08.01.2018


Автор:
Мягкова Светлана Николаевна, Литвинов Сергей Владимирович

Мягкова С.Н. — доктор педагогических наук, профессор кафедры Истории и управления инновационным раз­витием молодёжи ФГБУ ВПО «Российский госу­дарственный универси­тет физической культуры спорта молодёжи и туризма» г. Москва;
Литвинов С.В. — доктор исторических наук, профессор кафе­дры иностранных языков ФГБУ ВПО «Российский государственный универ­ситет физической культу­ры спорта молодёжи и ту­ризма», г. Москва.

Опубликовано: www.sportfiction.ru

На рубеже 1920-1930-х гг. в СССР была развернута грандиозная агитаци­онно-пропагандистская работа в области физической культуры. Практически сразу были введены те средства и методы пропаганды, которые использова­лись на протяжении всей истории существования СССР: наглядная (парады, шествия, фотовыставки, изобразительное искусство) и устная (лекции, бесе­ды, концерты) пропаганда, радио и кино, спортивная печать и т.д. Одним из наиболее сильных по своему влиянию на массы инструментом являлись такие формы наглядной агитации, как парады и физкультурно-спортивные праздне­ства, ставшие витриной советского спорта. Они символизировали повсемест­ное развитие спорта и физической культуры на территории Советского Союза и представляли собой смесь некой спортивно-театральной постановки. Парад всевобучистов 25 мая 1919 г., который принимал В.И. Ленин, стал первым физ­культурным парадом в советской истории.

Вторая половина 30-х гг. ознаменовалась целой серией грандиозных пара­дов и спортивных представлений. Первый Всесоюзный парад физкультурников со­стоялся 12 июля 1937 г. в Москве. В параде приняли участие 45 тысяч спор­тсменов из 11 республик. Через сутки «Красный спорт» писал: «В этот день Красной площадью владели юность, сила, ловкость и радость»[1]. В конце июля 1938 г. в Москве прошел очередной парад 35 тысяч физкультурников. Ре­жиссер Н. Охлопков писал в «Известиях»: «Эти народные спортивные празд­ники являются не только смотром ежегодной физкультурной работы. Это — истинно народное зрелище. Это — новый вид искусства, монументального, грандиозного, в котором театр, балет, опера, живопись, скульптура, музыка, песня синтетически соединены, подчиняясь физкультурному действию»[2].

К Всесоюзному параду 1939 г. подготовка началась в январе: была издана специальная брошюра с указаниями по строевой подготовке участников, в центральных печатных органах проводилась широкая информационная кам­пания[3]. Торжества должны были проходить не только на Красной площади, но и в других районах Москвы. В районе ВДНХ, в зоне отдыха Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, был построен временный спортивный горо­док с трибунами на 60000 мест[4].

Эти события привлекали к себе внимание огромного количества зрите­лей, среди которых обычно присутствовали и иностранные гости, по тем или иным причинам находящиеся в СССР. Так, американский посол в Москве Дж. Дэвис, наблюдая 12 июля 1937 г. парад физкультурников на Красной площади, оставил интересное описание своих впечатлений.

Парад был посвящен 20-летию Октябрьской революции. В нем принимали участие 45 тысяч «лучших спортсменов страны — членов добровольных спор­тивных обществ и физкультурников Рабоче-Крестьянской Красной Армии». На трибуне Мавзолея присутствовали «лучший друг советских физкультурни­ков» И.В. Сталин и всё руководство страны[5].

Посол Дж. Дэвис был совершенно очарован этим новым для него действом. Стоя на дипломатической трибуне Красной площади, он очень хорошо мог рассмотреть все детали парада. Не скрывая своего восхищения от увиденно­го, он называет молодых спортсменов, участвующих в параде, "flaming youth". (Прилагательное flaming в английском языке имеет несколько разных значе­ний — 1) яркий; сверкающий, блистающий; 2) пламенный, пылкий; 3) изуми­тельный, поразительный, потрясающий, удивительный).

«Это был сияющий, солнечный день. Обе стороны Красной площади и фасад напротив (здание ГУМа) были богато оформлены знаменами, красной тканью для флагов и различными большими эмблемами со спортивными медалями, сла­вословиями Сталину и т. д.
В парадных группах и среди участников выступлений было почти столько же девушек, сколько и юношей — "flamingyouth". И какая прекрасная молодость! Все с непокрытой головой, смуглые от загара, большинство только в белых шортах и цветных футболках. Спортсмены каждой колонны были одеты в форму особого цвета. <...> Это было великолепное зрелище. Кроме того, вид­нелись ещё тысячи солдат, загорелых, с гладко выбритыми головами, в синих шортах и спортивной белой обуви. <.> В отдельных частях парада демонстрировались самые разные виды клуб­ной деятельности. Лыжники проезжали прямо-таки ротами — не менее полу­тора тысяч человек в группе. У них под лыжами, очевидно, были подшипники, чтобы скользить по асфальту.
В некоторых колоннах были перекладины, на которых выполнялись гимна­стические упражнения; акробаты делали сальто на высоте в два человеческих роста. Другие катились мимо трибун на коньках или на досках. В одном из представлений участвовали сорок или пятьдесят парней и девушек, показы­вавших свое умение на гимнастических снарядах, продвигаясь при этом далее по площади.
В целом это было одно из красивейших и наиболее примечательных пред­ставлений, которые я когда-либо видел. Конечно, был великолепный день, и удивительная красота молодых людей с совершенными телами и здоровым внешним обликом сделали своё дело, превратив всё зрелище в нечто в высшей степени необычное»[6].

Впечатления о физкультурном параде на Красной площади побывавшего в СССР годом ранее французского писателя Андре Жида удивительным обра­зом совпадают с впечатлениями посла Дэвиса. «Я присутствовал на празднике молодёжи в Москве на Красной площади... Все было устроено великолепно... и даже с отменным вкусом. Прибывшая с севера и юга молодёжь участвовала в параде на Красной площади. Он продолжался несколько часов. Я не представ­лял себе столь великолепного зрелища. Конечно, его замечательные участники были заранее отобраны, подготовлены, натренированы. Но как не восхищать­ся страной и режимом, способным такую молодёжь создавать»[7].

Примером серьёзной подготовки к парадам может стать регламент про­ведения Всесоюзного парада физкультурников 24 июля 1938 г.[8]. Были ут­верждены ответственные за проведение важного мероприятия: командующий парадом — Кузнецов; комиссар парада — Ефремов; главный художник пара­да — Кибардин; главный режиссёр показательных выступлений — Охлопков; дирижёр сводного оркестра — заслуженный деятель искусств комбриг Чернецкий.

При подготовке разработан специальный порядок прохождения колонн. В торжественном марше парада участвовали 35 тысяч человек. Головная ко­лонна, тематически определенная «Наш первый депутат — Сталин!», состояла из 450 человек (командир колонны И.Н. Румянцев, комиссар колонны — Б.П. Шамшин, художник — Г. Кибардин). Сводная колонна физкультурников со­юзных республик включала в себя 2380 человек (командир колонны — Попов, комиссар колонны — Славный).

В спортивно-показательных выступлениях первыми представлялись школьники Москвы. Тема «У советских детей здоровое, радостное детство» (руководитель — Штейнберг). Всего участвовало 250 человек.

Выступление команды Киргизской ССР определялось темой «Советский альпинизм» (руководитель выступления — Ушаков). Участвовало 200 человек.

Выступление Казахской ССР определялось темой «Возрождение народа» (руководитель выступления — Киселёв). Участвовало 200 человек.

Выступление Таджикской ССР определялось темой «Сталин — наше зна­мя» (руководитель выступления — Ергин). Участвовало 200 человек.

Выступление Узбекской ССР определялось темой «Солнечный Узбекистан» (руководитель выступления — Комбаров). Участвовало 200 человек.

Выступление Туркменской ССР определялось темой «Счастливая Туркме­ния» (руководитель выступления — Осипов). Участвовало 180 человек.

Выступление Армянской ССР определялось темой «Цветущая Армения» (руководитель выступления — Мингаян). Участвовало 200 человек.

Выступление Грузинской ССР определялось темой «Грузия — родина Ста­лина» (руководитель выступления — Джавришвили). Участвовало 300 человек.

Выступление Азербайджанской ССР определялось темой «Нефтеносный Азербайджан» (руководитель выступления — Мавромати). Участвовало 200 человек.

Выступление Белорусской ССР определялось темой «Войны мы не хотим, но к бою готовы» (руководитель выступления — Голейзовский). Участвовало 300 человек.

Выступление Украинской ССР определялось темой «Форпост обороны на западе» (руководители выступления — Лейн и Сабенко). Участвовало 400 че­ловек.

Выступление Московского областного техникума физической культуры определялось темой «Орденоносный комсомол» (руководитель выступления — Эмиль Мей).
Сценарий предусматривал следующие эпизоды:
1. «Граждан­ская война»;
2. «Восстановление народного хозяйства»;
3. «Строительство ме­тро»;
4. «Физкультурная молодёжь». Спортивные упражнения. Танец девушек с шарфами. Спортивно-акробатический танец мужчин. Партерная гимнасти­ка. Акробатика.
Участвовало 350 человек.

Выступление Государственного Ордена Ленина института физической куль­туры имени П.Ф. Лесгафта (Ленинград) определялось темой «Военно-морской флот» (руководитель выступления — Орлов).
Сценарий предусматривал:
1. Вы­ход с песней.
2. Построение портрета Сталина.
А также следующие эпизоды:
1. Картина «Море». Танец женщин с шарфами.
2. Картина «Жизнь на корабле». Зарядка. Упражнения на турниках. Упражнения женщин с булавами. Сигнали­зация — «Привет товарищу Сталину». Упражнения со спасательными кругами. Упражнения с винтовками. Краснофлотская пляска.
Участвовало 700 человек.

Выступление Государственного Центрального Ордена Ленина института физической культуры имени Сталина определялось темой «Если завтра во­йна» (руководитель выступления — Моисеев).
Сценарий предусматривал:
1. Построение большой гимнастической пирамиды, переходящей в «живой» акробатический мост, по которому проходят войска.
2. Военизированные упражнения на мотоциклах.
3. Фехтование.
4. Вольные упражнения мужской и женской групп.
5. Заключительная пирамида.
Участвовало 700 человек.

Поистине грандиозные театрализованные спортивные шествия, проходив­шие на Красной площади, были не только яркими и зрелищными действиями. Они становились важнейшими событиями в политической и культурной жиз­ни страны. К постановке парадов привлекались знаменитые режиссёры и ба­летмейстеры — В. Мейерхольд, С. Радлов, К. Голейзовский, И. Моисеев. Весьма интересны в связи с этим воспоминания И. Моисеева[9].

Уже довольно известный к середине 30-х гг. танцовщик и балетмейстер Большого театра И. Моисеев получил совершенно неожиданное предложение. В 1936 г. спортсмены Малаховского физкультурного техникума им. Антипова попросили его поставить им выступление для физкультурного парада на Красной площади.

Моисеев вспоминает, что он «много раз видел парады на Красной площа­ди, и меня всегда поражало, как скучно они делались. Спортсмены выходили медленным церемониальным шагом на площадь, медленно начинали делать упражнения <...> меня удивляло долготерпение тех, кто смотрел эти парады до конца»[10].

Малаховцы очень расстроились, что им дали только 15 минут, Моисеев же решил обернуть непродолжительность выступления в пользу спортсменов и конкурировать с институтами прежде всего за счет динамики. Выступле­ние длилось всего семь минут. В темпе стометровки его участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум даже награ­дили.

В 1937 г. предложения поставить номер для парада поступили к балетмейстеру от многих республик, он же из всех претендентов выбрал Белорусский республи­канский техникум. Каждую неделю он ездил в Минск на два дня для подготовки выступления «Граница на замке», которое задумывалось им в нетрадиционной для парада театрализованной форме. Красная площадь превращалась в берёзо­вую рощу, из неё выходили танки, выбегали солдаты. Исполнители вышли на площадь с маленькими березками, заранее привезёнными из Подмосковья, чем создали иллюзию Белоруссии. Выступление получилось довольно успешным и после парада техникум переименовали в институт, исполнителей наградили ор­денами. Работа же балетмейстера осталась без награды, что, естественно, было очень обидно и отбивало всякую охоту заниматься этим впредь.

Накануне физкультурного парада 1938 г. Моисееву позвонил секретарь ЦК ВЛКСМ Александр Косарев и попросил срочно приехать к нему. Речь опять зашла об участии балетмейстера в постановке номера для парада. Заметив, что балетмейстер  не проявляет желания участвовать в параде, Косарев предупре­дил его протесты: «Дело в том, что товарищ Сталин поинтересовался, поче­му Институт физкультуры имени Сталина уже третий год не получает наград за свои выступления. Ему ответили, что первое место присудили белорусам. Иосифу Виссарионовичу тоже понравилось это выступление, и он спросил, кто его готовил. Когда назвали вашу фамилию, товарищ Сталин сказал: «Пусть он и сделает». Поэтому мы попросили вас приехать»[11].

Результатом этой беседы с Косаревым стала постановка номера «Если зав­тра война». На площадь выбегали спортсмены со щитами в руках и устанав­ливали эти щиты себе на плечи. На них взбирались другие гимнасты и так же образовывали площадку с помощью щитов, на которые влезали третьи. В ре­зультате образовывалось пять трехэтажных пирамид, каждая из которых была увенчана одним гимнастом, принявшим стартовую позу какого-либо вида спорта: пловец перед прыжком в воду, дискобол перед метанием диска... Когда пирамиды выстраивались, перед ними на несколько секунд появлялся плакат с надписью «Если завтра война», закрывавший верхних гимнастов. После того как плакат опускали, на месте спортсменов, готовых начать соревнования, оказывались военные разных родов войск. Вслед за этим пирамиды мгновенно обрушивались и вместо пяти высоких башен зрители видели огромной длины мост, тянувшийся от Исторического музея до Спасской башни. Мост этот со­стоял из щитов, установленных на плечах гимнастов. По щитам стремительно проносились мотоциклы, а вслед за ними на том же пространстве начинались сцены боя. Студенты института им. Сталина настолько успешно исполнили этот номер, что институт получил за него столь желанное Сталиным первое место.

В заключение можно сказать, что изучение истории советского спор­та является в достаточной степени перспективным направлением в области исторической науки. Анализ государственной политики в данной области в обозначенный период позволяет лучше понять не только историю физкуль­турного движения, но и социально-политические процессы, проходившие в Советской России. Методологическая основа представленного исследования базируется на принципах историзма, объективности и системного научного анализа. Работа подготовлена на основе комплексного применения общена­учных методов исследования (описательного, историзма, синтеза и анализа), специально-исторических методов (ретроспективного, сравнительно-исто­рического, проблемно-хронологического). Перечисленные методы использо­вались в совокупности, что позволило обеспечить комплексный подход к ис­следованию.


 В 1939 году Александр Медведкин снимает один из первых советских цветных документальных фильмов по системе П.М. Мершина — «Цветущая юность» (продолжительность 18 мин. (2 части, 493 м), 35 мм) о параде физкультурников, проходившем в Москве 18 июля 1939 года. Совместное производство киностудий: «Мосфильм» и «Ленфильм». Фильм хранится в РГАКФД. Восстановлен киноведом Николаем Майоровым.



____________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Кравченко А. Первый парад / А. Кравченко // Красный спорт. 1937.13 июля.
2. Охлопков Н. Счастливый день / Н. Охлопков // Известия. 1938. 26 июля.
3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 7576. Оп. 10. Д. 1. Л. 2.
4. Там же, Л. 3.
5. Известия (№162). 12 июля 1937 г.
6. Mission to Moscow by Joseph E. Davies, United States Ambassador to the Soviet Union from 1936 to 1938. Simon and Shuster, New York, 1941. P. 174 — 175.
7. Жид Андре. Возвращение из СССР // Андре Жид. Собр. соч. в семи томах. Т. 7. М.: Терра — Книжный клуб, 2002. — С. 351 — 352.
8. Программа Всесоюзного парада физкультурников 24 июля 1938 года. Москва. Красная площадь. — М., 1938. — 32 с. (парад был посвящен 20-летию ВЛКСМ; — прим. ред.)
9. Моисеев И.А. Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь / И.А. Моисеев. — М., 1996. — 224 с.
10. Там же, С.35.
11. Там же, С.37.


Материалы по теме