29.12.2017

Опубликовано в СК-НОВОСТИ № 12 (362) 21 декабря 2017 года. Материал печатается с сокращениями.

«Россияне голосуют рублем за наше кино»

Председатель СК РФ Никита Михалков: — <...> вопросы, которые ставились в 2013 году: мало кинотеатров, дорогие билеты, сплошное западное кино, наши фильмы не собирают кассу, зрители уходят в Интернет, мало внимания фильмам для детей, историческому и военному кино, спортивным фильмам. За это время проделана гигантская работа, благодаря Министерству культуры РФ, Фонду Кино, всем членам нашего Союза, кто принимает участие в кинопроцессе. <...>

В 2012 году было 1000 кинотеатров и 3100 кинозалов. В 2016 году – 1700 кинотеатров и 4700 ки- нозалов. 68% цифровых кинозалов было в 2012 году, а осенью 2015 года их стало уже 100%!

«Дорогие билеты». Смотрите: в 2012 году – 225 рублей, по тогдашнему курсу это 7,5 долларов, в 2016 году – 250 рублей один билет (4,3 доллара). Сегодня это одна из самых низких цен на билеты в Европе, что принципиально важно для наших зрителей: для того, чтобы тратить деньги на кино, нужно их иметь, а не всегда они бывают. И то, что зрители идут в кино именно потому, что билеты стали дешевле  заслуга нашей киноиндустрии.

«Сплошное западное кино» – этот вопрос был и на прошлом съезде. Смотрите: в 2012 году в нашем прокате было 17% российских фильмов, а в 2016 году – 26%.

«Российские фильмы не собирают кассу». 2012 год – 6,1 млрд рублей собра- ли российские фильмы. Это 15,5%! 2016 год – 11,6 млрд рублей (23,5%). Россияне голосуют рублем за наше кино.

Посещаемость – очень важная проблема. На наших фильмах были пустые залы. Мало того, встречались люди, которые говорили: «Я вообще больше не буду смотреть российское кино». Согласитесь, во многом вина наша, творцов, которые сумели за это время очень лихо отвернуть зрителя от своего кино. Это была угрожающая тенденция, мы о ней говорили на наших съездах. Теперь смотрите: в 2012 году 28,7 млн зрителей смотрели российское кино, это 16,4%. На 70% увеличилась посещаемость в период с 2012 по 2016 год. 

«Жестокая правда без любви есть ложь»

<...> Мы очень часто слышим словосочетание «авторское кино». <...> Это великое дело. Есть великие авторы. Мы знаем их имена. Но часто «авторским» называется просто плохое кино, когда «автор» ‒ непрофессиональный человек. <...>

Я не говорю, что надо принимать какие-то меры. Я говорю о том, что право на авторский взгляд должно быть у автора, а не у того, кто не умеет снимать кино, называя это авторским взглядом. Ситуация, которая сложилась между зрителем и нами, кинематографистами, заключалась именно в том, что зритель сказал: я не хочу смотреть это кино. Я не хочу видеть себя в мерзости, в грязи. Это не значит, что все должно быть лакировано, чистенько и лживо, нет. Есть гениальная фраза, я не устану ее повторять; один старец потрясающе сказал: «Жестокая правда без любви есть ложь».<...>

Рассказать мне, что я ничтожество, нетрудно, а вот помочь мне выйти из проблем, которые вокруг меня существуют ‒ это задача художника. Нашего, отечественного, российского художника. Для меня большая радость, что люди стали ходить в кино, потому что кино перестало опускать их на дно.

Для меня, например, ключевым является то, что именно такие картины, как «Время первых» или «Салют-7», или «Последний богатырь», или «Экипаж» и так далее – это картины, которые не просто хорошо сделаны – они нужны зрителю. Зритель на них пошел. Мне кажется, это значит, что на сегодняшний день мы начинаем реально выходить из тяжелого кризиса, в котором находились довольно долгое время.

«Не знаю, насколько это реально, но я лично соединил бы Музей кино с Госфильмофондом РФ»

Музей кино. Сколько было вокруг этого скандалов! Что только ни писали! Могу зачитать, но не буду. Помните, что говорили: «Михалков истребил...». Есть люди, которые сидят здесь, в этом зале, и знают ситуацию с Киноцентром, как мы отбивались и так далее. Но вот самое главное, что для меня, честно говоря, довольно обидно и оскорбительно.

Теперь есть Музей кино. Читаю в прессе: «На каких-то задворках, на ВДНХ, где-то там в грязи...». Ну, что за бред! Построен новый музей, с демонстрационными залами, хранилищем, по последнему слову техники. Да, на территории ВДНХ еще идет строительство, но вы же сами понимаете, что будет! Вы же помните, что было на ВДНХ, сколько народу туда приходило, какая это Мекка была в Советском Союзе! И это будет продолжаться. Это сейчас строится.<...>

Не знаю, насколько это реально, но я лично соединил бы Музей кино с Госфильмофондом РФ. Потому что Госфильмофонд – тоже музей. Не знаю, как это сделать юридически, но совершенно убежден, что это должна быть одна большая мощная организация, которая хранит, изучает и показывает кино. Думаю, если будет найдена правильная форма, то, наверное, это было бы целе- сообразно сделать. <...>

«В Крыму должна начаться, вернее, возродиться кинематографическая жизнь»

<...> А еще доложу, что нам поручено было внести предложение по Ялтинской киностудии. Это колыбель русского кино.<...> Это должна быть мощнейшая база, которая в результате имеет возможность ежегодно одновременно снимать до 70-ти картин.

Здесь должно сниматься наше кино.<...> В Крыму должна начаться, вернее, возродиться кинематографическая жизнь. Потому что Крым наш и Ялта наша. Ялтинская студия тоже должна работать на наш, отечественный кинематограф. 

«Они думали, что победа будет за ними, а победа будет за нами»

Сергей Снежкин, руководитель Санкт-Петербургской организации СК России: Я бы вообще не говорил об этой истории – она страшная, гадкая, неприятная, стоила всем нам буквально веры в человечество, потому что в нашем доме завелись воры.  Знаете, в лучшем фильме Алексея Юрьевича Германа «Двадцать дней без войны» герой Юрия Никулина, выступая на митинге, говорил: «Они думали, что победа будет за ними, а победа будет за нами». Вот оно, состоялось – мы победили. Эта победа стоила всем нам более 50 000 000 рублей. И это не конец...<...>
Мы чуть не утратили Санкт-Петербургскую организацию – полностью! Не только имущество, но и организацию! Нас всех выгнали из нашего Дома кино! Автором этого ужасного состояния, автором этого разорения, унижения, гнусности является бывший председатель правления, зовут его Дмитрий, а фамилия его – Месхиев, наш коллега-режиссер... Это было сознательно, была организована преступная группа, это готовилось на протяжении многих лет, по подложным документам делались долги, деньги эти не найдены до сих пор, следов их не обнаружено...<...>
Удалось сделать так, чтобы не унесли последнее, что у нас было – «Репино». Всего-то за 40 000 000 рублей. Актив, который стоит полмиллиарда! <...>

«А еще меня поразила апатия членов питерского союза»

Я вырос на киностудии «Ленфильм», меня туда родители привели. Многих из них знаю. Как они были прекрасны в молодости, как горды, как спесивы! Они делали кино. Меня поразила апатия. Они перестали верить в справедливость. У них мебель выносили из-под задницы, а они покорно это терпели. Я могу назвать вам пять человек, которые спасли это дело: Михалков, Лаврентьев, Тонких, Бабаян и я. Всё. За все время – за почти три года – мне позвонили только два человека, членов Союза, которые выразили солидарность и предложили свою помощь.

«...мгновенно появится Михалков и с хрустом отгрызет «Репино»

<...>На каждом общем собрании Месхиев выступал и говорил: если мы объединимся с российским союзом, то мгновенно появится Михалков и с хрустом отгрызет «Репино». Михалков так и не появился, даже на последнем собрании. А «Репино» чуть не исчезло. Просто вообразите уровень цинизма! Настоящим сообщаю: «Репино» мы спасли, Дом кино мы спасли. Я пригласил за свой счет – это стоит 10 тысяч – православного священника, не будучи очень религиозным. Но я должен был что-то сделать. Я сказал, что нога моя не ступит после вот этих всех людей, которые там за эти два года... Теперь добро пожаловать, приглашаю всех.

«...бесследно исчезли 300 млн рублей, выделенных – вслушайтесь! – на празднование 9 Мая»

<...>Люди, которые воровали нашу собственность, – искушенные, и нам удалось довести до суда только одно уголовное дело – по хищению денег нашего студенческого фестиваля. Но и за все остальное кто-то должен ответить. Город у нас сложный. Люди, которые похищали деньги, пустили разветвленную корневую систему. Достаточно сказать, что Месхиев несколько месяцев был председателем комитета по культуре Городского собрания. Это кончилось диким скандалом, бесследно исчезли 300 млн рублей, выделенных – вслушайтесь! – на празднование 9 Мая. И они исчезли. Месхиева убрали с этого поста, деньги не найдены. Но уголовное дело так и не возбудили, хотя убрали еще и вице-губернатора.

«Мы проводим много бесплатных мероприятий, но «бесплатных» зрителей пока еще не считаем»

Андрей Немиров, директор Курского областного киновидеофонда: - <…> Речь пойдет о деревне, сельском кинопоказе и региональном ки- нопрокате. В Курской области муници- пальная киносеть сохранена и поэтапно модернизируется. Сегодня мы насчитываем 232 киноустановки, большая доля которых приходится на сельские районы области и является вероятно самой большой в России. Некоторые муниципальные кинотеатры и киноустановки уже модернизированы; сейчас доля цифровых уста- новок, работающих с форматом DVD, более 90%. В год мы обслуживаем около 700 тысяч зрителей на платной основе. Мы проводим много бесплатных мероприятий, но «бесплатных» зрителей пока еще не считаем.<...>

Мы сейчас слышали, что доля наших фильмов в прокате по зрителям составляет где-то около 25%. В Курской области доля отечественного кино в муниципальном прокате составляет в среднем по области 70%, в сельских районах – 75-85%. В областном центре, где действуют 6 муниципальных кинотеатров, три из которых – цифровые, доля российских фильмов составляет 57,1% на 2017 год.<...>

«Не доходит зритель до крупных фильмов...»

<...> в последние годы стала остро ощущаться нехватка в сельском репертуаре отече- ственных фильмов – лидеров проката, на которые почему-то не открываются права публичного видео. Это формат DVD, который для наших видеоустановок актуален. Более того, наметилась тенденция, когда продюсер или прокатные организации принципиально не выпускают с правом публичного видео наиболее популярные отечественные фильмы. Перечислю названия: «Сталинград», «Батальонъ», «Битва за Севастополь», «Экипаж», «Викинг», «Дуэлянт», «28 панфиловцев», «Салют-7», «Нелюбовь», «Последний богатырь», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Три богатыря и принцесса Египта». Это самые громкие примеры последних лет. Была озвучена цифра посещаемости этих фильмов – 5-7 миллионов зрителей. Сейчас это считается хорошим достижением. Озвучу и другие цифры: не посмотрели эти фильмы на большом экране примерно 30-40 млн зрителей сельской глубинки в России.<...>

Мало того, для налогоплательщиков, на деньги которых была оказана безвозвратная поддержка этим фильмам на стадии производства и возвратная в прокате. Люди имеют право видеть это кино, потому что это налогоплательщики и избиратели. Политика игнорирования прав публичного видео оставляет без возможности просмотра этих фильмов только в маленькой Курской области реально около полумиллиона зрителей. Таким образом, на наш взгляд, нарушается принцип равной доступности произведений киноискусства для жителей села.<...>

«...мы – культура, а не «Газпром» или «Роснефть», и экономическая эффективность как основная задача культуры никогда не стоит, не стояла и, я думаю, стоять не будет...»

С 2017 года компания прокатчиков «Наше кино» полностью прекратила выпуск копий с правами публичного видео, чем существенно ограничила репертуар муниципальных видеоустановок. Отечественные фильмы, распространяемые прокатной компанией Disney Sony, вообще никогда не выходят в программе публичного видео. Мы не видели «Нелю- бовь», не видели «Последнего богатыря». Не увидим, скорее всего, «Лед». Под вопросом показ на селе таких фильмов патриотической направленности, очень важных для нас, как «Движение вверх» и «Легенда о Коловрате». Это уже «Централ Партнершип». Нам говорят: «Вы возвращаете кинопоказ в эпоху видеосалонов». Мы говорим: нет, мы продаем билеты по прейскурантам, полностью отчитываемся в ЕАИС, а качество показа у нас HD и Full HD. Есть даже 3D-комплексы на базе формата DVD. Нам говорят: неэффективно, дешевые билеты, отсутствие самоокупаемости, нет значительного вклада в суммарный бокс-офис страны. А мы говорим, что мы – культура, а не «Газпром» или «Роснефть», и экономическая эффективность как основная задача культуры никогда не стоит, не стояла и, я думаю, стоять не будет.

«...средняя скорость Интернета в российской глубинке никакая. То есть там ее просто нет, там иногда нет даже сотовой связи»

Нам опять же говорят, что формат DVD способствует развитию пиратства – это самый древний устойчивый миф, – а еще альтернативой называют современные стриминговые услуги – это когда в Интернете можно посмотреть кино в реальном времени. Обращаемся к информации Роскомнадзора, главного борца с пиратством в нашей стране, и читаем, что пиратские копии отличного качества появляются уже на второй день кинотеатрального показа и сливаются в Интернет, где бурно распространяются те самые стриминговые услуги. Публичное видео здесь совершенно не при чем. Тем более, что мы просим открыть эти права минимум через месяц-два после кинотеатральной премьеры. Ну, а по поводу стриминговых услуг я вам скажу, что средняя скорость Интернета в российской глубинке никакая. То есть там ее просто нет, там иногда нет даже сотовой связи.<...>

«Компания Disney выставляет меморандум о том, что фильм должен идти четырьмя-пятью сеансами в день на протяжении одной-двух недель»

<...>Хорошая программа, поддержка цифрового кино в региональных райцентрах. Но это очень дорогой способ показа и не для всех городов. Среднее население райцентра в России – это 5-6-10 тысяч человек, а в кинотеатре один зал. Компания Disney выставляет меморандум о том, что фильм должен идти четырьмя-пятью сеансами в день на протяжении одной-двух недель. Весь городок посмотрит этот фильм за три дня, а дальше ‒ пустые сеансы. Пустые сеансы – это отсутствие сборов. А отсутствие сборов – обязательная гарантия на следующий фильм 30-50 ты-сяч рублей. Вот такая реальность у нас сейчас.<...>

«Найти современный фильм, интересный, например, сельскому населению – большая проблема, истоки которой – в долговременном игнорировании потребностей сельского населения и его прав на приобщение к современному искусству»

Современный кинематограф очень чувствителен ко всевозможным «трендам» и «мейнстриму», как сейчас говорят. Продюсеры и режиссеры большинства фильмов, которым сегодня оказывается господдержка, ориентированы исключительно на пресловутые 5-6 миллионов зрителей мегаполисов, что в случае успеха придут на их фильм. Соответственно, теперь и тематика, и сюжеты, и методы съемки и монтажа фильмов выбираются так, чтобы соответствовать именно этой целевой ауди- тории, именно этим 5-6 миллионам жителей крупных городов. Найти современный фильм, интересный, например, сельскому населению – большая проблема, истоки которой – в долговременном игнорировании потребностей сельского населения и его прав на приобщение к современному искусству. Не буду говорить, к чему это приведет. А сельский зритель сегодня вынужден смотреть ограниченное число в основном не самых популярных, иногда даже не самых лучших по качеству отечественных фильмов.

Получается следующее: при наличии конституционного права на равный доступ к произведениям искусства вне зависимости от условий проживания сельские жители, видя по каналам телевидения рекламу новых фильмов, и прежде всего, отечественного произ- водства, не имеют возможности увидеть эти фильмы на киноэкране и таким образом начинают ощущать себя живущими в какой-то другой реальности, где объявление по телевидению грядущих важных событий не имеет продолжения в действительности. Объявленные фильмы не показывают, объявленные нововведения не появляются. Напом- ню, речь идет о 30-40 миллионах наших земляков, обладающих всеми правами, в том числе, избирательным.<...>

Необходима государственная поддержка государственного кинопроката. И лучшее, по нашему мнению, решение ‒ создание государственной кинопрокатной компании.

«Продавая права на публичный видеопоказ в Липецкую область, мы обнаруживаем наш фильм во Владивостоке...»

Леонид Верещагин, член Правления СК России: – <...>Но что такое публичный видеопо- каз? Это незащищенный формат, который только стимулирует видеопиратство. Продавая права на публичный видеопоказ в Липецкую область, мы обнаруживаем наш фильм во Владивостоке, и это абсолютно естественно. Мы не сумасшедшие, чтобы не извлекать прибыль из того количества потенциальных зрителей, о которых говорил Андрей. Просто туда еще не дошел формат DCP. Есть государственная поддержка, программа, предложенная Министерством культуры РФ. На сегодняшний день с 2015 года выделено уже 4 млрд рублей на развитие киносети в малых городах. Мы увеличим к 2018 году общее количество залов на 20%. В этом заинтересованы мы все, потому что для продюсеров это дополнительное извле- чение прибыли из того, что мы делаем, и это дополнительный охват аудитории.<...>

В ваших мобильных телефонах вы можете сразу посмотреть, сколько собирает тот или иной фильм. Вот так – просто включил и увидел. Это было сделано и Министерством культуры РФ, которое финансирует эту программу, и Фондом Кино, который это реализовал.<...>

«...исследования, сделанные нами (РГАКФД), свидетельствуют о том, что на рубеже ХХ-XXI веков в кинодокументах, которые лежат нынче в Красногорском архиве, история России сфальсифицирована»

Римма Моисеева, заместитель директора Российского государственного архива кинофотодокументов: - Я – представитель Российского государственного архива кинофотодо- кументов, который все знают как Красногорский архив. Нас очень озаботило исчезновение с экранов и из кинопроизводства кинолетописи, которая началась вместе с появлением кинематографа и сейчас является очень серьезным фрагментом и сегментом исторической кинопамяти нашей страны – Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации.

Что мы относим к кинолетописи? Это кинопериодика, это остатки от монтажа документальных фильмов, это сюжеты, которые снимаются «в стол» для того, чтобы быть использованными в каких-то новых произведениях в дальнейшем.

Хочу сказать: в Советском Союзе созданию кинолетописи придавалось очень серьезное значение, и средства на ее создание у государства находились всегда. Даже в суровые годы Великой Отечественной войны выходили постановления правительства о том, чтобы показывать боль, кровь, поражения и победы советского народа в этой войне. На базе именно этой фронтовой кинолетописи созданы замечательные произведения, которые посвящены сохранению исторической памяти нашего народа.

В настоящее время среди историков, архивистов, кинодокументалистов идут очень серьезные обсуждения, как возродить кинолетопись. Она не должна сниматься на злобу дня – для этого существуют телевизионные репортажи. Это должны быть определенные сюжеты, определенные съемки, без политического подтекста, отражающие объективную историю нашей страны, характеризующие динамику развития нашего общества, науки, культуры, экономики.

Уверяю вас: исследования, сделанные нами, свидетельствуют о том, что на рубеже ХХ-XXI веков в кинодокументах, которые лежат нынче в Красногорском архиве, история России сфальсифицирована. Этого в дальнейшем допускать нельзя. Воссоздание кинолетописи нужно рассматривать как одну из задач с государственной поддержкой и разработать концепцию.

Хочу сказать: время идет, а последние материалы в виде альманахов были переданы нам в 2005 году. 12 лет мы формируем все какими-то урывками – где-то какой-то сюжет прихватим, где-то получим еще что-то. Документалисты знают, как по крохам мы собираем объективную картину. Но это должно быть систематично, грамотно и сниматься во всех регионах нашей страны. Тогда это будет серьезно, тогда это будет сохранением исторической памяти.

Господа кинематографисты! Каждый из вас, и не только документалисты, но и создатели игрового кино, был у нас в Красногорске, и летопись, снятая вашими предшественниками, использовалась крайне активно и используется, продолжает использоваться. Вы знаете и «Обыкновенный фашизм», и «Летопись полувека» – можно назвать много-много замечательных фильмов, созданных за звукомонтажным столом. Нужно, чтобы этот поток информации не прекратился. Не будет быстрой окупаемости таких инвестиций, не будет. Но через 10-20 лет потомки скажут вам спасибо за то, что в условиях, когда молодежь перестает читать, в условиях, когда полностью исчезает эпистолярный жанр, в условиях, когда аудиовизуальный документ занимает превалирующее положение, опять для нас важнейшим из искусств становится кино. В этих условиях история страны должна быть сохранена. 

«Администрация городского округа Красногорск считает своим долгом и делом чести увековечить память фронтовых кинооператоров, внесших свой вклад в сохранение национальной независимости и суверенитета нашей родины»

Клим Лаврентьев, заместитель председателя СК России: - (зачитывает) «Уважаемые де- легаты! Администрация городского округа Красногорск Московской области просит поддержать инициативу создания в городском округе Красногорск памятника фронтовым кинооператорам. Именно в Красногорске находится единственный в России Федеральный архив фотодокументов, являющийся особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Данный архив осуществляет вечное хранение кинолетописи Великой Отечественной войны как составной части исторической памяти нашего народа, донесшей до нас горечь поражений и радость побед в самой кровавой войне в истории человечества. Кинолетопись Великой Отечественной войны создавалась с риском для жизни, многие киноопе- раторы не вернулись с поля боя, но в памяти поколений навсегда сохранятся созданные ими уникальные кадры кинохроники. Администрация городского округа Красногорск считает своим долгом и делом чести увековечить память фронтовых кинооператоров, внесших свой вклад в сохранение национальной независимости и суверенитета нашей родины. Мы рассчитываем на поддержку вами нашей инициативы, ибо вы, как никто другой, понимаете и цените огромный вклад фронтовых кинооператоров в общее дело нашей великой Победы и сохранения исторической памяти народа. С уважением, глава городского округа Красногорска Хабиров».

Есть предложение направить в администрацию Красногорска от имени съезда письмо поддержки создания памятника фронтовым кинооператорам. 

«У нас давно нет никакого ОТК. И одна из проблем, почему наши фильмы не могут быть показаны даже по каналу «Культура» – это то, что они не проходят ОТК»

Сергей Мирошниченко, член Правления СК России: - <...> В отличие от моих коллег в игровом кино и в анимации, думаю, мы, документалисты, переживаем сейчас самый тяжелый период в истории за последние, наверное, сто лет. <...> Уничтожены практически все документальные студии; спасибо, сохранили «Лендок», здесь Вячеслав Тельнов – это ему личное спасибо – спасает «Лендок». Новосибирская студия закрылась, Ростов – даже здание снесли на всякий случай, потому что оно – памятник архитектуры. Видел недавно Самарскую студию, которую тоже кто-то не то купил, не то прибрал. И так произошло со всеми организациями, которые аккумулировали все силы документалистов на местах, ту самую летопись создавали эти студии, о которой сейчас говорят.

Министерство культуры РФ выдает средства на всю страну, на огромное количество фильмов – по-моему, от 200 до 300 ежегодно – каким-то непонятным иногда организациям, которые имеют год от роду. Эти студии одноразовые, они не отвечают ни за то, что снимают, ни за то, что сдают в архив, ни за качество. За это время, я думаю, многие документалисты так и не узнают, что такое цветокоррекция, что такое звук 5.1. У нас давно нет никакого ОТК. И одна из проблем, почему наши фильмы не могут быть показаны даже по каналу «Культура» – это то, что они не проходят ОТК. Поверьте мне, я знаю, разговаривал со специалистами. Просто по звуку и по изображению. За это время общий бюджет наших фильмов, на всех нас, документалистов, составил сумму меньше, чем, например, бюджет Электротеатра «Станиславский» за год. То есть он не увеличивался, несмотря на инфляцию, несмотря на то, что происходило за последние годы; он не увеличился ни на копейку. Более того, так как стараются помочь всем – и это правильно, всем надо помогать – бюджет картины, даже по отношению к тому, что выделяет ВГТРК, уменьшился в два раза. А уж там-то понимают, что деньги стали дешевле. И там поднимают сметы, а у нас сметы не поднимаются, и на то, что выдают, снять уже можно только бомжей, что и делают наши коллеги, большая часть коллег.

При этом мы ежегодно выпускаем специалистов, которых принимаем со всей страны. У меня учатся со всей Сибири, из Якутии, из Красноярского края. Куда они поедут? Куда поедут эти высококлассные специалисты, которые уже участвуют в Московском международном кинофестивале? За это время закрыли канал «24_ DOC». Я просто поражен был – никто не поддержал канал. <...>Я предлагаю также создать интернет-канал документального кино <...>

«А несколько лет назад, по-моему, я видел невероятный документ о том, что какая-то компания, в которой и муж, и жена, и дети, одну картину, другую, подряд пять или шесть картин снимают»

Никита Михалков: - <...> Меня это дело удивляет. Мы совершенно справедливо говорим об увеличении субсидирования документального кино, говорим о необходимости кинолетописи. И в то же время Сергей Валентинович тоже совершенно справедливо говорит, что деньги дают неизвестно кому. А несколько лет назад, по-моему, я видел невероятный документ о том, что какая-то компания, в которой и муж, и жена, и дети, одну картину, другую, подряд пять или шесть картин снимают. Видит эти картины кто-то, не видит? Там какая-то серьезная бодяга внутри происходит в распределении этих денег.

Мне кажется, что здесь очень важно не просто попросить денег – ну, дадут их нам, и опять они пойдут каким-то домотканым самодельным студиям. Думаю, нужно создать какой-то фильтр для того, чтобы эти деньги все-таки шли на дело, шли тем, кто умеет снимать кино. <...> И самое важное решение – собрать в январе или в феврале Всероссийское совещание, форум кинодокументалистов, на котором все эти проблемы нужно поднять. Это будет консолидированное желание и просьба к государству и к Министерству культуры РФ наших прославленных кинодокументалистов. 

«Первоисточники, негативы, хранящиеся в Госфильмофонде и которые находились в бывших киностудиях, пропадают и находятся на грани уничтожения»

Николай Бородачев, генеральный директор Госфильмофонда РФ: - <...> Хочу рассказать об общем со- стоянии фондов бывших хроникально-документальных киностудий и вообще фондов всех киностудий. Их было около 30-ти, все авторские права принадлежат Госфильмофонду Российской Федерации, за исключением «Мосфильма». Первоисточники, негативы, хранящиеся в Госфильмофонде и которые находились в бывших киностудиях, пропадают и находятся на грани уничтожения. Мы три года вывозим фильмы с киностудий документальных фильмов, «Леннаучфильм», «Ленфильм». И вы знаете, в каком состоянии они находились? Ужас, ужас. Вовремя, слава Богу, мы вывозим. Вы знаете, что на Хабаровской студии первоисточники тоже на грани уничтожения? Потому что нам права передали, фонды передали, а финансово никто не поддержал. Правительство ни рубля не выделило на это. Мы своими силами все делаем.
<...> А вы знаете, что три раза было покушение на уничтожение Госфильмофонда? А сейчас четвертый… И только он (Никита Михалков) от этого спас. Потому что это действительно кинодостояние не только российского народа, но и мирового сообщества.

А знаете, что сделала Ростовская студия кинохроники? Уничтожила негативы, сожгла для получения серебра. Где мы сейчас найдем это? Когда мы обратились к ним, еще Сергей Лазарук обратился, пошли угрозы…

Нужно обращение съезда к Правительству или Президенту, чтобы восстановили киностудии хроникально-документальных фильмов во всех регионах Российской Федерации. Это первое.
Второе – чтобы открыли кинозалы для показа хроникально-документальных кинофильмов на бюджетной основе.

«Посягают на Госфильмофонд РФ, потому что это – деньги, потому что это – желание получить в собственность картины, которые были произведены на тех или иных студиях»

Никита Михалков<...> Открыть в каждом регионе кинотеатр для документального кино – это пока что утопия. А вот сохранить Госфильмофонд РФ от разорения, от истребления организацию, которая занимается реставрацией, сохранением, оцифровкой – это принципиально важный вопрос. Посягают на Госфильмофонд РФ, потому что это – деньги, потому что это – желание получить в собственность картины, которые были произведены на тех или иных студиях. Я понимаю: желание заработать есть у всех, но кто будет заниматься и думать о реставрации и сохранении этих картин? Госфильмофонд – если хотите, вопрос государственной безопасности, потому что это культурное наследие огромной страны, он имеет мировое значение, совершенно с этим согласен.<...>

«...нужна новая экономическая политика, новая экономическая модель развития Союза кинематографистов России...»

Валерий Тонких, заместитель председателя СК России: - Подробный отчет – в книге «От съезда к съезду». Я остановлюсь на кратком анализе, тенденциях, выводах, программе действий на будущий период. Основные статьи доходов Союза кинематографистов в отчетный период – у вас перед глазами (презентация на экране. ‒ Прим. ред. СК-Новости). С точки зрения финансов в отчетном периоде мы жили лучше, чем в предыдущее четырехлетие. <...> Это первая тенденция. Если в предыдущее четырехлетие у нас на конец года всегда был дефицит бюджета, то в эти годы на расчетных счетах остаток на конец года всегда колебался от 20 до 80 миллионов рублей. Это позволило нам тратить на нашу деятельность гораздо больше денег.

Более того, следует признать, что расходы растут быстрее, чем доходы. Главное – эти расходы не капитализируются. Все деньги, которые добываются председателем Правления, Исполни- тельной дирекцией, в основном, идут на зарплату, мероприятия, но не на созидание. И это третья тенденция, о которой я хотел сказать.

Из этого следует вывод: нужна новая экономическая политика, новая экономическая модель развития Союза кинематографистов России, которую я предложил бы вашему вниманию в сле-дующих пунктах:

  • реализация инвестиционных проектов
  • реконструкция с элементами нового строительства Дома ветеранов кино на Нежинской улице;
  • Дом творчества кинематографистов «Репино» ‒ то, за что мы боролись, побеждая банкротство Санкт-Петербургской организации СК России;
  • реконструкция с новым строительством Дома творчества «Болшево»;
  • реконструкция Центрального дома кинематографистов; 
  • создание сети управляющих компаний Союза кинематографистов России по управлению объектами недвижимости, которые будут сформированы на базе этих инвестиционных проектов;
  • оптимизация расходов (у нас сумасшедшие расходы, особенно по заработной плате) – надо будет возвращаться к этому вопросу;
  • повышение эффективности нашей повседневной традиционной коммерческой деятельности
  • арендные отношения и так далее;
  • проекты Молодежного центра СК России на условиях самофинансирования;
  • наша молодежь сейчас взялась за создание креативного молодежного кластера, но на базе самофинансирования – помещения ЦДК, где раньше был банк, мы отдаем молодежи для этой программы.

<...> Мы провели большое маркетинговое исследование, посмотрели массу вариантов и сегодня предварительно выносим на ваше суждение покупку дома отдыха в Подмосковье.

Это парк-отель «Анива», который находится в Ногинском районе в 48 км от МКАД. Территория в 13 гектаров. Великолепный парк, лес, лесное озеро в центре территории. В хорошем состоянии, на сегодня действующий. Находится прямо на Кольцевой дороге, очень удобно будет добираться из любой точки Московской области. Из Москвы примерно полтора часа по Горьковскому шоссе на машине. Порядка 42-х гостиничных номеров, около 100 человек. Принадлежит частным лицам, собственнику, а покупать будет Союз кинематографистов России на деньги, которые поступят от проекта по Дому ветеранов кино ( Дом ветеранов кино (далее ДВК), широко известный как Дом творчества и ветеранов в Матвеевском, учрежден в 1975 году постановлением Совета Министров СССР, Исполкомом Моссовета, Союзом кинематографистов СССР; в 2017 году ДВК исполнилось 40 лет; — прим. ред.). Если инвестиционные проекты заработают, появятся деньги, мы увеличим количество мест, достроим медицинский корпус, спа-комплекс с бассейном.

Александр Стефанович, председатель Контрольно-ревизионной комиссии СК России: - <…> На IX съезде была избрана Контрольно-ревизионная комиссия. При- оритетными направлениями ее работы стал контроль над соответствием Устава Союза кинематографистов России законодательству РФ в деятельности Союза, это первое. Второе – контроль над финансово-хозяйственной деятельностью и контроль за сохранением и использованием собственности Союза. В период между IX и X съездами мы провели 9 заседаний. Члены комиссии присутствовали на всех пленумах, а председатель был практически на всех заседаниях Секретариата. Во всех этих совещаниях представители комиссии принимали активное участие с правом совещательного голоса и были совершенно независимы. <…>

Из заключения независимых аудиторов следует, что финансово-хозяйственная деятельность проходила без особых нарушений, за исключением Санкт-Петербургской организации СК России, но об этом я скажу отдельно.

Аудиторы отмечают улучшение качества бухгалтерского учета. Нарушений налогового законодательства не выявлено. Случаев отчуждения или неэффективного использования имущества тоже не выявлено. В ходе проверок отмечено, что расходы в каждом случае носили целевой характер и были подтверждены требуемыми по законодательству документами.

«...в июне 2015 года была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности Санкт-Петербургской организации СК России с участием независимых аудиторов. Проверка выявила серьезнейшие нарушения»

 В 2015 году, как известно, произошло банкротство. Причиной его стали невыполнимые долговые обязательства Дома творчества «Репино» перед такими кредиторами, как ООО «Бета» на сумму 3 600 000 рублей, ООО «Курорт девелопмент» – на сумму 6 000 000 рублей и перед частным лицом, Месхиевым Дмитрием Дмитриевичем, бывшим руководителем Санкт- Петербургской организации СК России – на сумму 13 769 776 рублей.

В схеме получения и расходования этих кредитов аудиторы предположили признаки мошенничества. Были допущены многочисленные финансовые нарушения (например, проведение денежных средств не через расчетный счет, а через кассу, откуда через два дня они снимались). Под вопросом оказалось и назначение платежей.

Один пример: закупка угля для котельной неработающего Дома творчества «Репино». Причем, если потребление угля для отопления работающего дома творчества составляло 500 тонн в год, то в неработающем оно почему-то выросло в 3 раза. Кстати, приобретался этот уголь явно по завышенным ценам. Но самое интересное – следов этого угля на территории дома творчества не обнаружилось. А когда аудиторы попросили показать им хотя бы шлак от сгоревшего угля, то ни шлака, ни даже угольной пыли не оказалось. А это 25 железнодорожных вагонов угля по 60 тонн каждый.

А чего стоит, например, внезапное увеличение стоимости уборки помещений в 10 раз, которое как раз совпадает с получением очередного кредита! Или почти два десятка проигранных аудиторами в арбитражных судах дел, и все по одной единственной причине – неявки адвоката.<…>

«Мы можем спасти не одну жизнь...»

Клим Лаврентьев: - <...> В 2015 году Елена Ивановна Третьяк проанализировала причины смерти кинематографистов за 2012-2015 год. Оказалось, что это онкология и сердечно-сосудистые заболевания. И около 50% умерших – молодые и среднего возраста кинематографисты. Встает вопрос диагностики. Один из крупнейших медицинских центров в Москве ‒ ЦЭЛТ, в котором имеется самое современное мировое медицинское оборудование и который за два дня в состоянии полностью обследовать и выдать рекомендации на необходимое лечение. «Урга...» (Фондом помощи ветеранам кино «Урга – территория любви») направил туда 10 молодых кинематографистов, у троих из них – начальная стадия сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. Мы их стали лечить, но семейный фонд Виктора Вексельберга «Добрый век», с которым мы сотрудничаем и который нас финансирует, не разрешил нам финансировать лечение молодых. Это нарушение устава «Урги...» и договоренности Никиты Сергеевича с Вексельбергом. А ситуация очень серьезная. Я обращаюсь к съезду с просьбой: принять решение о включении в ежегодную смету расходов Союза кинематографистов России сумму в размере 1 500 000 рублей. Из расчета 60 тысяч рублей – стоимость одного двухдневного обследования для 20-ти молодых кинематографистов <...>  <...> в год. Мы можем спасти не одну жизнь.

Предлагаю от имени нашего съезда направить Виктору Феликсовичу Вексельбергу глубочайшую благодарность за помощь, которую он нам оказывает.


В рамках повестки дня состоялось внесение изменений в Устав СК России. В декабре 2016 года IX пленум Союза кинематографистов России утвердил состав Уставной комиссии СК России в количестве 13-ти человек из Екатеринбурга, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Москвы, Московской области, Самары, Казани, Владикавказа и Иркутска.

Комиссия рассмотрела более 100 замечаний и предложений. При регистрации делегатов всем был вручен проект Устава, в котором красным цветом отмечались все изменения и дополнения. К.А. Лаврентьев зачитал с трибуны каждый пункт, и, согласно процедуре, делегаты съезда голосовали за каждое изменение и дополнение. Новая редакция Устава будет опубликована в апрельском номере газеты «СК-Новости» после утверждения Министерством юстиции РФ.

По результатам открытого голосования председателем Союза кинематографистов России избран Никита Михалков. Постановления съезда и избранные составы Правления СК России, Секретариата СК России, Приемной и Контрольно-ревизионной комиссий будут опубликованы в январе 2018 года. 


Материалы по теме