Источник: сборник «Библиотечка спортсмена подводника»; выпуск 13; стр. 60 – 67; (Изд.: ДОСААФ; 1965)
Прежде чем начать описание бокса, хочется объяснить, почему описывается аппарат «Конвас», а не какой- нибудь другой. Потому что он отвечает трем весьма существенным требованиям, которые приобретают решающее значение при выборе аппарата, предназначенного для подводных съемок.
Аппарат имеет зеркальный обтюратор, обеспечивающий возможность визуального контроля по матовому стеклу, контроля резкости изображения и визирования через съемочный объектив; компактен и удобен для перезарядки (кассета магазинного типа, исключающая прикосновение пальцев к пленке в процессе перезарядки, что чрезвычайно важно в условиях работы, когда руки всегда влажные).
Компактность является одним из главных условий, предъявляемых не только к киноаппарату, но и к любому прибору, предназначенному для работы под водой. И особо учитываются эти требования в случаях, когда подводник использует приборы при плавании.
Требование компактности относится не только к кинобоксу, но и в равной степени к фотобоксу, подводным фонарям и т. п.
Забоксировать — защитить от воды — можно, по существу, любой кино- или фотоаппарат. Но дело не в том, чтобы изготовить непромокаемый футляр — бокс — и перед объективом установить стеклянное окно (и обязательно плоскопараллельное), как многие стремятся, считая это решающим условием, а сделать бокс таким, чтобы он обеспечивал максимальное удобство при работе под водой, по возможности сохранив все свои качества.
Киноаппарат с зеркальным обтюратором должен сохранить свое основное качество — визуальный контроль. Бокс под «Конвас», не имеющий вывода лупы наводки, не может считаться качественным. Применение дорогого аппарата в данном случае не оправдано. Это же относится и к боксам для фотоаппаратов. «Конвас» ПКА-60, а попросту «Шарик», как раз и был сделан с учетом этих требований (рис. 1).
Аппарат «Конвас» — это шар, слегка удлиненный в месте разъема, примерно на 20 мм, с внутренним диаметром 290 мм, толщина стенок 5 мм, наружный диаметр 300 мм, расчетный вес около 20 кг. Шар делится на две равные половины — полусферы (рис. 2).
В передней полусфере на специальном «столике» при помощи «ласточкиного хвоста» устанавливается аппарат и запирается специальным замком. На передней полусфере установлены ручки управления объективом. Слева — ручка фокуса, справа — диафрагмы (рис. 3).
Изменение фокусирования и диафрагмирования осуществляется при помощи шестерен, приводимых в действие ручками, соединяющимися с соответствующими шестернями — секторами, установленными на объективе. На ручках имеются сменные
шкалы фокусировки и диафрагмирования, соответствующие конкретным объективам. Отношение передач от ручек к объективу подобрано с таким расчетом, чтобы имелась возможность «растянуть шкалу». Шкала должна размещаться по возможности на всей длине окружности ручки. Наиболее удобным является отношение 2:1, при котором расстояние между делениями шкалы вполне растянуто, шкала легко читаема и погрешности в неточности установки сводятся до минимума. Съемочное окно — иллюминатор — рассчитано на применение максимально широкоугольной оптики от f =16 мм до f =75 мм. Иллюминатор круглый диаметром 170 мм. Для применения длиннофокусной и анаморфотной — широкоэкранной оптики бокс снабжается дополнительным иллюминатором с тубусом — трубой, — который ставится вместо стекла иллюминатора.
В задней полусфере, выполняющей роль крышки, установлены в специальных гнездах — контейнерах — серебряно-цинковые аккумуляторы СЦ-25 или СЦ-15 (пять банок).
На крышке имеются два иллюминатора: один для счетчика метража и второй для лупы (иллюминатор визирования). Последний снабжен мягким резиновым козырьком, перекрывающим маску. Так как визирование — наблюдение — ведется одним глазом, то необходима световая защита от паразитного света, маска обязательно должна прижиматься к иллюминатору лупы, в противном случае практически пользование оптическим визиром (рассматривание изображения на матовом стекле) невозможно. Контакт между маской водолаза и иллюминатором визирования обязателен не только для нашего аппарата, но и для всех зеркальных фото- и кинобоксов.
Учитывая удаление глаза наблюдателя не только от иллюминатора, но, что более важно, от задней линзы окуляра лупы аппарата, мы изменили конструкцию существующей у «Конваса» лупы, несколько удлинив окуляр. Наш окуляр имеет «вынесенный зрачок». Для рассматривания изображения через этот окуляр глаз удален на 4 — 5 см от задней его линзы, что и требуется при работе в водолазной маске. На задней полусфере имеется герметизированный тумблер — выключатель, расположенный рядом с ручкой держания и управления аппаратом. Полусферы снабжены ножками в форме «крылышек», которые служат лишь как опоры для удержания разомкнутых полусфер и никаких иных функций не несут.
Герметика. Ручки управления объективом герметизируются при помощи обыкновенных жировых сальников. Хлопчатобумажная нить, жгут, косичка провариваются в смеси говяжьего сала (лучше всего «нутряного» — две части сала и одна часть тавота), зажимаются уплотняющей гайкой, от руки без применения ключа. Система эта проста, надежна и проверена многолетним опытом. Тумблер защищен резиновым колпачком. Полусферы соединяются между собой шестью болтами, завинчивающимися в специальные резьбовые гнезда при помощи торцового ключа. Обе полусферы бокса в месте разъема образуют два фланцевых кольца, имеющих шесть «ушек», через которые проходят болты. В переднем фланце в «уши» заделаны резьбовые втулки, в заднем болты проходят свободно. Торцы «ушек» углублены на 4 мм относительно плоскостей прижима. Торец переднего фланца имеет специальный выступ — венчик размером 3×4 мм, расположенный по центру фланца, имеющего ширину 10 мм. Фланец задней полусферы имеет специальную выточку (канавку) шириной 12 мм, глубиной 5 — 6 мм, в которую заделано кольцо из вакуумной резины толщиной 6 мм. При завинчивании болтов в первую очередь начинает вдавливаться верши- на венчика закругленной формы, резина продавливается и раздается в стороны, уплотняя канавку. Чем сильнее нажим, тем больше венчик выдавливает резину, которая охватывает вертикальные стороны венчика, и, наконец, доходит до его основания, при последующем нажатии плоская часть фланца передней полусферы прижимается к резине и получается надежный герметизирующий замок.
Практически достаточно зажать резину лишь настолько, чтобы в нее вдавился венчик. Применение сферических крышек, а в данной шарообразной конструкции тем более, создает наиболее выгодные условия, при которых полностью используется перепад давлений, равномерное их распределение. С возрастанием глубины полусферы все сильнее прижимаются друг к другу и, естественно, сильнее сжимают резину. Нужно только одно условие, чтобы ничто им не мешало на пути сближения, вот поэтому «уши» и удалены за плоскости торцов фланцев и предусмотрено все, чтобы не создавалось механических заклиниваний.
В данной конструкции кинобокса никаких систем противодавления мы не применяем и даже считаем их ненужными. Особый и очень важный вопрос в конструировании бокса — вопрос балансировки.
«Конвас» позволил нам в шаре диаметром 290 мм все разместить, отцентрировать и отбалансировать. В передней полусфере, под столиком, на котором крепится аппарат прочно закреплен свинцовый балласт весом около 0,5 кг (кольцо из меди, которым зажат иллюминатор, тоже является передним балластом). Основной балласт (свинец весом 3 кг) находится в задней полусфере и то- же закреплен намертво с низу полусферы под кассетой. С боков кассеты расположены аккумуляторы. Как видно из описанного, основной балласт сосредоточен на дне и выполняет роль внутреннего киля. Часть веса, сам аппарат, металлическое кольцо иллюминатора, аккумуляторы расположены вдоль горизонтального центра шара верхняя его часть — пустота (воздушный пузырь).
Вся конструкция в целом как бы подвешена к своей вершине, внутреннему поплавку. Бокс, так же как и мно- гие подводные кинобоксы, имеет приспособления для крепления крыльев, стабилизаторов, но практика работы с нашим боксом отвергла их. Крылья нужны лишь тем аппаратам, в которых невозможно достичь точной балансировки. Мы не пользуемся крыльями еще и потому, что крылья снижают маневренность аппарата. Парусность крыльев порой не дает возможности быстро развернуть аппарат. В ряде случаев нужно, чтобы аппарат имел отрицательную плавучесть, для этого снаружи задней полусферы, в нижней ее части, имеются три резьбовых гнезда, к которым на трех болтиках крепится свинцовый дополнительный груз. Но отрицательный вес не должен превышать трех килограммов, который легко преодолевается пловцом, не вызывая излишних напряжений, как при всплытии с аппаратом, так и для удержания его на поверхности.
Избыточная положительная плавучесть кино- и фото- аппаратов, подводных фонарей и т. п. требует от аквалангиста лишних усилий, затраты сил, вызывающих быстрое утомление и все вытекающие из этого физиологические последствия, не говоря о том, что это обстоятельство создает ряд неудобств в самом процессе съемки, когда нарушается устойчивость аппарата.
Выбранная нами форма шара оказалась очень удачной в части маневренности и равномерности — однозначности — сопротивления при движении с аппаратом в любых направлениях. Шаровая форма позволила достаточно точно его отцентрировать (имеется в виду весовая центровка), что придало аппарату в воде большую устой- чивость, хорошее автоматически действующее «чувство горизонта».
Иллюминатор нашего бокса сделан из оргстекла толщиной 6 мм. Мы применяем оргстекло потому, что оно безопаснее, его проще герметизировать, нет опасения в заклинивании, перекосах, перенапряжениях, которые приводят к авариям.
Корпус бокса, да и, по существу, весь бокс в целом сделаны на 95 процентов из пластмассы винидуры (винипласт). Полусферы выдавлены, все остальное приварено винипластовой проволокой. Вопреки всем предсказаниям применение пластмассы себя полностью оправдало. Отпала необходимость в антикоррозийных покрытиях, окраске. Боксы служат у нас четыре года, из них два года работы в Тихом океане. Сочетание винипласта и плексигласа (оргстекла) позволило нам, например, иллюминаторы счетчика и лупы — визира — просто заваривать (оргстекло очень хорошо варится горячим воздухом). Бокс прошел практические испытания на глубине 40 м.
Особо бережного отношения требует внутренняя поверхность иллюминатора. Перед установкой аппарата в боксе внутренняя сторона иллюминатора промывается спиртом и протирается ватным тампоном досуха. Наружная поверхность практически не работает, мелкие царапинки в воде невидимы. А так как объектив очень близко расположен от поверхности иллюминатора, то незначительные механические дефекты настолько вне фокуса, что они не сказываются на качество съемки.
В целях борьбы с запотеванием мы помещаем в наши боксы патроны с влагопоглотителем (селикагель). В ряде зарубежных конструкций применяется метод продувки — промывки бокса сухим сжатым воздухом. Из бокса удаляется влажный воздух. Кроме технических средств, против запотевания существует и просто организационный способ — не перегревать аппарат на солнце. Аппарат всегда должен находиться в тени или должен быть покрыт влажной тряпкой. Храниться он должен в закрытом виде — герметизированный. Надо помнить, что в условиях работы на море, у воды, воздух влажный и особенно ночью, в утренние часы. Спущенный в воду аппарат не рекомендуется часто вынимать из воды без нужды, особенно из холодной на жаркое солнце.
Бокс из винипласта, несмотря на то что удобен в обработке и технологии, сварке и др., имеет и ряд недостатков. Главным недостатком является хрупкость корпуса. Аппарат боится ударов и перегревов свыше 60 — 80°. Более целесообразно применять для изготовления боксов стеклопластик. Стеклопластик позволяет в некоторых случаях — для целей усиления конструкции или заделки необходимых металлических деталей, резьбовых колец, гаек, болтов и т. п. — применять металлическое армирование, если при применении винипласта мы прибегаем к сварке, то при стеклопластике сварка заменяется приклеиванием.
Применение стеклопластика при изготовлении боксов, которые, к сожалению, льются из алюминиевых сплавов, упростит их производство и увеличит срок службы.