ЛЕГЕНДА И БЫЛЬ...

Заявка М.А.Трояновского на сценарий фильма о русской авиации (1965).

23.08.2017

Марк Трояновский

Оператор, фронтовой кинооператор, режиссёр-документалист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Лауреат двух Сталинских премий (1947, 1948).

Из книги: Марк Трояновский. ...С ВЕКОМ НАРАВНЕ. Дневники.Письма. Записки (Изд.: — М; РОССПЭН; 2004)

С незапамятных времен люди с завистью заглядывались на птиц, парящих в просторах воздушного океана. И людям верилось, что отсутствие крыльев исправимо, и наиболее пытливые умы серьезно задумывались над возможностью полета человека.

Из глубокой древности дошла до нас красивая легенда об Икаре — человеке, первым поднявшемся в воздух, хотя и заплатившем своей жизнью за осуществление дерзкой мечты.
Над проблемами воздухоплавания работал один из самых талантливых людей всех времен и народов — Леонардо да Винчи.
Но мечтали о полете не только гении, каким был великий флорентиец или древнегреческий Икар, которому успешный полет принес бы свободу. Просто человеку ощутимо не хватало крыльев!
Наиболее одаренные люди чувствовали это острее. Но иногда мысли о полете рождались у дотоле безвестных людей. Таким был и русский деревенский парень, который четыреста лет тому назад смастерил крылья и спланировал на них с высокой колокольни.
В начале Х1Х века академик Захаров поднимался на воздушном шаре. На орнитоптере парил Ребиков.
А. Можайский был конструктором первого в истории авиации самолета. Не утеряны имена и многих других русских, внесших свой вклад в создание современной авиации.
Все это стараются «забыть» многие зарубежные историки. Не хотят помнить об этом и зарубежные кинематографисты.
На 1 Международном фестивале авиационных и астронавтических фильмов в г. Довилле (Франция, сентябрь 1963 г.), на котором был показан и наш фильм «Москва — Антарктида» (Производство: ЦСДФ; 2 части; цветной; реж.-оператор; Марк Трояновский), я увидел несколько фильмов, претендующих на освещение истории авиации.
Среди таких картин, было два полнометражных фильма — «Могучий полет» (Англия) и «Чудесные крылья» (Франция).
Оба фильма очень интересны включенными в них кинодокументами начиная с начала века — полеты бр. Райт, Блерио и многих других, а также кадрами более поздних событий в развитии авиации.
Но обе картины совершенно исключают всякое упоминание как о русском дореволюционном периоде, хотя это время отмечено немалыми успехами русских авиаторов, так и полностью замалчивают советский период.
Наличие таких картин, обедняющих историю авиации, наводит на мысль о необходимости создания правдивого документального фильма по истории воздухоплавания, авиации и полетов в космос.
Наши киноархивы хранят ценнейшие кадры, в которых за — фиксированы первые русские летчики и их полеты. Богато представлен советский период.
Съемки авиационных отрядов в годы Первой мировой и Гражданской войн.
Показ удививших весь мир трансконтинентальных полетов на Дальний Восток и на Аляску.
Полеты Бабушкина и Чухновского, спасших членов экспедиции Нобиле.
Подвиги целой плеяды славных полярных летчиков, ставших первыми Героями Советского Союза за эвакуацию лагеря челюскинцев на дрейфующих льдах Чукотского моря (лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза: Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов, Иван Доронин и, в числе других спасателей, были награждены высшей наградой СССР — орденами Ленина. А. В. Ляпидевский первым удостоился награждения медалью «Золотая Звезда». За помощь при спасении челюскинцев ордена Ленина были удостоены и двое американских бортмехаников, Клайд Армстед (Clyde Armistead) и Уильям Левери (William Lavery), 20 апреля 1934 года. Звание Героя Советского Союза получил также лётчик Сигизмунд Леваневский, хотя из-за аварии самолёта ему не довелось снять ни одного челюскинца со льдины; — прим. ред.).
Рекордный перелеты Гризодубовой, Осипенко и Расковой на самолете «Родина» (Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полет на АНТ-37 «Родина»; прим. ред.). Сверхдальние полеты Чкалова. Воздушный десант на Северном полюсе (высадка группы Папанина). Перелеты в США самолетов Чкалова и Громова. Рекордные полеты советских стратостатов. Подвиги советских летчиков в годы Великой Отечественной войны.
Славные дела наших авиаторов в послевоенный период. Новые полеты в Арктике и Антарктике, воздушный мост из Москвы в Антарктиду, рекордные полеты на дальность, высоту, скорость. И наконец, запуск первых спутников Земли и полеты в космос человека.
Все это представляет богатейший материал для создания увлекательного и глубоко патриотичного фильма о русской и советской авиации.
Думаю, что нет оснований не начать в ближайшее время работу над такой картиной...

23 сентября 1965 г.

P.S.  Проект не реализован...


Материалы по теме