ТЫСЯЧИ КИЛОМЕТРОВ СО СВОЕЙ КИНОКАМЕРОЙ


31.12.2017

Опубликовано: www.kino-teatr.ru
Тысячи километров проехал со своей камерой по дорогам Чукотки, Колымы, Приморья, кинооператор Дальневосточной студии кинохроники заслуженный деятель искусств Александр Васильевич Личко. 9 мая 1945 года Хабаровск вместе со всей страной праздновал Победу. Улыбки, слезы, фронтовые песни, весенние букеты цветов, черные вдовьи платки —все это в тот день можно было увидеть и услышать на городской площади. И казалось, никому не было дела до людей с кинокамерами. И только шестнадцатилетний Саша Личко не отходил от них ни на шаг. Он мечтал работать в кино. И вот несколько дней спустя отправился на Дальневосточную студию кинохроники. Приняли его лаборантом в цех обработки пленки. А через некоторое время направили в Ленинградский институт киноинженеров — нужны были квалифицированные специалисты. Неизвестно, сколько бы он проработал потом на студии начальником ОТК, если бы не его величество Случай.
Сейчас хорошо известно имя кинопублициста ЦСДФ лауреата премии Льва Данилова. А в то время это был молодой выпускник ВГИКа, приехавший по распределению на Дальний Восток. Как-то потребовалось ему срочно снять сюжет для киножурнала, а свободного ассистента не оказалось. — Слушай Саша — обратился он к Личко — «горит» сюжет, выручи. Расторопность, оперативность помощника понравились Данилову, и он вскоре взял его с собой в Приморье. Неделя, проведенная там, прошла для Личко, как во сне — ведь один из сюжетов режиссер поручил ему снять самостоятельно. Саша отдавался работе со всем пылом. Снимал людей, море, скалы, огни маяка... На студии при просмотре журнала раздался чей-то голос: — Кто снимал сюжет? Личко? Так нечего ему сидеть в ОТК, пусть переходит в операторы.
Так решилась его судьба. Конечно, ни опыта, ни мастерства у него не было, но молодому коллеге помогали ведущие документалисты студии — Л. Данилов, Б. Сарахатунов, В. Лебедь, С. Медынский. Со сколькими людьми встречался оператор Личко — не счесть. Оленеводы, рыбаки, золотодобытчики, моряки... До сих пор в памяти команда дизель-электрохода «Пенжина», шторм в Сангарском проливе. И неимоверное напряжение в те трое суток, когда матросы спасали ценный груз, закрепленный на палубе, а он, Личко, не выпускал камеры из окоченевших рук. Последние кадры снимал с катера, когда дизель-электроход уже входил в бухту. И только тогда сам увидел, что корабль похож на огромную глыбу льда. Если вам доведется увидеть ленту «Пенжина» идет на Север», вы убедитесь в этом.
Побывал в те годы Личко и на побережье Северного Ледовитого океана. Там в маленьком поселке Нешкана живет оленевод Валерий Тыничейвин. Александр Васильевич встретился с ним в Магадане, 15 суток добирались они до Нешканы. Стали друзьями, и оленевод уже не обращал внимания на операторскую камеру. Может быть, потому и получились такими удачными эпизоды встречи оленевода со своими односельчанами. Но кинооператору хотелось заглянуть глубже в жизнь и быт чукчей, и вместе со своим героем он отправился в тундру, в оленеводческую бригаду. Кадры, снятые там были так колоритны, что стали основой фильма. Конечно же, ради них стоило проехать на собачьих упряжках многие километры.
Чукотка навсегда осталась в памяти Личко как край необычайной красоты — тонкой, поэтичной. Такой предстает она и в его фильме «Рассказы о Чукотке». Мастерски снимает оператор отважных рыбаков и охотников, знаменитых косторезов Вукводагина и Туккайя, поражающих своим уникальным искусством.
Путешествия по тундре, тайге сослужили Александру Васильевичу хорошую службу, подготовили для работы на БАМе. Условия, в которых приходилось ему там снимать, не менее суровы. Личко легок на подъем, закален и вынослив, и куда не пройдет машина, туда он все равно доберется со своей камерой, и не страшны ему ни морозы, ни распутица. Коллеги справедливо считают Личко летописцем БАМа. Назову лишь некоторые из картин, которые снимал оператор: «Новоселье», «Два километра», «Пять лет Ургала», «Солдаты БАМа». Пожалуй, нет такого уголка на восточном участке Байкало-Амурской магистрали, где бы он не побывал. Много километров надо порой исколесить, чтобы снять короткий сюжет для киножурнала, который зритель будет смотреть полторы-две минуты. Личко старался в своих репортажах о БАМе отразить не только труд и быт, но и духовный мир человека. Герои его фильмов и студенты-заочники, и участники самодеятельности, и книголюбы.
Дальневосточным кинохроникерам, в том числе оператору Личко, выданы удостоверения «Почетный строитель БАМа». И это признание, безусловно, заслуженно. На Колыме и Чукотке, в Хабаровском крае и Приморье, на Сахалине и Камчатке — повсюду можно встретить оператора. Восемь месяцев в году он в командировках. — Работа кинохроникера действительно требует беспрерывных поездок— говорит Александр Васильевич. — Если найдешь интересный материал, то не считаешься с тем. что только недавно откуда-то вернулся, а скорее снова в дорогу. Главное — не пропустить событие. Вроде бы часто бываю на других стройках, но каждый раз нахожу что-то новое. И не перестаю удивляться, как много успевают сделать люди! Рассказать о делах наших замечательных современников ярко, впечатляюще — долг кинематографистов.