Михаил Глидер — кинооператор-комбриг


30.12.2017

Иосиф Милькин (1913 — 2006)

Киноинженер, воинское звание  гвардии майор, главный инженер ЦСДФ в 70-е годы.

Источник: Газета "Новости Недели" (Израиль) от 11 августа 1997 года

Из кинооператоров Центральной студии документальных фильмов Миша Глидер ничем особенно не выделялся. Это был среднего роста, слегка сутулый человек, державшийся скромно, пожалуй, даже застенчиво, и одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять, что он спортом никогда не занимался и военной подготовки не проходил*. И, конечно, никому не могло бы прийти в голову, что пройдет совсем немного времени и этот скромный, мешковатый с виду человек станет смелым, решительным боевым командиром, кавалером многих советских и иностранных орденов.

С первых дней Великой Отечественной войны кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (Центральной студии кинохроники) разъехались по фронтам снимать боевые действия регулярной армии и партизан.

Проводы кинооператоров на фронт. Михаил Глидер среди провожающих (слева на фото). Кадр из фильма 25 ЛЕТ ЦСДФ.

В числе этих кинооператоров был и Миша Глидер. Ему предстояло отправиться на Украину — в партизанский отряд  которым командовал знаменитый Сидор Ковпак.

Не успел Миша снять пару боевых эпизодов, как фашисты предприняли большими силами (до двух дивизий) крупномасштабную военную операцию против отряда Ковпака.

Трезво оценив ситуацию и поняв, что в такой обстановке кинооператору в отряде оставаться опасно, Ковпак предложил Мише отправиться на Большую землю с ближайшим связным самолетом. Но Глидер категорически отказался от этого предложения.

Он заявил, что кинооператоров в Москве достаточно и без него, а лишний боец в партизанском отряде может даже очень пригодиться. 

После такого заявления Миша обильно смазал киносъемочный аппарат машинным маслом, завернул в промасленную тряпку, упаковал в цинковый ящик из-под патронов и закопал под сосной. Это место он отметил на карте, а на дереве сделал условную зарубку.

Забегая вперед, скажу, что после войны Миша нашел место "захоронения" своего киносъемочного аппарата, откопал его и продолжал им снимать. Как известно, киножурнал "Новости дня" начинался в то время со Спасской башни Кремля. Так вот этот план снят Мишей тем самым киноаппаратом, который он откопал после войны. 

Сложив с себя обязанности кинооператора, Миша стал рядовым бойцом одного из партизанских отрядов соединений Ковпака. Оказалось, что он прирожденный, Б-гом данный, партизанский боец и командир.

Шел последний год войны.

В это время в Чехословакии, в Праге, вспыхнуло восстание против фашистских оккупантов. Но боевого опыта у восставших не было, и им грозило полное уничтожение. Встал вопрос о необходимости прислать им опытного партизанского командира. Выбор пал на Мишу Глидера.

Спустившись на парашюте в Праге и разобравшись в обстановке, Миша из разрозненной толпы неопытных повстанцев быстро сформировал бригаду и возглавил её.

Известно, что гитлеровцы, особенно части СС, отступая, пытались уничтожать населенные пункты вместе с жителями. Так вот, бригада Миши Глидера преградила путь карателям и спасла от уничтожения несколько чешских городов.

Когда  Миша после войны вернулся на студию, его гимнастерку украшали, кроме советских, еще тридцать орденов и крестов государств антигитлеровской коалиции. 

Бригада, сформированная Мишей, после войны не была расформирована, а осталась как боевое соединение в составе вооруженных сил Чехословакии. Ежегодно, в день формирования бригады, в Праге проводился парад бригады, на который обязательно приглашался ее организатор и первый командир  Михаил Глидер. Его встречал на вокзале почетный караул бригады, а командир докладывал о ходе боевой подготовки. 

Я видел на экране этот парад, снятый московскими кинохроникерами. Глидер стоит на пять шагов впереди тогдашнего президента Чехословакии Антонина Новотного и, проходя перед Мишей, бригада склоняет перед ним боевое знамя.

Вскоре после войны один из спасенных Мишиной бригадой чешских городов присвоил ему звание почетного гражданина и выделил ему в пожизненное бесплатное пользование двухэтажный дом. Миша же на полученный за снятые им фильмы гонорар закупил необходимые медицинские инструменты и оборудование для родильного дома, разместил все это в выделенном ему особняке и ... подарил его муниципалитету города!

Здесь следует отметить, что сам Миша, подаривший двухэтажный дом в Чехословакии городскому муниципалитету, сам продолжал жить в подмосковном поселке Раменское в маленькой двухкомнатной хибарке вместе с женой, дочерью и родителями. Но, будучи человеком скромным, никогда никому о своих жилищных условиях не говорил и ничего не просил. И только незадолго до смерти получил небольшую двухкомнатную квартиру в одном из отдаленных районов Москвы.

Миша продолжал снимать хроникально-документальные фильмы и сюжеты для киножурналов. Орденских планок он не носил, а гимнастерку со своими орденами и крестами надевал только в День Победы.

На фото в верхнем ряду стоят (слева направо): оператор Вадим Горбатский, звукооператор Юрий Оганджанов, осветитель Анатолий Кирпиченков, мастера по свету Василий Литвинов (?) и бригадир осветителей Марк Хатаевич. Сидят (слева направо): супертехник Вячеслав Топорков, (?), генерал-майор, дважды Герой Советского Союза (во время Великой Отечественной войны — командир партизанского соединения) Сидор Артемьевич Ковпак; кинооператор Михаил Глидер. Фото из личного архива Галины Ивановны Горбатской.

Миша продолжал снимать хроникально-документальные фильмы и сюжеты для киножурналов. Орденских планок он не носил, а гимнастерку со своими орденами и крестами надевал только в День Победы.

Однажды на студии произошел такой случай. Товарищи по работе решили отметить Мишин День рождения и сказали об этом директору студии. А директором тогда был Владимир Николаевич Головня, человек хитрый и антисемит по убеждению. Он был достаточно умен для того, чтобы устраивать всякие пакости евреям чужими руками, оставаясь сам в тени. Узнав о намерении отметить Мишин День рождения (ему тогда исполнялось 60 лет), Головня сказал, что воевало много людей и он не видит основания для того, чтобы столь пышно отмечать юбилей только одного из воевавших. Это каким-то образом стало известно бывшим командирам партизанских отрядов. Накануне юбилея к Головне явились двое бывших партизан и сообщили, что в день Мишиного юбилея они поставят у входа на студию своих часовых, предварительно выбросив студийную охрану, и на студию придут все, кто считает своим долгом поздравить Мишу.

Головня понял, что дело "пахнет керосином". После ухода партизан он сказал секретарше, что плохо себя чувствует, уехал со студии и "проболел" целую неделю. А в день юбилея приехало столько партизан и служащих регулярной армии, что, как говорится, яблоку упасть было негде. Прошел юбилей в теплой дружественной обстановке. К величайшему сожалению, это был последний юбилей Миши. Вскоре он умер от сердечного приступа.

Гражданская панихида состоялась на студии в большом тонателье. На похороны прилетела специальная делегация Чехословацкого Генштаба. Все время, пока длилась панихида, с четырех сторон гроба с Мишиным телом стояли четыре чехословацких генерала в парадных мундирах с траурными повязками и траурными лентами на обнаженных шпагах.

Директор студии, естественно, на студии в этот день не появился. Никого из официальных советских представителей тоже не было. И в последней путь этого человека проводили только его боевые товарищи.
_____________________________________________________

ПРИМЕЧАНИЕ:

* По-видимому, автор статьи не знал, что 1918 году Михаил Глидер вступил добровольцем в ряды Красной Армии, где находился до декабря 1923 года (из книги А. Дерябина "Создатели фронтовой кинолетописи"; Изд.: —М.; Госфильмофонд России; стр. 193).Так что военный опыт у него был и, причем, немалый.