Фрагмент из книги Анатолия Лайбы "Восхождение к Антарктиде" (2012), которую можно назвать документальной летописью первых советских антарктических экспедиций 1955 — 1958 годов.
Императорские пингвины, хлопотливые соседи зимовщиков на станции Мирной, очень помогали эту зимовку скрашивать, как сейчас говорят, положительными эмоциями. К ним ходили все, когда выпадало свободное время и была хорошая погода.
В середине июля появились в колонии первые птенцы, что еще более усилило интерес к ним зимовщиков. В ходе визитов они воочию видели, сколь тяжела пингвинья жизнь и как много гибнет едва народившихся птенцов.
Одного месячного замерзающего птенца, выставленного из «детского сада», подобрал доктор Палеев и принес под полой в санчасть. Он поселил его в бойлерной, подстелив в углу мягкую тряпку. Кормил вначале кусочками размороженной рыбы, а когда Петька подрос — целыми рыбинами, которые тот жадно заглатывал.
Это был самый успешный случай приручения императорского пингвина. Он привязался к Николаю Романовичу, как домашняя собачка. Когда доктор совершал обходы полярников для медицинского обследования, Петька бежал следом и терпеливо поджидал своего «родителя» на очередной крыше. Если же доктор уходил надолго (дежурства на метеостанции, весенние полеты), Петька оставался с доктором Михайловым. Но стоило Палееву поднять крышку домашнего люка, как Петька бросался к двери и нетерпеливо стучал клювом.
Петька стал героем фильма «Повесть о пингвинах» (1958; Производство: ЦСДФ), который снял Александр Кочетков. Это по его просьбе доктор Палеев приносил Петьку снова в колонию и выпускал на лед. В фильме есть кадры подросшего Петьки, с любопытством знакомящегося со своими сородичами или же выясняющего отношения с пришедшими по весне адельками.
Но стоило Палееву обозначить уход домой, как Петька бросался на брюшко и догонял врача. «Его даже звать не надо было, — говорил мне Николай Романович, — он там ни за что не хотел оставаться». Приходил в колонию с камерой в руках кинооператор Александр Кочетков. Долго сидел без движения на морозе, чтобы птицы к нему привыкли и успокоились.
Он снимал их на камеру с рук, с колен и лежа со льда. Из разрозненных и случайных эпизодов постепенно складывался увлекательный фильм со своим любовным сюжетом и семейной драмой. Он выбрал в главные герои одного самца-императора и наблюдал за его поисками невесты, ухаживанием, брачными играми и появлением на свет единственного, как и положено, большого яйца. Миряне о замысле кинооператора уже знали и теперь гадали: кто родится — мальчик или девочка? И даже заключали пари. Трудно сказать, каким образом спорщики намеревались установить пол, так как внешне самцы и самки не отличимы.
Впрочем, до определений дело не дошло. Налетела жестокая 3-дневная пурга, и пингвиниха вместе с яйцом замерзла. На этом сюжет оборвался. Но за будущий фильм уже переживали все 90 мужчин, и на посиделках в кают-компании единогласно решили: фильм надо продолжать. Безутешному главному герою подбросили утерянное другой парой яйцо. Он его благодарно принял, и этот факт удалось заснять на пленку.
Через два месяца у счастливого отца родился сын Петя. Далее его роль в будущем фильме играл в основном уже другой Петя: детеныш, отвергнутый родителями и «усыновленный» доктором Палевым. Такова краткая история создания увлекательного и доброго фильма Александра Кочеткова «Повесть о пингвинах» , вышедшего на экраны в 1958 году.
Талантливый закадровый текст, сочиненный журналистом Олегом Строгановым, читает в этом фильме известный народный артист Сергей Образцов. Фильм разошелся по всему миру, дублированный на английский, французский, немецкий, арабский, шведский, норвежский, датский, албанский и корейский языки.
Справедливости ради, надо сказать, что первым фильмом о жизни императорских пингвинов стал фильм Марио Маррэ «Aptenodytes forsteri», вышедший на экраны Франции в декабре 1953 года. Снимались потом и другие фильмы, в частности, недавний французский же полнометражный фильм «Марш пингвинов», но черно-белая «Повесть о пингвинах» не потеряла своей прелести и по сей день.