05.05.2025

Фёдор Овсянников

Овсянников Фёдор Иванович (25 мая (07 июня) 1907, Вышний Волочок — 15 декабря 1977, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор документального и научно-популярного кино. Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.

Текст предоставлен С.Л. Богдановым (внуком Ф.И. Овсянникова). Источники фото: МАММ / МДФ, личный архив С.Л. Богданова. Материал для публикации подготовлен редакцией сайта #МузейЦСДФ.

В сокращенном варианте воспоминания опубликованы в книге  «Их оружие — кинокамера. Рассказы фронтовых кинооператоров» (Составители: А.А. Лебедев, Д.Г. Рымарев; Союз кинематографистов СССР) (изд.: — М.; «Искусство». 1984). 

Как большинство ленинградских кинохроникеров летом 1941 года я находился в киноэкспедиции в любимом мною крае нашей Родины на севере. Молодому городу Мурманску исполнялось четверть века. «Мурманск – город рыбный» — такое было условное название документального фильма. Были отсняты кадры рыболовного тралового флота в Баренцевом море, "птичьи базары" на семи островах, рыболовецкие колхозы на побережье Кольского полуострова, торговый порт, заканчивали киносъемки цехов обработки рыбоконсервных заводов. 20-21 июня (ещедо объявления войны) ближайшие зенитные батареи, установленные на сопках, окружающих город, периодически стреляли. Мы это принимали за учебную стрельбу, т.к. самолеты появлялись на очень большой высоте. А в воскресенье... радио принесло печальную весть — война!

Иду в обком партии, советуемся. Съемки фильма прекратили. Жду распоряжения от студии... Получаю телеграмму, где приказано режиссеру Комаревцеву выехать в Ленинград, а мне с ассистентом Виктором Короткиным и директором группы Семеном Гробером оставаться на месте, ждать необходимых документов. Секретарь обкома партии в конце июня вызывает к себе и предлагает снимать, как трудящиеся Мурманска подготавливают полки ополчения из добровольцев. Как за несколько километров от Мурманска в тяжелом скалистом грунте возводят оборонительные сооружения. Снимаю и то, и другое на кинопленку, работа идет круглые сутки. На севере наступил полярный день — светло все 24 часа.

Кинооператор Федор Овсянников и асс. кинооператора Виктор Короткин на Северном фронте. Июль-сентябрь 1941 года. Из архива Сергея Богданова.

В начале июля 1941 г. получаю наконец из Управления политпропаганды Ленинградского военного округа документ, в котором указывалось:

"Начальнику отдела ОПП 14-й армии. По приказанию начальника Управления политпропаганды Северного фронта дивизионного комиссара тов. Пожидаева направляется Вам работник Ленинградской студии кинохроники тов.Овсянников Ф. И. для производства киносъемок на фронте. Должному товарищу необходимо выдать обмундирование, оружие и обеспечить средствами передвижения...

Нач. орг. инстр. отдела УПП Северного фронта бригадный комиссар Окфоков."

Этот 1-й документ у меня сохранился до сего дня как память о тяжелых днях войны, кроме этого, у меня имеется карманная маленькая потертая записная книжка с пожелтевшими листочками, в которой я очень кратко с первых дней войны записывал снятые сюжеты, отправленные в Ленинград и на Центральную студию документальных фильмов в Москву (в 1941 году — Центральная студия кинохроники, с 1944 — ЦСДФ. - Прим. ред. #МузейЦСДФ). Эти записи мне помогают вспоминать некоторые интересные, на мой взгляд, эпизоды, снятые мною и товарищами на севере, вошедшие в историю кинолетописи о героических защитниках нашей Родины на суше и на море. Кроме кинолетописи, большинство снятого материала было в то время помещено в киножурналы под рубрикой «Вести с фронта» и кинофильмы. 

Дважды в 1941 году (в июне и августе) я снимал славных летчиков североморцев на аэродроме.16 июля 1941 года Указом Верховного Совета СССР командир эскадрильи истребителей капитан Борис Феоктистович Сафонов был награжден первым орденом Красного Знамени за боевые победы — семь сбитых им в воздушном бою фашистских стервятников. Я с камерой дежурил вместе с летчиками около их истребков "И-16", снимал крупные планы их всегда радушных лиц, как они рассказывали друг другу моменты воздушного боя, тут же, через несколько секунд снимаю в воздухе ракету — сигнал "Все в воздух!". Снимаю, как занимают боевые места, взлет.

И вот его звено стремиться ввысь, навстречу воздушному врагу… Часть юнкерсов — 87 и 88 делают разворот и начинают пикировать на аэродром. Успеваю переставить объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Это, к сожалению, самый длиннофокусный из тех, что были у меня... Снимаю, вижу, как бомбы отделяются от самолетов — свист! и грохот!.. Наши истребки второй заход не допускают, слышится рев моторов, треск пулеметных и пушечных очередей. Побросав в беспорядке бомбы, стервятники уходят. Один из них, Ю-88, был сбит и упал от аэродрома примерно в 5 - 6 километрах. Эта была 8-я победа Бориса Сафонова. Я вместе с нашей разведкой и ассистентом Виктором Короткиным иду по направлению, где упал сбитый самолет. Примерно через 2,5 часа, обходя небольшие озера, при помощи наших наблюдательных постов находим и видим примерно в радиусе 150 - 200 метров разбросанные обгорелые части самолета, изуродованные останки фашистских летчиков.

Всю эту картину я отснял — и трофеи личного состава, награды и два креста, найденные в карманах финские, шведские, датские, немецкие деньги и продовольственные карточки. Вернулись на аэродром поздно очень довольные снятым эпизодом. Бориса Сафонова и летающего с ним в паре лейтенанта Виниченко нашли отдыхающими тут же вблизи у капонира, прикрывающего их "ишачка". Так любили летчики ласкательно называть свою боевую машину — истребитель "И-16". Поздравили их с очередной победой, а потом вернулись к себе на базу в Мурманск.

Военные корреспонденты Фёдор Овсянников и Евгений Халдей в Мурманске. 1941-1942 гг. Автор фото: Виктор Короткин. Фото из архива Сергея Богданова.

В 1942 году Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза, и он в чине подполковника уже командовал авиаполком. Горько было сознавать его гибель. Погиб он 30 мая 1942 года при защите большого каравана судов в 60 милях от наших берегов. Гитлеровцы, обнаружив караван, устремились нанести массированный бомбовый удар "юнкерсами", которых прикрывали "мессершмитты". На перерез им вылетела наша четверка под командованием Бориса Сафонова, приняли неравный бой. На глазах у всех Сафонов сбил два бомбардировщика, его два летчика Покровский и Орлов по одному. Налет фашистских стервятников был сорван. В этом неравном бою погиб Сафонов. Через две недели был получен Указ о вторичном присвоении Борису Феоктистовичу Сафонову звания Героя Советского Союза, в то время это был первый человек в стране, которому это звание было присвоено дважды. Им было сделано 224 боевых вылета, двадцать пять личных побед над врагом.

Из моей записной книжки

20 июля 1941 года отправлено 370 метров отснятой пленки в адрес 1-го отдела Ленинградской студии кинохроники, снятого на Северном фронте в 14-й Армии. Среди них — любопытный эпизод. Я снимал первых фашистских пленных. Здесь были немцы, финны, прославленные австрийские альпийские стрелки, многие имели на рукаве знак участника десанта "Нарвик – 1940 год" (Норвегия).

Экипаж сбитого «юнкерса». Кольский п-ов. 1942 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ.

Избалованные легкими победами в других странах Европы, опьяненные успехами, фашисты рассчитывали на такие же успехи и победы в Советском Заполярье и имели с собой продовольственные сухие пайки на три дня, т.к. сих слов на 4-й день должны были получать довольствие уже в Мурманск, а один из сбитых фашистских летчиков, случайно уцелевший и спустившийся на парашюте (на фото № 3 в центре группы) имел в своем кармане пригласительный билет на бал 15 июля 1941 года в ресторане «Арктика» по случаю взятия города Мурманска! Приглашал на бал командующий армией «Лапландия» генерал-полковник Эдуард Дитль. Но мы знаем, что фашистская свора сложила свою голову, так и не побывав в этом славном городе Заполярья — Мурманске.

В конце 1942 года на экраны страны был выпущен Центральной студией документальных фильмов полнометражный фильм «69-я параллель» о моряках Северного флота в дни войны. В дикторском тексте этой ленты говорилось:

«Сражаясь с фашистской сворой на воде, под водой и на суше, североморцы показывают непревзойденные образцы воинской доблести и беззаветной преданности своему народу. Советское правительство не раз за время войны высоко оценивало боевую работу моряков. За 16 месяцев военных действий более 11 тысяч моряков награждены орденами и медалями. 68 командиров и краснофлотцев удостоены звания Героя Советского Союза, десятки кораблей и частей награждены орденами Красного Знамени и преобразованы в гвардейские».

 Фильм «69-я параллель» посвящался мужеству и военному мастерству моряков Северного флота. Этот фильм, как в конце 1942 года писала «Правда», «должен вдохновить и самих моряков на новые подвиги. Враг еще силен, ему необходимо наносить систематические, каждодневные удары. Страна снабдила моряков всем необходимым, и их задача умело использовать могучую технику в борьбе с врагом неустанно совершенствовать свое боевое мастерство».

Киногруппа по созданию данного фильма состояла из авторов-режиссеров — лауреатов Государственных премий Василия Николаевича Беляева и Михаила Ошуркова, а также кинооператоров Григория Донца, Василия Мищенко, Федора Овсянникова, Михаила Ошуркова, Сергея Урусевского, и администратора Семена Гробера.

Суровая северная природа. С шумом катит свои волны холодный океан, никогда не замерзающий. Среди скал и валунов стоят моряки на боевой вахте. Получив задание, операторы Василий Мищенко и Сергей Урусевский снимали работу батареи капитана Поночевного. Это был напряженный момент боя. Десятки раз фашисты пытались уничтожить эту батарею, бросая авиацию против нее, систематически обстреливали из орудий, но безрезультатно. Батарея действует и живет. Сергей Урусевский снял кадры, которые вошли в кинофильм: батарея Поночевного ведет огонь по вражеским транспортам, а затем по береговым батареям противника. Два транспорта, пытавшихся проскользнуть навражескую базу, потоплены, огонь вражеских батарей подавлен.

За боевую доблесть личного состава батарея Поночевного была награждена орденом Красного Знамени. Это было на полуострове Рыбачьем. Должен сказать, Сергей Урусевский был всегда скромным, смелым и очень хорошим товарищем. Когда он возвращался с киносъемок боевых действий в наш кубрик, в котором мы жили все вместе, на вопрос: «Ну, как Сережа, снял что-нибудь интересное?» — он всегда старался рассказывать не о себе, а о моряках, которые с честью выполняли боевое задание, а о себе говорил: «Экран покажет».

Отснятая пленка отправлялась в Москву самолетом. Всегда весь наш небольшой отряд хроникеров с нетерпением ждал сообщения, телеграммы, аннотации. Кто бы ни снимал, всегда было радостно за успех, а похвал за отснятый Сергеем Урусевским материал было немало. В 1942 году я получил печальное известие: при эвакуации из осажденного Ленинграда умерла моя мать, о жене с дочуркой с июля 1941 года, где они, что с ними — я ничего не знал. Они в мае месяце 1941 года на лето уехали из Ленинграда к родным в город Торопец Калининской области, а этот город вскоре после начала войны был фашистами оккупирован. Мои лучшие друзья режиссер Василий Николаевич Беляев и Сережа Урусевский в эти тяжелые дни старались успокоить меня, убеждали, что я обязательно найду дочурку и жену живыми и здоровыми, в такой беде мне была очень необходима дружеская моральная помощь. И представьте, какова была моя радость, когда я получил наконец маленький треугольник-письмо от жены. Она сообщала, что дважды эвакуировалась, к фашистам в руки не попали. Судьба их забросила в Кировскую область. Они также не знали, где я и что со мной. Мои друзья разделяли радость вместе со мной. Сергей Урусевский почти в каждом моем письме рисовал моей дочурке картинки, изображая меня снимающим боевые действия моряков различных подразделений: на корабле, на катерах-охотниках, на самолете, на высадке десанта и даже на подводной лодке, а рисовал он великолепно. Когда наступили полярные ночи и киносъемки почти нельзя было делать, руководство отпустило меня поехать к семье. Сережа Урусевский выступил с инициативой собрать из дополнительных пайков, которые получали мои товарищи, вкусную посылочку для моей пятилетней дочурки и подарок жене. В то тяжелое время это было неоценимо дорого и приятно.

Кинооператор Сергей Урусевский. 1973 год. Автор фото: Юозас Будрайтис. Источник фото: МАММ / МДФ.

***

Командование Северным военно-морским флотом с первых месяцев войны неоднократно высаживало в тыл противника десанты отважных моряков. Каждый десант доставляли к месту высадки на рыболовецких мотоботах и малых боевых судах. Один из таких эпизодов пришлось снимать мне и оператору Григорию Донцу. Под прикрытием боевых кораблей наш отряд под командованием опытного североморца майора Прусенко высадился на вражеский берег в тыл далеко от передовой линии. Мы снимали и боялись только за одно — хватило бы взятой нами пленки. В пути были отсняты крупные и средние планы молодых бесстрашных десантников. Многие из них уже не в первый раз шли в тыл врага и, хотя металлические каски были у всех, они предпочитали сниматься в бескозырках, на ленточках которых читались слова: "Северный флот", "Морские силы СФ".

Некоторые из них перепоясаны пулеметными лентами, с гранатами за поясом, суровые лица вот-вот готовые вступить в бой. Фашисты не ожидали такой дерзости, чтобы днем появился десант. Одна из батарей открыла огонь, но было уже поздно. Прикрывающие нас корабли своим артиллеристским огнем ликвидировали гитлеровскую батарею быстро. Несколько дней отряд вел бой в тылу немецко-фашистских войск. В той же статье «Правды» так писалось об этом эпизоде фильма «69-я параллель».

«На специальных судах под прикрытием отряда боевых кораблей моряки высаживаются в тылу противника. В полосатых тельняшках, с развевающимися по ветру ленточками бескозырок идут моряки в атаку, и кажется, нет такой силы, которая могла бы их задержать...»

Много интересного сняли для фильма Михаил Ошурков и Валя Мищенко — они участвовали в боевом конвое наших кораблей при проводке транспортных караванов, идущих из Англии в Советский Союз. Этот путь в Баренцевом море от вражеских нападений охранялся нашими миноносцами под командованием командира дивизиона тов.Колчина. Кинооператорами были сняты огромный караван, бой кораблей с вражескими самолетами. Врагу не удается подойти к транспортам. Яростно бьют зенитки. Подбитые фашистские самолеты находят себе конец. Смелость, находчивость наших моряков на миноносцах — все это снято на пленку операторами Ошурковым и Мищенко.

Снимает кинооператор Василий Мищенко. г. Мурманск после налета немецкой авиации. 1942 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник: www.russiainphoto.ru.

Мне в 1941 и 42 годах много приходилось снимать работу Краснознаменного дивизиона истребителей подводных лодок. Это бесстрашные, мужественные моряки служили на небольших, но быстроходных катерах МО (морских охотниках). Они своей зоркостью ни разу не давали проникнуть подводному противнику на наши коммуникации, а если обнаруживали, то уничтожали его, забрасывая глубинными бомбами. Это видно из кадров к/ф «69-я параллель» (на фото катер МО под командованием старшего лейтенанта Ляха Бориса Митрофановича, впоследствии Героя Советского Союза, за выполнением боевого задания).

 Традиция, рожденная на Севере

Недалеко от нашей базы у поселка Старая Полярная я увидел любопытную картину: небольшой сарай, огороженный вокруг забором, за которым, похрюкивая, резвились 30 - 40 молодых поросят. Большинство из них были разрисованы яркими красками.

На каждом поросенке легко читался номер и одна буква обозначение типа подводной лодки: "К-2I", "M-I7I", "Щ-421", "C-56" и другие. Оказывается, подводники-североморцы таким образом авансом "бронировали" за собой поросенка. Когда они после очередной победы возвращались на базу, то законно уничтожали жареного поросенка на торжественном ужине по случаю своего успеха. То и другое мною снималось на кинопленку.

Традиционный праздничный поросенок для героев-подводников экипажа Валентина Георгиевича Старикова. Кольский п-ов, 1942 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.

Был нами снят один богатый ужин: на столе стояло четыре жареных поросенка! Это праздновал крупнейшую свою победу в 1942 году экипаж подводной лодки "K-21" Героя Советского Союза Николая Александровича Лунина. Командир своей расчетливой дерзостью, смелостью и храбростью всего экипажа лодки торпедировал обнаруженный им в окружении многих военных кораблей фашистский линкор "Тирпиц", следовавший на разгром шедшего к нам с ценным грузом каравана транспортов. Такой дерзкой торпедной атаки гитлеровцы не ожидали. Подлодка "К-21", не получив повреждений, ушла от миноносцев врага.

Герой Советского Союза Николай Лунин. Кольский п-ов, 1941 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.

Наши операторы в любой час суток, а особенно летом, когда в Заполярье круглые сутки светло, были готовы прибежать на пире и отснять кадры возвращение с победой каждой подводной лодки. Сигналом этому были холостые залпы пушек лодки, возвратившейся в свою гавань. Тут же всегда на пирсе мы снимали командующего флотом Арсения Григорьевича Головко.

Арсений Головко (справа), Николай Кузнецов и Александр Николаев вручают награды комсоставу подводной лодки перед походом. Мурманская обл., г. Полярный. 1941 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник фото: МАММ / МДФ.

Члены Военного Совета обнимали отличившихся подводников, целовали небритые, но радостные лица командиров подлодок… Мы снимали рукопожатия славных экипажей и вечером — вручение заслуженных правительственных наград… Герои Советского Союза — командир бригады Иван Александрович Колошкин, командиры лодок Гаджиев, Кучеренко, Лунин, Стариков, Фисонович, Щедрин, командир "Щ-421" Видяев и многие члены их экипажей… Мы запечатлели их на боевых местах перед отработкой, проверкой лодок для выхода в море на выполнение боевого задания.

Командир подводной лодки М-172 («малютки») Герой Советского Союза Израиль Фисанович. Кольский п-ов, 1942 год. Автор фото: Евгений Халдей. Источник: МАММ / МДФ

***

В ноябре 1943 года меня (намного раньше оператора Донца) по приказанию военно-морского командования откомандировали в распоряжение Политуправления Черноморского военно-морского флота, где под руководством того же режиссера Василия Николаевича Беляева с большим коллективом московских кинооператоров мы приступили к съемкам боевых действий моряков-черноморцев.

После освобождения от фашистской нечисти Крыма и Севастополя в 1944 году на экранах страны вышел полнометражный документальный фильм под названием «Битва за Севастополь».

Члены киногруппы фильма «Битва за Севастополь»; стоят (слева направо): кинооператор Федор Овсянников, асс. кинооператора Иосиф Голомб, режиссер Василий Беляев. 1943-1944 гг. Фото из архива Сергея Богданова.


Материалы по теме