«Зима и весна сорок пятого...»

Режиссер Лев Данилов о Джемме Фирсовой.

16.12.2017

Режиссер, сценарист. Лауреат Ленинской премии (1980).

Опубликовано: в журнале "Работница", 1979 год

Уже после того, как режиссер Джемма Фирсова поставила документальный многосерийный кинофильм «Зима и весна сорок пятого...» (1971; четырёхсерийный фильм; ТО «Экран»; авторы сценария: С. Жданова, Д. Фирсова; режиссер: Д. Фирсова; — прим. ред. #МузейЦСДФ)  и он с громадным успехом прошел по экранам мира, ее не раз спрашивали: "Скажите, откуда вы, молодая женщина, так хорошо знаете войну, понимаете ее?"

Джемма Фирсова с отцом Сергеем Михайловичем.

Этот же вопрос задала ей и я. Вот что ответила мне Джемма: "Так случилось, что всю войну, до самого конца, я с родителями провела на фронтах Северо-Западном, Втором Белорусском, Четвертом Украинском... Наверное, это и определило мои интересы, даже черты характера, все, что составляет сущность человека...

Как это ни парадоксально, я не могу сказать, что война подавила меня, хотя бывали случаи, когда мы ехали мимо вчерашнего поля боя, на котором еще лежали  трупы, и мать закрывала мне глаза, чтобы я всего этого не видела... Может быть, потому, что детская психология обращена все-таки не к трагедии, не к жестокости, а к лучшему, светлому. Это было и время наиболее яркого и полного проявления человеческой личности, полной отдачи сил и энергии. Видимо, это состояние, душевный подъем, в котором находились окружающие, передался и мне, ребенку".

Да, она видела собственными, хоть и очень юными глазами многое из того, что происходило и в сорок втором и в сорок третьем, видела Сиваш весной сорок четвертого... А сорок пятый год, о котором рассказывает ее фильм «Зима и весна сорок пятого...», глубоко пережила. Оттого ее взгляд на войну не заемный, выводы о ней свои, видение свое, как и свое, навсегда отложившееся в душе ощущение атмосферы того времени... Плюс, конечно, труд, талант в отборе материала, умение донести до зрителя правду истории. Эта удивительная лента рассказывает о том, как шли и развивались события на полях Европы в последние месяцы, недели и дни второй мировой...

Прежде чем приступить к работе, Джемма Фирсова пересмотрела миллионы метров пленки в киноархивах. Я говорю "миллионы" не случайно, а взяв эту цифру из ее же сухой служебной рапортички. Как известно, один метр пленки идет на экране две секунды.  А она провела в просмотровом зале много дней, отыскивая кадры, которых еще не было на экране и которые с беспощадной силой несли бы правду о войне, передав, с одной стороны, ощущение ее жестокости, а с другой - ярко рассказав о героизме советского солдата, о его великом подвиге...

И Джемма нашла такие кадры. Они сложились в волнующую киноповесть, занявшую четыре часа экранного времени. Невозможно было оторваться  от телевизора, когда шла «Зима и весна сорок пятого...». Зрители увидели Европу взметенную, униженную, борющуюся, непокоренную, сражающуюся, растерянную, мудрую, недоумевающую... Европу недоверчивую и Европу распахнутых сердец. Европу в слезах и Европу, приветствующую великую Победу... Этот фильм вернул на экран песни тех лет и слова тогдашних меморандумов, голоса и облик советских солдат, принесших людям победу и навсегда оставшихся в нашей памяти молодыми.

«Зима и весна сорок пятого...» — фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-документ, поднявшийся до высот настоящего искусства. Недаром он был удостоен столь высокой награды — Государственной премии СССР.

Джемма Фирсова, автор и режиссер этой ленты, скорее похожа на киноактрису. Ее и снимают — много и охотно. Своим актерским дебютом сама Фирсова считает роль Нины Чародеевой в «Хождении по мукам». Потом она играла в фильмах «Последняя остановка», «Алые паруса», «Война и мир», «Белая птица с черной отметиной», «Черное солнце», «Это сладкое слово "свобода"», «Хроника ночи»...

Но интереснее всего, по словам актрисы, ей было сниматься у режиссера Юрия Ильенко в «Белой птице с черной отметиной» "Роль сельской ведьмы, вернее, колдуньи — таинственной, но доброй, именно такой я кажусь юному герою, — была настолько неожиданна и интересна, что я жила только ею, не обращала внимания на то, как режиссер работает с другими актерами, что прежде меня всегда интересовало..." — рассказывала Джемма.

Ей всегда хотелось прожить еще одну, совершенно другую жизнь, перечувствовать то, что в обыденной жизни пережить и перечувствовать не удается, и когда предлагаемая ей роль удовлетворяет этим требованиям, соглашается сниматься.

В остальное время она больше режиссер. Слова о том, что "режиссура не профессия, а образ жизни", она услышала тоже в детстве. Их произнес замечательный режиссер Михаил Ромм, снимавший в ту пору фильм «Секретная миссия», главным военным консультантом по которому был назначен полковник Сергей Фирсов, отец Джеммы. И девочка, присутствовавшая вместе с ним на съемках, впервые именно тогда услышала эту фразу и запомнила ее.

— Я искала для себя такую профессию, дело, которое могло бы захватить меня целиком, объединить все мои увлечения, - рассказывает Джемма, и вдруг оказалось, что такая профессия существует.

Спустя семь лет после встречи с Роммом в 1955 она пришла во ВГИК. Но не подошла к Ромму и не напомнила ему, что она та самая девочка, которая присутствовала на съемках "Секретной миссии" и с отцом которой он подружился... Она сказала ему об этом лишь после того, как сдала все экзамены во ВГИК и поступила на первый курс, который вел А.П. Довженко.

Ее сокурсниками были Отар Иоселиани, Гунар Пиесис, Георгий Шенгелая, Лариса Шепитько... Джемма, как и все они, мечтала об игровом фильме. И, защитив диплом, занялась поисками сценария. Но ей неожиданно предложили сделать для телевидения картину о политических песнях французских шансонье. Картина называлась "Я часто спрашивал себя". Работа по-настоящему увлекла ее, и когда Владислав Микоша пригласил Джемму снимать вместе с ним документальный фильм «Поезд в революцию» (1969; ЦСДФ; автор сценария совместно с В. Микошей, П. Московским, Н. Лыткиным, В. Семеновым; Главный приз «Золотой голубь» на международном кинофестивале в Лейпциге; — прим. ред. #МузейЦСДФ) она с радостью согласилась, тем более что история была ее давним увлечением. Потом был фильм «Стокгольм, который помнит Ленина» (1970; ЦСДФ; совместно с В. Микошей, П. Московским, Н. Лыткиным, В Семёновым; — прим. ред. #МузейЦСДФ). Обе эти работы, как теперь выясняется, уже были подступами к «Зиме и весне сорок пятого...», «Битве за Кавказ». Училась возрождать прошлое. Историю с большой буквы.

После «Зимы и весны сорок пятого...» у нее было немало предложений — и достаточно заманчивых — сняться в нескольких интересных ролях, сделать художественный фильм. Но она не могла и не умела раздваиваться. И целиком отдалась работе над «Битвой за Кавказ» (1979; ЦСДФ; 9-й фильм 20-ти серийной киноэпопеи "Великая Отечественная"; режиссер и автор текста: Д. Фирсова; — прим. ред. #МузейЦСДФ). Фильм этот был одним из многих, входящих в цикл «Великая Отечественная», или, как ее называют на Западе, «Неизвестная война».

И снова началась работа в киноархивах, снова миллионы метров пленки и поиски самого выразительного, самого правдивого, самого характерного кадра.

Она восстановила драматический ход главных боев за Сталинград и Кавказ. Восстановила, чтобы сегодняшнему зрителю было легче представить как жили, сражались, гибли на войне, и понять главную историческую закономерность: народ победить нельзя"

 ...Идет на нас и проходит мимо камеры нескончаемая колонна солдат. Камера пристально всматривается в каждое лицо усталое, запыленное, прекрасное... Это о них, бесстрашных, защитивших Отечество, сказал Михаил Светлов:


Проплывут гвардейские знамена,
И ракеты вспыхнут на пути,
Каждого гвардейца поименно
Пригласив в бессмертие войти...

Этому большому фильму Джемма Фирсова предпослала десятиминутную ленту «Память навсегда» (1974; ЦСДФ, Серебряная медаль А. П. Довженко; — прим. ред. #МузейЦСДФ): о встрече Леонида Ильича Брежнева со своими боевыми друзьями по 18-й десантной армии, с которыми он воевал на Северо-Кавказском фронте.

Полковник Л.И. Брежнев (на фото справа). 1942-1943 гг. Фото Марка Трояновского.

В фильме-прологе воспроизведены фотографии военных лет. Фотографии тех, кто ушел на фронт и не вернулся... Снимки сделаны у бруствера окопа, у деревца за орудийной позицией, на борту корабля, за пулеметом... Многие из них исцарапаны, попорчены водой, выгорели и выцвели, а порой просто недодержаны или сняты не в фокусе, но в каждом живет время. На фоне тиканья часов, тревожного стука метронома, мелодий тогдашних песен звучат фамилии тех, кто навсегда ушел от нас. Просто фамилии и просто имена. Никакого комментария. И это перечисление имен потрясает душу.

На этом я вполне мог бы закончить рассказ о режиссере и актрисе Джемме Фирсовой. Но невозможно не уделить внимания ее творческим планам. Пусть о них скажет сама Джемма:
 "Снимая документальные фильмы, я иногда мечтаю не только об игровом кинематографе, но и о научно-популярном. Хотела бы делать и мультипликационные фильмы. Для меня весь кинематограф един, режиссура — это действительно не профессия, а образ жизни. С каждым годом я все более и более утверждаюсь в правоте этих слов... И работаю не только ради результата — он никогда не удовлетворяет, для меня важнее самый процесс — процесс познания мира через то, что я делаю".