Опубликовано: журнал "Словесница искусств" №1 (9) 2002 год
Человек с камерой на плече поднимается на вулканы, бредет по заснеженной тундре, пробирается сквозь разлапистую тайгу, спит где придется. Километры дороги, недели не слишком уютного житья, и все это ради нескольких минут хроники в киножурнале или документальном фильме. Но для человека с камерой это неважно. Он, если хотите, одержим своей профессией.
Так можно писать о кинохроникере. О настоящем, до кончиков пальцев. В истории Дальневосточной студии кинохроники немало таких было, кто забирался в самые непроходимые дебри и привозил оттуда сюжеты, от которых и сегодня захватывает дух. Анатолий Игнаков, проработавший на студии больше двадцати лет, — один из них.
Его наставником, или, как тогда говорили, шефом, стал Иван Иванович Чешев. Для двадцатилетнего парня — настоящая удача. Потому что попал в руки на самом деле уникального человека. Веселый, неугомонный, влюбленный в Дальний Восток, Чешев был оператором от бога. Чешев научил своего молодого ассистента главному: мгновенно реагировать на событие, ничего не упускать.
Сам Чешев не раздумывал, когда в марте 1969 года, буквально через несколько часов после трагических событий на острове Даманском, к нему обратились представители Комитета госбезопасности с предложением отправиться туда с кинокамерой. Чешев — к тогдашнему директору студии Алехину, а тот категоричен: «Не смей уезжать!». Но дух кинохроникера силен, разве усидишь? Чешев, прекрасно понимая, что может попасть в опалу, все же позвонил Игнакову, они прибежали на студию, захватили оборудование, уже в машине размотали пленку. Вертолет доставил на Даманский Ивана Чешева, Анатолия Игнакова и корреспондента ТАСС Григория Хренова. Именно эти трое стали первыми очевидцами последствий конфликта российских пограничников с китайцами, а кадры, сделанные Чешевым, легли потом в основу фильма «Провокация на Уссури». Позднее отдельные кадры использовал в картине «Зеркало» Андрей Тарковский.
К слову сказать, после возвращения с Даманского Чешеву не влетело от начальства. Напротив, в герои записали. Но для Ивана Чешева это вряд ли имело большое значение. Вот когда он появлялся со своей камерой в стойбище, на рыболовецком стане или в шахте и люди радостно говорили: «Ваня приехал!», это было настоящей радостью.
Так начинал работу на Дальневосточной студии кинохроники Анатолий Игнаков. Он так же, как и его учитель, забирался в самые немыслимые места, искал интересные темы. Два месяца жил в тайге с удэгейцами, чтобы сделать для журнала «Дальний Восток» сюжет об охоте на медведей. Все было: непроходящее чувство холода, бросившийся на него медведь, остановленный буквально в трех метрах меткой пулей старика-удэгейца, обратный путь в одиночку сквозь тайгу, когда пришлось все оборудование тащить на нартах.
Для Анатолия Игнакова каждая командировка — это приключение. Правда, не всегда веселое и легкое. Снимал фильм с режиссером Татьяной Макаровной Васильевой «Ребенок Севера». Вертолет доставил их в нужное место ( там когда-то упал Тунгусский метеорит), высадил посреди тундры в ботиночках на тонкой подошве и улетел. Целую неделю жили они при минус сорока мороза в чумах, превращаясь к утру в заиндевелые фигуры.
Но для кинохроникера главное — работа. Между прочим, среди операторов Дальневосточной студии кинохроники больше всего отснятых фильмов и сюжетов на счету у Анатолия Игнакова. Это факт.