НИКОЛАЙ МАЙОРОВ. «ЦВЕТ СОВЕТСКОГО КИНО»

К 80-летию отечественного цветного кинематографа (2011 год).

03.08.2017

Николай МАЙОРОВ

Киновед. Режиссер – оператор, продюсер «Центра–Студии национального фильма «XXI век».
Член научно-технического совета Российского государственного архива кинофотодокументов. Лауреат Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России (2009) в номинации «Практическое киноведение» за реконструкцию ранних цветных фильмов. Лауреат XV кинофестиваля «Белые столбы» (2011) «за сочетание киноведческих и технических талантов».

Источник: Первые в кино. «Цвет советского кино»

Год 2011-й — год круглых юбилейных дат в истории отечественного кинематографа: столетие выхода на экран первого русского полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя»[1], восьмидесятилетие первого советского полнометражного звукового фильма «Путевка в жизнь» (1931)[2], семидесятипятилетие первого советского цветного полнометражного звукового фильма «Груня Корнакова» («Соловей-Соловушко») (1936)[3], семидесятилетие начала регулярной демонстрации стереоскопических фильмов в России (1941)[4], пятидесятилетие первого отечественного широкоформатного фильма «Повесть пламенных лет»[5] и первого в мире игрового полнометражного панорамного фильма «Опасные повороты» (1961)[6].

Среди этих громких юбилейных дат остается незамеченным восьмидесятилетний юбилей отечественного цветного кинематографа. За исключением киноведов, сегодня редко кто вспоминает имя советского изобретателя Николая Дмитриевича Анощенко. А именно он 7 мая 1930 года получил патент на двухцветный аддитивный способ «Спектроколор», который был аналогом «Кинемаколор», отличавшийся от него лишь тем, что вставляемые в обтюратор светофильтры составлялись из ряда секторов с постепенно изменявшейся окраской для уменьшения мигания. По этой системе в 1931 году был снят первый советский цветной документальный фильм «Праздник труда», премьера которого состоялась на открытии нового кинотеатра «Востоккино» в Москве 1 августа 1931 года.

Известно, что Н.Д. Анощенко производил по системе «Спектроколор» цветные съемки прилета в СССР из Германии дирижабля «Граф Цеппелин» в 1931 году. Но, к сожалению, ни сами цветоделенные киноматериалы, ни информацию об их демонстрации пока обнаружить не удалось. Все киноматериалы в РГАКФД, посвященные прилету знаменитого дирижабля в СССР, являются обычной черно-белой киносъемкой.
Так же не сохранились снятые по системе оператора Б. Хренникова осенью 1931 года цветные эпизоды к документальному фильму «МТС».
Несмотря на то, что первые советские цветные фильмы не сохранились, 1931 год можно по праву считать годом начала освоения цвета в отечественном кинематографе.
Уже в феврале 1932 года под руководством Н. Шпилева при Ленинградской кинофабрике «Союзкино» была организована лаборатория цветного кино.
На Ленинградской кинофабрике «Росфильм» в июне 1932 года начались экспериментальные цветные съемки мультфильма «Симфония мира» по системе цветного кино, предложенной бывшим компаньоном С.М. Прокудина-Горского по Акционерному обществу «Биохром» С.О. Максимовичем[7]. К сожалению, и этот фильм не сохранился.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранился только черно-белый вариант фильма «Интернационал» режиссера Г.В. Александрова, выпущенного на экран 30 апреля 1933 года. Многие эпизоды этого фильма операторы Э.К. Тиссэ и В.С. Нильсен снимали в цвете по двухцветному методу Н.Н. Агокаса.


Советская двухцветка

Советский двухцветный субтрактивный процесс начал разрабатываться лабораторией цветных изображений Научно-исследовательского кинофотоинститута (НИКФИ) с февраля 1931 года под руководством Н.Н. Агокаса, Ф.Ф. Проворова и П.М. Мершина, и уже в ноябре 1931 года они завершили опыты по разработке метода двухцветной съемки.
В отечественном двухцветном процессе использовался комплект пленок бипак (передняя пленка — ортохроматическая, задняя пленка — панхроматическая) «Agfa bipack film» и кинокамеры для съемки по методу бипака: «Debrie», «Bell and Howell» и другие.
После проявления сине-зеленый и красно-оранжевый цветоделенные негативы печатались на двухстороннюю пленку «Agfa Dipo Film», затем одна сторона дипофильма вирировалась в красно-оранжевый цвет, другая — в сине-зеленый.
Однако, в отличие от зарубежных аналогов, в советской двухцветке дефицитный и очень дорогой химикалий соль урана (азотнокислый уронил) для вирирования в красно-оранжевый цвет был заменен другим, более дешевым и очень гибким отечественным виражом, дававшим богатую цветовую гамму.
Пионерами отечественного цветного кино был разработан не известный еще к тому времени на Западе рецепт усилителя, который усиливает и красное, и синее изображения и позволяет корректировать цвет на любой из сторон дипофильма, исправлять ошибки всех процессов обработки пленки. А также было разработано несколько типов ослабителей, которые позволяли довести процесс производства двухцветных фильмов до большой гибкости, давая возможность менять оттенки цветов до любой нужной степени.
Около двух лет занимался разработкой и освоением двухцветного процесса в НИКФИ первый советский цветооператор Федор Федорович Проворов. После получения первых положительных результатов он перешел на киностудию «Межрабпомфильм», где с энтузиастами цветного кино Георгием Альфредовичем Рейсгофом, Василием Ивановичем Нестеровым и Николаем Васильевичем Коровкиным приступил к освоению производства по выпуску цветных фильмов (Подробнее о работе Федора Проворова см. статью Дмитрия Масуренкова «Всегда первый. К 100-летию кинооператора Федора Проворова»: «Киноведческие записки», № 78 (2006)).

В январе 1933 года режиссер Николай Владимирович Экк, операторы Ф.Ф. Проворов и Г.А. Рейсгоф приступили к экспериментальным съемкам в павильоне и на натуре по двухцветному методу первого цветного полнометражного игрового фильма. Эксперименты оказались удачными, и фильм был запущен в производство.

Первый советский цветной полнометражный художественный фильм «Груня Корнакова» («Соловей-соловушко») был выпущен на экран 11 июня 1936 года в количестве свыше 60 цветных копий. Фильм с большим успехом прошел по экранам не только Советского Союза, но и других стран мира. В августе 1936 года операторы Ф.Ф. Проворов и Г.А. Рейсгоф за успешное освоение двухцветного метода съемки получили денежные премии (первый —2000 руб., второй — 1500 руб.).

А в период работы над фильмом «Груня Корнакова» оператор Проворов совместно с Экком снял экспериментальный цветной фильм-концерт «Карнавал цветов». «Карнавал цветов» вышел на экран 1 сентября 1935 года и показал зрителям все возможности цвета на экране. 

Федор Проворов же, совместно с В.И. Нестеровым, Г.А. Рейсгофом в качестве режиссеров-операторов, также двухцветным методом снял документальный фильм «Артек», который был выпущен на экран 1 января 1937 года.

Советская трехцветка

В Советском Союзе трехцветный субтрактивный метод, основанный на трехпленочном способе съемки, разрабатывался и внедрялся практически одновременно в начале 1930-х годов XX века на киностудии «Ленфильм», киностудии «Мосфильм» и в НИКФИ.
Как был сказано выше, лаборатория цветного кино при «Ленфильме» под руководством Н. Шпилева была организована в феврале 1932 года. Для получения трех цветоделенных негативов на заводе «Ленкинап» бригадой конструкторов под руководством Авенира Александровича Мина была сконструирована и построена в 1935 году цехом точной механики завода «Ленкинап» (начальник цеха Павел Матвеевич Романов) специальная кинокамера — «ЦКС-1».
Камера была спроектирована для синхронной съемки звуковых трехцветных фильмов на 35-миллиметровую кинопленку. 120-метровые кассеты позволяли производить непрерывную съемку в течение более четырех минут. Подающая и принимающая кассеты одинарной пленки располагались наверху камеры, а кассеты бипака — у основания кинокамеры.
Конструкторы разработали оригинальный корпус для кинокамеры ЦКС‑1, который не только закрывал механизмы камеры, но и выступал в роли звукоизолятора. Для этой цели стенки корпуса изготавливались из расчета звукопроницаемости не свыше 30 db. Оптическая система кинокамеры «ЦКС-1» была разработана Государственным оптическим институтом, в котором были рассчитаны и построены съемочные объективы и призмы для расщепления пучка света внутри камеры. Так же, как и в кинокамере «Техниколор», в качестве светорасщепляющей призмы был выбран куб с полупосеребренной диагональю. Пленки бипак экспонировались в отраженном пучке света, а одиночная пленка — в прямом. Для съемки применялся обычный комплект пленок бипак. «Зеленое» изображение снималось на одиночную пленку, «синее» — на переднюю пленку бипака, а «красное» — на заднюю. Для контроля за расходом пленки кинокамера имела два счетчика метража: первый показывал общий расход пленки, второй — число снятых метров данного плана.
Для проведения натурных съемок Лаборатория цветного кино НИКФИ разработала и построила трехцветный киносъемочный агрегат, состоящий из двух камер «Бэлл-Хауэлл»: одной — с бипачным, а другой — с обычным механизмом. Синхронность работы двух камер осуществлялась путем механического соединения их друг с другом.
Перед объективами кинокамер устанавливалась светорасщепляющая призма-куб, которая обеспечивала получение совершенно идентичных изображений в обеих камерах. Но если кинокамера «ЦКС-1» позволяла применять достаточно разнообразный по фокусным расстояниям комплект объективов, то агрегат был спроектирован в расчете на применение только одной пары объективов с фокусным расстоянием в 50 мм. Что значительно сужало изобразительные возможности съемки.
Съемка мультипликационных фильмов производилась обычной кинокамерой на одну пленку последовательно через три светофильтра — красный, зеленый и синий.
Если съемочная техника и на «Ленфильме» и на «Мосфильме» для получения трех цветоделенных негативов применялась одинаковая, то получение цветной копии фильма было разным.
Лаборатория цветного кино киностудии «Ленфильм» так же, как и компания «Техниколор», в основу получения цветной копии положила способ гидротипной печати методом впитывания. То есть печати водяными красками по схеме, изложенной в описании печати цветной копии «Техниколор».
На киностудии «Мосфильм» в 1936 году под руководством Павла Михайловича Мершина был разработан и практически осуществлен процесс печати цветных копий на хромированном желатине.
Мы не будем вдаваться в технические подробности самого процесса печати. Но заметим, что в отличие от гидротипной печати методом впитывания, где матрицы печатаются с негатива, в методе П.М. Мершина матрицы печатаются с позитива, так как при непосредственной печати с негатива на хромированном желатине получалось бы негативное же изображение. Поэтому сначала изготавливают рабочие позитивы, с которых затем ведется печать. Нетрудно догадаться, что негатив в процессе печати копий не используется, что предохраняет его от порчи.


Автор этих строк практически убедился в этом, когда приступил к восстановлению первого советского трехцветного документального фильма «Цветущая юность». Цветоделенные негативы, за исключением «зеленого», производили впечатление, как будто они только что вышли из проявочной машины — ни пылинки, ни соринки. А вот «зеленый» негатив, как самый резкий — с царапинами и надрывами, с него печатали копии черно-белого варианта фильма, вот он и пострадал. Опыт восстановления «Цветущей юности» показал, что сегодня только с использованием современной компьютерной техники можно восстанавливать цветные фильмы, снятые в трехцветной системе.
К сожалению, сегодня уже нельзя напечатать качественную черно-белую копию с любого из цветоделенных негативов. В карточке ОТК так и написано: «Печать невозможна. Усадка пленки выше нормы». Усадка цветоделенных негативов (а она неизбежна) и была одной из главных проблем получения качественного цветного позитива в то время. С годами усадка сделала невозможным использование кинопленочного процесса для получения и восстановления цвета по старой технологии. Я уже говорил, что исходные материалы, за исключением «зеленого», были как новенькие. Это так. Но усадка пленки… Нам удалось без потерь перегнать все цветоделенные негативы в цифру, но при их сложении сразу же выяснилось, что усадка произошла неравномерно не только на каждой из пленок, но и во многих случаях на каждом из кадриков. Поэтому для получения цветного качественного изображения приходилось вручную править и подгонять размеры трех цветоделенных изображений каждого кадрика. Так, при сведении цветоделенных негативов 1-й части этого фильма вручную было исправлено около десяти тысяч кадров. Но это число надо умножить на два, так как выравнивались два цветоделенных кадрика по отношению к третьему. Работа эта адская. Но! Результат стоит того. Старая кинохроника расцвела первозданными красками. Изображение стало резче и сочнее. Цветопередача в данном случае не зависит от качества красителей и матриц, черно-белые негативы не подвержены выцветанию. Как снято, так и получилось, вернее, какой был цвет объектов во время съемки, такой он и на экране сегодня через 70 лет. Думается, что сами авторы фильма в 1939 году и не подозревали о том, насколько более красочным может получиться их фильм, обладай они в то время современной техникой для сведения цветоделенных негативов советской трехцветки. На эту мысль наводит сопоставление цветного варианта компьютерного сведения цветоделенных негативов и цветной копии 1939 года из РГАКФД, изготовленной методом хромированной желатины П.М. Мершина.
Но это сегодня. А тогда, в конце 1930-х годов XX века — это был пир красок, кино в натуральных цветах. Это был прорыв. Это был НАШ, советский процесс — процесс советской трехцветки. Наш ответ американскому «Техниколору», который держал свои технологии в секрете. Московские и Ленинградские киношники разгадали его и создали свои технологии изготовления цветных копий с трех цветоделенных негативов.
«Осень», киноэтюд режиссеров Ф. Эрмлера и И. Менакера с Павлом Кадочниковым в главной роли (1940), можно по праву считать первым трехцветным короткометражным игровым фильмом в СССР.
А 1 апреля 1945 года на экран был выпущен первый и последний советский цветной полнометражный игровой фильм «Иван Никулин — русский матрос», снятый методом трехцветки и отпечатанный по способу П.М. Мершина.
По способу П.М. Мершина студией «Мосфильм» были напечатаны и выпущены в прокат: «Лиса и волк» (04.01.1937), «Завещание» («Завещание пса-скотинки») (07.06.1937), «Сказка о рыбаке и рыбке» (03.11.1937), «Волк и семеро козлят» (06.1938), «Чудесный светофор» («Сова-светофор») (12.1938), «Цветущая юность» (1939), «Цветные киноновеллы» («Свинопас», «Небо и ад») (22.08.1941), «Трофеи великих битв» (10.10.1943).
«Сказка о рыбаке и рыбке» — цветная кукольная мультипликация, поставленная отечественным киносказочником А.Л. Птушко в 1937 году, третий цветной фильм киностудии «Мосфильм». Об этом фильме нельзя писать, его надо смотреть. А вот смотреть было нечего более 70-ти лет. Фильм был выпущен на экран 3 ноября 1937 года со сроком демонстрации в СССР по 1 января 1940 года. До наших дней не дошло ни одной, даже черно-белой копии фильма. К счастью, в Госфильмофонде России сохранились цветоделенные исходные негативы, фонограммы и монтажный лист, что позволило автору этих строк цифровыми методами восстановить оригинальный цветной вариант этого фильма.
На очередном XV кинофестивале «Белые столбы» 4 феврале 2011 года в Госфильмофонде России гостям и участникам фестиваля был представлен восстановленный цветной вариант кукольного мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Зрителям был возвращен в первозданной красоте маленький шедевр великого мастера А.Л. Птушко. Годом раньше на XIV кинофестивале «Белые столбы» состоялась «премьера» восстановленного мною трехцветного мультфильма «Чудесный светофор», снятого на киностудии «Мосфильм» в 1938 году.
Выше уже говорилось о тех проблемах при восстановлении трехцветного фильма, с которыми столкнулся автор, восстанавливая «Цветущую юность». К счастью, трехцветный метод съемки мультфильмов на одну пленку значительно снижает зависимость от усадки негатива при сведении цветоделенных кадров. Поэтому при восстановлении «Чудесного светофора» и «Сказки о рыбаке и рыбке» правка и подгонка вручную размеров трех цветоделенных изображений каждого кадрика друг к другу составила всего примерно 25 процентов от общего числа кадров. Очень большую роль в облегчении работы по сведению цветоделенных кадров играет качество сканирования исходных материалов. Первым в борьбу со «временем» и «болезнями» старой кинопленки в Госфильмофонде вступает начальник Участка цифровой обработки фильмовых материалов Владимир Николаевич Котовский. Именно здесь, в его «руках», негативное изображение на кинопленке превращается в цифровое. Высокий профессионализм и мастерское владение современным цифровым оборудованием В.Котовского и ведущих специалистов Участка Владимира Маслова и Юлии Разматневой закладывают фундамент будущего успешного восстановления старых фильмов, в том числе и снятых трехцветным методом.
Госфильмофонд России продолжает программу восстановления отечественной цветной мультипликации 1930–1940-х годов прошлого века.
В Госфильмофонде сохранились исходные материалы трехцветных мультфильмов киностудии «Ленфильм»: «Теремок» (1937), «Первая охота» (1937), «Утенок» (12.1938), «Джябжа» (01.1939), «Цирк» (05.1940), «Сказка о глупом мышонке» (1940), «Три подруги» (1941). Цветные копии этих фильмов начиная с 1937 года вплоть до начала Великой Отечественной войны печатались на «Ленфильме» гидротипным способом.
На киностудии «Союзмультфильм» началось освоение гидротипного способа печати. Начиная с мультфильма «Сладкий пирог» в 1937 году, на студии советским трехцветным способом было снято несколько цветных мультфильмов: «Дед Мороз и Серый волк» (1937), «Красная шапочка» (1937), «Кот в сапогах» (1938), «Трудолюбивый петушок и беспечные мышки» (1938), «Таежные друзья» (1939), «Мойдодыр» (1939), «Сказка о попе и работнике его Балде» (1939), «Дед Иван» («Как дед Иван смерть прогнал») (1940), «Ивась» (1940), «Лимпопо» (1940), «Медвежонок» (1940), «Бармалей» (1941), «Сказка о царе Салтане» (1943), «Краденое солнце» (1944), «Синдбад-Мореход» (1944). В мае 1945 года на экраны страны была выпущена «Зимняя сказка» — последний цветной мультфильм, снятый методом трехцветки.
Первые успехи в освоении различных способов цветного кинематографа в СССР были отмечены Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР: 9 ноября 1938 года «за освоение производства цветных кинокартин» была премирована большая группа кинематографистов. Среди них были П.М. Мершин, Ф.Ф. Проворов, Г.Г. Двигубский, Д.Н. Золотницкий, Л.П. Крылов, К.С. Ляликов, Б.К. Макасеев (, А.А. Мин, Д.Г. Рымарев, Н.В. Соловьев, В.А. Фроленко, К.П. Фролов, И.А. Черный.
Но не все проекты были удачными и дошли до зрителя. В 1938 году Григорий Васильевич Александров, «отец» «Веселых ребят», приступил к съемкам трехцветным способом полнометражного музыкального фильма «Счастливая Родина» с музыкой И.О. Дунаевского и песнями на стихи В.И. Лебедева-Кумача. Главным оператором и техническим руководителем стал Ф.Ф. Проворов. Фильм задумывался как поэма о дружбе народов СССР, как грандиозный концерт, демонстрирующий искусство народов 11 союзных республик. Но после проведения съемок «Физкультурного парада» на Красной площади летом 1938 года съемки прекратились. Фильм не был завершен. Не был закончен и запущенный в производство в 1938 году на «Ленфильме» цветной фильм режиссера А.А. Народицкого и оператора В. Горданова «Изобилие».
С 1936 по 1945 год в СССР методом трехцветки было снято и выпущено в прокат 43 цветных фильма: 1937 г. — 7 фильмов; 1938 г. — 9; 1939 г. — 9; 1940 г. — 9; 1941 г. — 4; 1943 г. — 2; 1944 г. — 2; 1945 г. — 3.
Для съемок методом советской трехцветки использовалась отечественная аппаратура и в основном отечественная кинопленка. На кинопленочной фабрике № 6 в Шостке был освоен выпуск пленок для изготовления матриц и бланк-фильма для печати. В НИКФИ было освоено производство обеих пленок для съемки методом бипака, которые по многим показателям не уступали зарубежным аналогам фирм «Агфа», «Дюпон» и «Геверт». Разработки по улучшению трехцветного процесса велись даже в годы Великой Отечественной войны. Многие из них пригодились для массового тиражирования цветных фильмов при всеобщем переходе на новый негативно-позитивный процесс цветного кинематографа.

Agfacolor (Агфаколор)

Негативно-позитивный цветной процесс «Agfacolor» был разработан и введен в эксплуатацию летом 1937 года в Германии киностудией «Universum Film A.G» (UFA).
Новую цветную негативную пленку «Agfacolor B» можно было экспонировать в обычной камере. Пленка состояла из трех светочувствительных эмульсионных слоев (красного, зеленого и синего), нанесенных последовательно на основу пленки. В каждый слой вводились специальные красящие вещества, которые в одноступенчатом процессе проявки (наряду с соответствующим серебряным изображением в каждом слое) образовывали дополнительные цвета — голубой, пурпурный и желтый. После удаления серебра на пленке оставалось негативное изображение, состоящее из дополнительных цветов. С негатива производилась печать на такой же многослойной цветной пленке, и таким образом получалась цветная позитивная копия.
Такая технология производства многослойной пленки известна еще под названием «integral tripack» (Интегральный тройной пакет).
Летом 1937 года по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» был снят первый экспериментальный цветной игровой короткометражный фильм «Ein lied verklingt» («Отзвучит песня»). Но этот фильм был выпущен на экран только 18 апреля 1939 года. А 15 декабря 1937 года на экраны Германии был выпущен короткометражный цветной фильм «Die Postkutsche» («Почтовая карета»), который считается первым в мире цветным фильмом по негативно-позитивному многослойному цветному процессу «Agfacolor».
К 1940 году на пленке «Agfacolor B» было снято несколько документальных фильмов, которые в том же году демонстрировались на фестивале документальных фильмов в Мюнхене.
И, наконец, 31 октября 1941 года на экраны Германии был выпущен первый в мире цветной полнометражный художественный фильм на многослойной негативной пленке «Agfacolor» «Frauen sind doch bessere diplomaten» («Женщины являются все же лучшими дипломатами»).
Съемки фильма начались в 1939 году, когда процесс разработки новой системы не был окончательно завершен. Поэтому техники занимались постоянным совершенствованием новой пленки и аппаратуры. Новые технические идеи проверялись на практике, что приводило к постоянным пересъемкам. Из-за этого съемочная группа называла картину «Фильм, которому не будет конца».
Чувствительность пленки была крайне низкая и, в отличие от черно-белой съемки, и даже цветной в системе «Technicolor», требовалось колоссальное количество света. «Этому новому кино требовался свет, свет и еще раз свет. Нас всех освещали, как руины крепости перед началом туристского сезона» — пишет в своих мемуарах Марика Рёкк[8].
У многих исполнителей началось воспаление конъюнктивы глаз, и всем пришлось носить темные очки, которые снимали при команде «Мотор!» и поспешно прятали. Марика Рёкк пишет, что «посвященные» имели потом полную возможность обнаружить на экране торчащую откуда-нибудь дужку очков.
От яркого свет страдали не только актеры, но и парики — рыжий парик за неделю съемок превращался в канареечный, и его приходилось подкрашивать.
К концу съемок разработчики настолько усовершенствовали качество пленки, что вся съемочная группа пришла «к единому мнению: вот теперь бы все и начать сначала»9.
По тем временам эти усовершенствования были значительными: светочувствительность кинопленок как типа «В» (для дневного и дугового света), так и типа «G» (для ламп накаливания) была увеличена. Уже в 1941 году фирма «Agfa» начала производство цветной негативной кинопленки типа «Agfacolor B-2» для дневного света. Светочувствительность ее без увеличения зернистости, ухудшения резкости и цветопередачи, была увеличена до 10-13 DIN (9-16 ASA/8-16 ед. ГОСТа).
3 сентября 1942 года на X международном кинофестивале в Венеции демонстрировался второй игровой полнометражный фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» — «Die goldene stadt» («Золотой город»), который завоевал 2 приза в номинации «Лучший цветной фильм».
К своему 25-летию киностудии UFA с большим постановочным размахом при бюджете в 5 миллионов марок сняла цветную приключенческую комедию «Münchhausen» («Мюнхгаузен») и 3 марта 1943 года выпустила ее в германский прокат. Фильм был снят по приказу министра пропаганды фашистской Германии Йозефа Геббельса как ответ Голливуду на его цветные фильмы, дескать, Германия может не хуже, а даже лучше. Фильм получился действительно очень хорошим и мудрым, о чем говорит его прокатная судьба — он с большим успехом демонстрировался во многих странах мира, многократно выпускался в немецкий прокат, последний раз — в 1996 году, а 2005 году был выпущен на DVD массовым тиражом, причем в США.
У нас, в России, фильм был запрещен для показа в 1945 году из-за того, что Мюнхгаузен, по сюжету фильма, становится любовником русской императрицы Екатерины II. «Мюнхгаузена» положили на «трофейную полку», зато в массовый советский прокат выпустили цветную трофейную «Die Frau Meiner Träume» («Женщина моих грез»), под названием «Девушка моей мечты» с Марикой Рёкк в главной роли (у фильма был огромный бюджет — более 6 миллионов марок).
C 1942 года «Agfa» начала массовый выпуск многослойных цветных негативных пленок для кинематографии и фотографии.
Успехи немецких ученых в разработке многослойных цветных киноматериалов повлияли на общий ход развития «цветной» кинопромышленности.
19 апреля 1945 года после тяжелых боев американцы занимают немецкий город Вольфен (Wolfen), где находилась кинопленочная фабрика «Agfa». Американские техники и ученые имели возможность познакомиться с документацией и производством цветной пленки, и в 1949 году американская компания «Ansco», которая до войны была американским филиалом компании «Agfa», начала выпуск цветной многослойной негативной пленки «Anscocolor» по технологии пленки «Agfacolor».
30 июня 1945 года американские войска покинули Вольфен, а 1 июля в город вступили советские войска… В сентябре 1945 года «Agfa» восстановила производство негативных кинопленок «Agfacolor B-2», «Agfacolor G» под управлением советской администрации. В начале 1946 года фирма «Agfa» была преобразована в Советскую акционерную компанию «Агфа-Вольфен» («Agfa-Wolfen»), переименованную в 1950 году в «Оригиналь Вольфен» («Original Wolfen») — «ORWO».
В 1953 году фотохимический комбинат «ORWO» был передан ГДР, до 1989 года он снабжал пленками все страны восточной Европы.
В 1957 году был начат выпуск негативной цветной кинопленки «Agfacolor CN17» чувствительностью 16 DIN (32 ASA/32 ед. ГОСТа), которая в 1959 году была увеличена до 17 DIN (40 ASA/40 ед. ГОСТа).
С 1947 года в СССР на кинопленочной фабрике № 3 (Шосткинский химзавод «Свема») было установлено демонтированное в Германии оборудование, и начался выпуск цветных негативных пленок «ДС-1» для съемки при дневном свете по технологии фирмы «Agfa».
К 1952 году кинопленочные фабрики № 3 («Свема») и № 8 («Тасма»), развивая технологии пленки «Agfa», разработали и начали выпуск цветной многослойной негативной пленки для ламп накаливания «ЛН-2». В этом же году кинопленочная фабрика № 3 начала выпуск цветной многослойной негативной пленки для дневного света «ДС-2» чувствительностью 22 ед. ГОСТа (25 ASA/15 DIN).
Наличие трофейных материалов и восстановленное производство пленки в Германии позволили начать производство и тиражирование советских цветных фильмов с очень высоким качеством цвета. Поэтому большинство фильмов, снятых и выпущенных в прокат в 1950-е годы, были цветными.


Так уже 1945 году в СССР по негативно-позитивному процессу «Agfacolor» на трофейной кинопленке были сняты и выпущены в советский прокат пять документальных фильмов: «Парад Победы», «Всесоюзный парад физкультурников», «Берлинская конференция», «Празднование XXVIII годовщины Октября в Москве» и «XXVIII Октябрь».
В этом же году советские цветные мультипликационные фильмы начали снимать на пленке «Agfacolor». Первый из них — «Теремок» — вышел в прокат в сентябре 1945 года. 22 марта 1947 года студия выпускает первый советский полнометражный цветной мультипликационный фильм режиссера И.П. Иванова-Вано «Конек-горбунок».
«Пир опричников» режиссера С.М. Эйзенштейна и оператора А.Н. Москвина во второй серии «Ивана Грозного»[10] положил начало освоению нового цветного процесса в советском игровом кинематографе.
Нет ничего удивительного в том, что выдающийся киносказочник А.Л. Птушко, получив возможность снимать в цвете игровое кино, полностью творчески реализовал возможности пленки «Agfacolor» в фильме-сказке «Каменный цветок» и завоевал большой международный приз жюри за лучший цвет на Каннском кинофестивале в 1946 году.
1 июля 1947 года на экраны страны выходит второй цветной игровой фильм, снятый на многослойной цветной пленке «Agfacolor» — «Старинный водевиль», ставший первым цветным фильмом в творческой биографии режиссера И. Савченко и оператора Е.Андриканиса.
Вслед за ЦСДФ, «Союзмультфильмом» и «Мосфильмом» негативно-позитивный процесс «Agfacolor» начинают внедрять другие киностудии СССР. Сектор хроники Тбилисской киностудии в 1946 году выпускает цветной документальный фильм «Побережье Советской Грузии» (в 2 частях). «Моснаучфильм» выпускает в прокат два цветных фильма о художниках: «Живопись Репина» и «Живопись Шишкина».
В 1947 году на экраны страны выходит первый украинский полнометражный документальный фильм на многослойной цветной пленке «Agfacolor» — «Советская Украина». Этот фильм Украинской студии кинохроники положил начало целой серии цветных документальных фильмов о советских республиках.
В 1947 году свой первый цветной фильм «Окно в невидимый мир» выпустила киностудия «Леннаучфильм».
Первый советский цветной стереоскопический научно-популярный фильм «Кристаллы» киностудии «Моснаучфильм» был снят в 1948 году также на кинопленке «Agfacolor».
27 ноября 1950 года выпущен на экран первый цветной игровой фильм киностудии «Ленфильм» — «Мусоргский» режиссера Г.Л. Рошаля.
Также на кинопленке «Agfacolor» киностудией «Ленфильм» снят первый в мире цветной стереоскопический фильм-опера «Алеко», выпущенный на экран 3 августа 1954 года.
Благодаря успешному освоению на киностудиях Советского Союза негативно-позитивного процесса «Agfacolor» производство цветных игровых фильмов в СССР выросло с 2-х фильмов в 1946 году до 50 фильмов в 1956 году.
Надо заметить, что в советской литературе по истории кино долгое время замалчивался факт использования трофейной пленки «Agfa», в то время как более 100 цветных художественных фильмов в 1950-е годы снято именно на этой пленке.
После распада СССР производство цветной кинопленки на кинопленочных фабриках России было практически свернуто. А цена на цветные киноматериалы украинской фирмы «Свема» дошла до уровня цен известных зарубежных фирм, хотя уровень качества этой пленки был значительно ниже.
В настоящее время отечественные фильмы снимаются и печатаются на материалах фирм «Kodak», «Agfa», «Fuji» и других.

Примечание:
1. «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь») — премьера состоялась 7 октября 1911 года в Большом зале московской консерватории.
2. «Путевка в жизнь» — премьера в московском кинотеатре «Колосс» 1 июня 1931 года.
3. «Груня Корнакова» («Соловей-Соловушко») — премьера в московском кинотеатре «Художественный» 11 июня 1936 года.
4. «Концерт» («Земля молодости») — премьера в московском кинотеатре «Москва» 14 января 1941 года.
5. «Повесть пламенных лет» — премьера в московском панорамном кинотеатре «Мир» 23 февраля 1961 года.
6. «Опасные повороты» — премьера в московском панорамном кинотеатре «Мир» 9 октября 1961 года.
7. Акционерное общество «Биохром» создано в начале 1914 года «Для эксплуатации изобретений С.М. Прокудина-Горского, С.О. Максимовича в области цветных фото- и кинематографии». С.О. Максимович и С.М. Прокудин-Горский разработали трехцветный аддитивный способ, в котором использовалась пленка двойной ширины. На кинокамере были установлены два объектива, перед которыми помещалась расщепляющая призма, дававшая продольный параллакс. Эта оптическая система позволяла производить одновременную съемку таким образом, что на одной половине пленки экспонировался кадр только через один — красный — светофильтр, а на другой половине кадры экспонировались поочередно через два других светофильтра — зеленый и синий. По этой же схеме велась и проекция позитива на кинопроекторе с двумя объективами со специальным приспособлением для юстировки.
Главным недостатком способа было мигание при проекции некоторых цветов.
Использование одновременного и последовательного наложения цветов, ослабляло мигание. Для его устранения С.О. Максимович рассчитал призму, полностью устранявшую параллакс.
Цветные фильмы, снятые по системе «Биохром», не сохранились.
Надо заметить, что утверждения и ссылки на публикации в периодике Вениамина Евгеньевича Вишневского в его знаменитом справочнике «Документальные фильмы дореволюционной России» на якобы имевшие место демонстрации цветных фильмов по системе С.М. Прокудина-Горского (начиная с 1911 года) не нашли документального подтверждения. Так Вен. Вишневский, ссылаясь на газеты «Туркестанскiй курьеръ» (1911. № 46, 27 февраля и № 47, 1 марта) пишет: «ВИДЫ УРАЛА И РАЗЛИЧНЫХ МЕСТНОСТЕЙ РОССИИ. Видовая (цветная), мтр. неизв. Выпуск кинотеатра “Хива”: 27/II 1911 (Ташкент). Съемки С.М. Прокудина-Горского, демонстрировавшиеся в качестве иллюстрации к его докладу о цветной фотографии (см. "Туркестанский курьер", 1911, № 46, 27/II,4; № 47, 1/III,3)» (Вишневский Вен. Документальные фильмы дореволюционной России 1907–1916. / Сост. и общ.ред. Н.А.Изволов. М.: Музей кино. 1996. С. 99).
Автор этих строк последовал совету Вен. Вишневского, но пролистав все номера «Туркестанского курьера» за первое полугодие 1911 года обнаружил, что № 46 вышел 2 января 1911 года. На его четвертой странице опубликован анонс лекции в кинотеатре ташкентском «Хива».
«Театр ХИВА
В воскресенье 27 февраля 1911 года Профессор Петербургского технологического института Имени Императора Николая I С.М. Прокудин-Горский сделает сообщение о ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ и будет демонстрировать виды ЦВЕТНОЙ ФОТОГРАФИИ Урала и различных местностей России».
А в № 47 от 1 марта 1911 года на странице № 3 помещена следующая заметка:
«Цветная фотографiя. Въ воскресенье 27 февраля въ театре “Хива” профессоромъ С.‑Петербургскаго технологическаго института Императора Николая I С.М. Прокудинымъ-Горскимъ сделано было сообщенiе объ изобретенной имъ цветной фотографiи.
Начало перваго отделенiя было посвящено детальному объясненiю способа фотографированiя въ естественныхъ цветахъ, а затемъ профессоръ С.М. Прокудинъ-Горскiй демонстрировал виды, снятыя при помощи изобретенной имъ цветной фотографiи.
Поразительно красивы виды Урала, коимъ была посвящена значительная часть интереснаго во всехъ отношенiяхъ сообщенiя. Каждый видъ сопровождался популярнымъ объясненiемъ. Очень жаль, что на этихъ демонстрацiяхъ почти отсутствовала учащаяся молодежъ. Присутствiе последней было бы желательно во всех отношенияхъ. Зрительный залъ театра “Хива” былъ почти полонъ. На сообщенiи присутствовалъ его высокопревосходительство главный начальник края генерал А.В. Самсоновъ». (Туркестанскiй курьеръ. 1911. № 47, 1 марта).
Как мы видим никаких упоминаний о демонстрации цветного кино ни в анонсе, ни в заметке о лекции в газете нет. К глубокому сожалению приходится констатировать, что демонстрация С.М. Прокудиным-Горским цветного кинематографа в 1911 году не нашла документального подтверждения. А наоборот — опровергнуто первоисточником информации.
Также не удалось найти документального подтверждения и информации Вен. Вишневского о просмотре цветных киносъемок С.М. Прокудина-Горского «Видов Туркестана» в Кустарном музее Соляного городка Санкт-Петербурга 24 января 1912 года.
Надо заметить, что система «Биохром» и система «Синема Натюр» — это разные способы цветного кинематографа, эксплуатировавшиеся в России в начале XX века. В подтверждение этому приведу полностью заметку о «Синема-Натюр» из справочника «Вся кинематография» 1916 года:
«Обычныя “цветныя” ленты, которыя мы видели до сего времени, были попросту раскрашены отъ руки. Уже давно делались попытки получить многокрасочные снимки при помощи т. н. световыхъ фильтровъ. Решенiемъ этой задачи помимо демонстрируемыхъ въ настоящее время цветныхъ (не окрашенныхъ искусственно) лентъ “Синема-Натюръ” являются еще и способы Гомона и Прокудина-Горскаго. Эксплоатацiю последняго способа взяла на себя фирма Бiохромъ въ Петроградъ.
Иллюзiя настоящей жизни будетъ достигнута съ усовершенствовашемъ одного изъ этихъ способовъ. Уже и то, что мы видимъ въ “Синема-Натюръ”, поражаетъ, особенно въ пейзажныхъ картинахъ и “nature morte” — правдивостью тона и цвета передаваемаго на экране. И только сложность аппарата “Синема-Натюръ” говоритъ за то, что это еще не последнее слово въ этой области».
Эти строчки свидетельствуют о том, что система цветного кино С.М.Прокудина-Горского должна была эксплуатироваться в России. Но, к сожалению, ни в рекламе кинотеатров Санкт-Петербурга того периода, ни в рекламе, издаваемой самой фирмой «Биохром», найти каких-либо свидетельств о прокате цветных фильмов по системе «Биохром» пока не удалось.
Но то, что великий русский мастер и изобретатель цветной светописи С.М.Прокудин-Горский работал над созданием не только цветной фотографии, но и кинематографат — не вызывает сомнения. Свидетельство тому — один из его патентов по цветной кинематографии, опубликованный в «Британском фотографическом журнале» (The British Journal Of Photography) 7 октября 1921 года.
8. Рёкк Марика. Сердце с перцем. М.: Радуга. 1991. С. 166.
9. Там же.
10. «Иван Грозный» (2-я серия) закончен производством в 1945 году. Выпущен на экран 1 сентября 1958 года.