Вела дискуссию киновед доктор искусствоведения Ирина Гращенкова. Первым пунктом повестки дня была презентация новых изданий Госфильмофонда о труде и подвиге фронтовых кинооператоров. Кандидат искусствоведения Александр Дерябин представил собравшимся справочник «Создатели фронтовой кинолетописи».
Александр Дерябин в своём труде впервые приводит уточнённые сведения о численном составе фронтовых групп: 308 операторов и ассистентов, а также 107 административных киноработников.
В книге впервые с максимально возможной полнотой по каждой персоне представлены биографии, трудовая деятельность, работа во время войны, что именно снимали, на каких фронтах, работа после войны, награды, полная фильмография.
Вторым изданием, представленным на круглом столе, стал фундаментальный труд доктора искусствоведения, действительного члена киноакадемии «Ника» Валерия Фомина под названием «Плачьте, но снимайте». Эти слова принадлежат великому режиссёру и сценаристу Александру Довженко. Именно так он напутствовал операторов, уходивших на фронт в годы Великой Отечественной войны.
В этой книге в тысячу страниц публикуются монтажные листы фронтовых операторов – уникальные текстовые документы, которые, безусловно, служат новым источником для изучения истории Великой Отечественной войны. Кроме того, в новом издании впервые представлен обширный биографический справочный материал на 300 участников фронтовых киногрупп.
Сегодня жив только один из фронтовых кинооператоров – Борис Соколов
Долгое время официальная статистика утверждала, что из всех операторов и работников фронтовых киногрупп за годы войны погиб каждый пятый. Историк кино Владимир Михайлов, досконально изучавший работу фронтовых операторов, утверждал, что каждый второй ранен, каждый четвёртый убит… Сегодня жив только один из них – Борис Соколов. Остальные навсегда остались за кадром.
К сожалению, в нашей стране до сих пор нет ни одного памятника фронтовому кинооператору. Союз кинематографистов России выступил с предложением восстановить справедливость и увековечить память летописцев войны. Обсуждению концепции и проектов памятника была посвящена дискуссионная часть круглого стола. На рассмотрение были представлены два образца, созданные скульпторами из мастерской Александра Рукавишникова и академии Ильи Глазунова. Жаркие споры разгорелись относительно самой концепции памятника. С большим вниманием были выслушаны мнения родственников фронтовых кинооператоров и участника Великой Отечественной войны Александра Ульянова. Все они выступили за фигуративное воплощение образа. «В партизанском отряде я познакомился с кинооператорами Александром Фроловым и Марией Суховой, – рассказал фронтовик. – Они для меня святые люди, всегда готовые к самопожертвованию ради дела, которое выполняли. Я считаю, что не должно быть кладбищенского жанра в памятнике. Пусть собирательный образ человека с кинокамерой символизирует подвиг этих героев войны».
В ходе дебатов участники встречи к окончательному архитектурно-художественному решению памятника так и не пришли. Была достигнута договорённость, что необходимо подключить широкую общественность для выработки единого взгляда на концепцию памятника. Собравшиеся были едины в том, что монумент нужен, ведь уже установлены памятники не только многим солдатам и полководцам Великой Отечественной войны, но и фронтовой собаке, фронтовому почтальону, медсестре, что, конечно, правильно. А для памятника фронтовым кинооператорам, глазами и сердцем которых мы видим каждый военный кадр, на протяжении более 70 лет не нашлось ни желания, ни места, ни средств.
В нашей стране до сих пор нет ни одного памятника фронтовому кинооператору. Союз кинематографистов России выступил с предложением восстановить справедливость и увековечить память летописцев войны.