«Россия, которую мы сохранили...»

Газета «Тихоокеанская звезда» к 75-летию Дальневосточной студии кинохроники (2002 год).

08.12.2017


Автор:
Дмитрий КОШЕВОЙ

Опубликовано: КАДРЫ, КОТОРЫЕ ОНИ СОХРАНИЛИ; 09 апреля 2002 года, «Тихоокеанская звезда» — общественно-политическяа газета

Дальневосточная студия кинохроники, старейшая в стране, отметила в конце марта (2002 года) свой день рождения. 75 лет назад вышел первый номер киножурнала «Дальневосточная кинохроника Совкино».

Сама студия выпустила к этому событию новый фильм, показ которого состоялся в минувшую пятницу. Он представляет «нарезку» наиболее памятных кадров, сделанных дальневосточными кинохроникерами. Его название — «Россия, которую мы сохранили», и моменты истории Дальнего Востока, отображенные в ленте, действительно выбраны интересные.

Как рассказывает директор студии Александра Рыбакова, рождение этого учреждения было само по себе остросюжетной историей. Задержали как-то пограничники китайских контрабандистов и нашли у них странный аппарат, похожий на фотографический, и запас пленки к нему. К счастью, среди пограничников оказался офицер-адъютант погранотряда Алексей Кушешвили, который увлекался фотосъемкой в свободное время. Он-то и определил: штука эта — не что иное, как кинокамера. Сделал несколько сюжетов, отослал их на Центральную студию документальных фильмов в Москве, и их включили в киножурнал. Дальше — больше: Кушешвили предложили создать на Дальнем Востоке студию кинохроники, и в 1927 году она выпустила первый киножурнал.

На фото сотрудники Дальневосточной студии кинохроники: операторы А.В. Борзунин (пятый слева), А.З. Кушешвили; семья Гулиных, В. Мирный и Н. Шкулин (первый справа. Фото из семейного архива Натальи Суховой (внучки А.В. Борзунина).

За эти годы на Дальнем Востоке произошло немало событий, достойных внимания кинолетописцев. И все они нашли отражение в киножурналах, выпущенных студией. Встреча Полины Осипенко и ее экипажа, конфликт на КВЖД, военные действия с японцами во время Великой Отечественной войны, визиты первых лиц государства на Дальний Восток, красоты тайги и многое другое. Все это снимали операторы — основоположники студии Валентин Мирный, Александр Борзунин, Иван Чешев и их последователи Федор Фартусов, Александр Личко, Игорь Мирный, Алла и Юрий Михлик. Когда-то давно, еще студентом, сюда приезжал на практику Эльдар Рязанов.

Те славные времена хорошо отражены в юбилейном фильме. Не забыли, кажется, ничего. Картина столь познавательна, что ее можно рекомендовать к просмотру на школьных уроках краеведения. Кинопленка — бесстрастный свидетель истории, как событийной, так и повседневной.

Начинается все с кадров военного быта красноармейцев 20-х годов. Далее следуют события на КВЖД, бои на озере Хасан, Маньчжурия, встреча отважных летчиц во главе с Полиной Осипенко — военизированная эстетика советской жизни

20-30-х годов ощущается сполна. В гражданскую жизнь хроника начинает постепенно выкарабкиваться где-то ближе годам к 50-м, если ориентироваться по хронологии (а фильм четко выстроен хронологически). Александр Личко, например, объездил с кинокамерой почти весь север Дальнего Востока — Камчатку, Чукотку, Колыму, побережье Северного Ледовитого океана.

А визиты знаменитостей — чем не светская хроника? Среди хорошо известных кадров приезда на Дальний Восток советских генсеков, писателей и актеров есть любопытный эпизод: молодой Никита Михалков в парадной морской форме стоит в строю по стойке смирно. Это не съемки очередного фильма, как поясняет голос за кадром. Никита Сергеевич действительно проходил службу на флоте на Камчатке. Александр Личко рассказал мне легенду, что когда к Михалкову пришла первая слава (фильм «Я шагаю по Москве»), его знаменитый отец решил, что сыну нужно поучиться уму-разуму, и пошел в военкомат с просьбой отправить Никиту послужить Отечеству. Куда-нибудь недалеко от Москвы. Военные просьбу мэтра перевыполнили: отправили молодого человека аж на Камчатку. Где тот честно и отслужил полагающийся срок.

Современность входит в кинохронику вместе с художником Геннадием Павлишиным, вносящим в храм созданную им икону, — это кадры из недавнего фильма студии «Если Бог своим могуществом...». И заканчивается лента поклоном медведя — питомца дрессировщика Игоря Машукова.

Александр Личко, монтировавший фильм «Россия, которую мы сохранили», говорит, что работа над нарезкой велась до самого последнего момента. Хотелось включить больше кадров, но... Объять необъятное невозможно.

Сейчас студия не та, что была раньше. Государство скупо по отношению к науке, образованию, что уж говорить о кинохроникерах. Но, несмотря на все трудности, работа идет, фильмы снимаются, хроника ведется. И лет эдак через 70-80 на Дальневосточной студии кинохроники наверняка выйдет фильм, который назовут «Россия, которую мы сохранили. Часть 2».
______________________________

СПРАВКА

Дальневосточная студия кинохроники:

  •  в 1923 — 1925 — Дальневосточное отделение «Госкино», Владивосток;
  • в 1925 — 1929 — АО «Дальневосточное Госкино» (иногда дальневосточное краевое отделение  «Совкино», фактически работало с 1927 года), Хабаровск;
  • в 1929 — 1938 — Дальневосточная студия кинохроники;
  • в 1938 — 1940 — Хабаровская студия хроникально-документальных фильмов;
  • с 1940 — Дальневосточная студия кинохроники;
  • с 1977 — Дальневосточная ордена "Знак Почета" студия кинохроники;
  • с 1995 — государственное (унитарное) предприятие "Дальневосточная ордена "Знак Почета" студия кинохроники" ;
  • с 2004 и по настоящее время — федеральное государственное унитарное предприятие "Творческо-производственное объединение Дальневосточная ордена "Знак почета" студия кинохроники" Министерства культуры Российской Федерации (ФГУП ТПО "ДАЛЬКИНОСТУДИЯ").

С 1928 — начала выпускать ежемесячный киножурнал, позднее — документальные фильмы и киноочерки.

  • 22 августа 2017 года Информагентство "Хабаровский край сегодня" сообщило, что весь находящийся в Хабаровске фильмофонд должен быть передан на хранение в Москву.


Материалы по теме