страной и режимом, способным такую молодёжь создавать»[7].
Примером серьёзной подготовки к парадам может стать регламент проведения Всесоюзного парада физкультурников 24 июля 1938 г.[8]. Были утверждены ответственные за проведение важного мероприятия: командующий парадом — Кузнецов; комиссар парада — Ефремов; главный художник парада — Кибардин; главный режиссёр показательных выступлений — Охлопков; дирижёр сводного оркестра — заслуженный деятель искусств комбриг Чернецкий.
При подготовке разработан специальный порядок прохождения колонн. В торжественном марше парада участвовали 35 тысяч человек. Головная колонна, тематически определенная «Наш первый депутат — Сталин!», состояла из 450 человек (командир колонны И.Н. Румянцев, комиссар колонны — Б.П. Шамшин, художник — Г. Кибардин). Сводная колонна физкультурников союзных республик включала в себя 2380 человек (командир колонны — Попов, комиссар колонны — Славный).
В спортивно-показательных выступлениях первыми представлялись школьники Москвы. Тема «У советских детей здоровое, радостное детство» (руководитель — Штейнберг). Всего участвовало 250 человек.
Выступление команды Киргизской ССР определялось темой «Советский альпинизм» (руководитель выступления — Ушаков). Участвовало 200 человек.
Выступление Казахской ССР определялось темой «Возрождение народа» (руководитель выступления — Киселёв). Участвовало 200 человек.
Выступление Таджикской ССР определялось темой «Сталин — наше знамя» (руководитель выступления — Ергин). Участвовало 200 человек.
Выступление Узбекской ССР определялось темой «Солнечный Узбекистан» (руководитель выступления — Комбаров). Участвовало 200 человек.
Выступление Туркменской ССР определялось темой «Счастливая Туркмения» (руководитель выступления — Осипов). Участвовало 180 человек.
Выступление Армянской ССР определялось темой «Цветущая Армения» (руководитель выступления — Мингаян). Участвовало 200 человек.
Выступление Грузинской ССР определялось темой «Грузия — родина Сталина» (руководитель выступления — Джавришвили). Участвовало 300 человек.
Выступление Азербайджанской ССР определялось темой «Нефтеносный Азербайджан» (руководитель выступления — Мавромати). Участвовало 200 человек.
Выступление Белорусской ССР определялось темой «Войны мы не хотим, но к бою готовы» (руководитель выступления — Голейзовский). Участвовало 300 человек.
Выступление Украинской ССР определялось темой «Форпост обороны на западе» (руководители выступления — Лейн и Сабенко). Участвовало 400 человек.
Выступление Московского областного техникума физической культуры определялось темой «Орденоносный комсомол» (руководитель выступления — Эмиль Мей).
Сценарий предусматривал следующие эпизоды:
1. «Гражданская война»;
2. «Восстановление народного хозяйства»;
3. «Строительство метро»;
4. «Физкультурная молодёжь». Спортивные упражнения. Танец девушек с шарфами. Спортивно-акробатический танец мужчин. Партерная гимнастика. Акробатика.
Участвовало 350 человек.
Выступление Государственного Ордена Ленина института физической культуры имени П.Ф. Лесгафта (Ленинград) определялось темой «Военно-морской флот» (руководитель выступления — Орлов).
Сценарий предусматривал:
1. Выход с песней.
2. Построение портрета Сталина.
А также следующие эпизоды:
1. Картина «Море». Танец женщин с шарфами.
2. Картина «Жизнь на корабле». Зарядка. Упражнения на турниках. Упражнения женщин с булавами. Сигнализация — «Привет товарищу Сталину». Упражнения со спасательными кругами. Упражнения с винтовками. Краснофлотская пляска.
Участвовало 700 человек.
Выступление Государственного Центрального Ордена Ленина института физической культуры имени Сталина определялось темой «Если завтра война» (руководитель выступления — Моисеев).
Сценарий предусматривал:
1. Построение большой гимнастической пирамиды, переходящей в «живой» акробатический мост, по которому проходят войска.
2. Военизированные упражнения на мотоциклах.
3. Фехтование.
4. Вольные упражнения мужской и женской групп.
5. Заключительная пирамида.
Участвовало 700 человек.
Поистине грандиозные театрализованные спортивные шествия, проходившие на Красной площади, были не только яркими и зрелищными действиями. Они становились важнейшими событиями в политической и культурной жизни страны. К постановке парадов привлекались знаменитые режиссёры и балетмейстеры — В. Мейерхольд, С. Радлов, К. Голейзовский, И. Моисеев. Весьма интересны в связи с этим воспоминания И. Моисеева[9].
Уже довольно известный к середине 30-х гг. танцовщик и балетмейстер Большого театра И. Моисеев получил совершенно неожиданное предложение. В 1936 г. спортсмены Малаховского физкультурного техникума им. Антипова попросили его поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.
Моисеев вспоминает, что он «много раз видел парады на Красной площади, и меня всегда поражало, как скучно они делались. Спортсмены выходили медленным церемониальным шагом на площадь, медленно начинали делать упражнения <...> меня удивляло долготерпение тех, кто смотрел эти парады до конца»[10].
Малаховцы очень расстроились, что им дали только 15 минут, Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в пользу спортсменов и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Выступление длилось всего семь минут. В темпе стометровки его участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже наградили.
В 1937 г. предложения поставить номер для парада поступили к балетмейстеру от многих республик, он же из всех претендентов выбрал Белорусский республиканский техникум. Каждую неделю он ездил в Минск на два дня для подготовки выступления «Граница на замке», которое задумывалось им в нетрадиционной для парада театрализованной форме. Красная площадь превращалась в берёзовую рощу, из неё выходили танки, выбегали солдаты. Исполнители вышли на площадь с маленькими березками, заранее привезёнными из Подмосковья, чем создали иллюзию Белоруссии. Выступление получилось довольно успешным и после парада техникум переименовали в институт, исполнителей наградили орденами. Работа же балетмейстера осталась без награды, что, естественно, было очень обидно и отбивало всякую охоту заниматься этим впредь.
Накануне физкультурного парада 1938 г. Моисееву позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему. Речь опять зашла об участии балетмейстера в постановке номера для парада. Заметив, что балетмейстер не проявляет желания участвовать в параде, Косарев предупредил его протесты: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, почему Институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: «Пусть он и сделает». Поэтому мы попросили вас приехать»[11].
Результатом этой беседы с Косаревым стала постановка номера «Если завтра война». На площадь выбегали спортсмены со щитами в руках и устанавливали эти щиты себе на плечи. На них взбирались другие гимнасты и так же образовывали площадку с помощью щитов, на которые влезали третьи. В результате образовывалось пять трехэтажных пирамид, каждая из которых была увенчана одним гимнастом, принявшим стартовую позу какого-либо вида спорта: пловец перед прыжком в воду, дискобол перед метанием диска... Когда пирамиды выстраивались, перед ними на несколько секунд появлялся плакат с надписью «Если завтра война», закрывавший верхних гимнастов. После того как плакат опускали, на месте спортсменов, готовых начать соревнования, оказывались военные разных родов войск. Вслед за этим пирамиды мгновенно обрушивались и вместо пяти высоких башен зрители видели огромной длины мост, тянувшийся от Исторического музея до Спасской башни. Мост этот состоял из щитов, установленных на плечах гимнастов. По щитам стремительно проносились мотоциклы, а вслед за ними на том же пространстве начинались сцены боя. Студенты института им. Сталина настолько успешно исполнили этот номер, что институт получил за него столь желанное Сталиным первое место.
В заключение можно сказать, что изучение истории советского спорта является в достаточной степени перспективным направлением в области исторической науки. Анализ государственной политики в данной области в обозначенный период позволяет лучше понять не только историю физкультурного движения, но и социально-политические процессы, проходившие в Советской России. Методологическая основа представленного исследования базируется на принципах историзма, объективности и системного научного анализа. Работа подготовлена на основе комплексного применения общенаучных методов исследования (описательного, историзма, синтеза и анализа), специально-исторических методов (ретроспективного, сравнительно-исторического, проблемно-хронологического). Перечисленные методы использовались в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к исследованию.
В 1939 году Александр Медведкин снимает один из первых советских цветных документальных фильмов по системе П.М. Мершина — «Цветущая юность» (продолжительность 18 мин. (2 части, 493 м), 35 мм) о параде физкультурников, проходившем в Москве 18 июля 1939 года. Совместное производство киностудий: «Мосфильм» и «Ленфильм». Фильм хранится в РГАКФД. Восстановлен киноведом Николаем Майоровым.
____________________________________________
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Кравченко А. Первый парад / А. Кравченко // Красный спорт. 1937.13 июля.
2. Охлопков Н. Счастливый день / Н. Охлопков // Известия. 1938. 26 июля.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7576. Оп. 10. Д. 1. Л. 2.
4. Там же, Л. 3.
5. Известия (№162). 12 июля 1937 г.
6. Mission to Moscow by Joseph E. Davies, United States Ambassador to the Soviet Union from 1936 to 1938. Simon and Shuster, New York, 1941. P. 174 — 175.
7. Жид Андре. Возвращение из СССР // Андре Жид. Собр. соч. в семи томах. Т. 7. М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — С. 351 — 352.
8. Программа Всесоюзного парада физкультурников 24 июля 1938 года. Москва. Красная площадь. — М., 1938. — 32 с. (парад был посвящен 20-летию ВЛКСМ; — прим. ред.)
9. Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь / И.А. Моисеев. — М., 1996. — 224 с.
10. Там же, С.35.
11. Там же, С.37.