Режиссер Степанова и гнев «отца народов». Взгляд в прошлое...


Режиссер Степанова и гнев «отца народов». Взгляд в прошлое...

22.12.2024

Киновед, сценарист, режиссер, журналист, шеф-редактор сайта «Музей ЦСДФ»,
Член Союза журналистов Москвы (1988). Член Союза кинематографистов России (1993).

21 декабря в кинотеатре «Иллюзион» состоялась церемония награждения лауреатов Третьей национальной премии имени Дзиги Вертова за достижения в области неигрового кино. В рамках мероприятия его организаторы решили отдать должное кинорежиссеру-документалисту Лидии Степановой, которой в этом году исполнилось 125 лет.

В фойе кинотеатра была развернута небольшая выставка, посвященная ее жизни и творческому пути — фотографии, тексты, старые газеты и журналы.

Перед церемонией награждения состоялась демонстрации фрагментов фильмов Степановой «Есть метро» (1935) и «По Краснодарскому краю» (1952). Ведущие вечера, среди них был президент Гильдии неигрового кино и телевидения Алексей Ханютин, отметили, что если первый фильм, невзирая на пропагандистский характер, сохраняет творческие подходы конца 20-х годов, то второй является классическим примером «парадного кино» сталинской эпохи, в котором Лидия Степанова явно преуспела. За что и получила целых пять сталинских премий — никто из кинодокументалистов так и не смог повторить ее успех. А были еще и многочисленные награды — ордена, медали. Ведущие даже пытались иронизировать по этому поводу. Один из них зачитал фрагмент из книги режиссера Василия Катаняна, где говорится, что Степанова обожала носить награды и, как шутили, коллеги с ЦСДФ, даже спать ложилась с медалями.

Как известно, после просмотра Сталиным фильма «По Краснодарскому краю», Степанова и несколько членов съемочной группы были изгнаны из кино. Что именно так разгневало «отца народов» и давал ли он лично распоряжение «наказать» создателей кинокартины, до сих пор неизвестно. По некотором сведениям, во время просмотра Сталин сделал 2-3 мелких замечания, после чего встал и ушел из зала. Не исключено, что он в тот день себя плохо чувствовал. Или просто был в плохом настроении. Возможно, кто-то из руководства воспринял это как демарш и срочно «принял соответствующие меры». Выступая в «Иллюзионе», Алексей Ханютин рассказал, что он в Красногорском архиве внимательно просмотрел фильм «По Краснодарскому краю», тщательно искал, но не нашел ничего крамольного — картина блестящий образец документального кино, которое так любил «великий кормчий». В завершение слово предоставили внуку Лидии Степановой кинорежиссеру Александру Рацимору, который подвел итоги совместного «путешествия в прошлое». Вот что он сказал:

«Добрый вечер, дамы и господа. В первую очередь должен поблагодарить организаторов этой встречи за память о Лидии Ильиничне Степановой. Она достойна памяти, как и другие режиссеры и операторы-документалисты того времени. Что касается конъюнктуры. С конъюнктурой у нас всегда все в порядке, в том числе и сегодня. Медалями Лидия Ильинична не бряцала. Я у нее часто оставался на ночь, она спала без медалей — это я вам точно говорю. Она была довольна, и все вокруг были довольны. Она обладала, как сейчас говорят, харизмой. У нее был внутренний стержень, у нее было внешнее спокойствие, и это был человек, которому никто не мог сказать «нет» — ни дома, ни на работе. Она никогда не требовала того, что не нужно, и всегда делала только то, что считала необходимым… Теперь о первом фрагменте ее фильма «Есть метро». В свое время, когда я занимался архивами и смотрел этот фильм, меня спросили: «А когда это снято?» Я ответил, что в 1935 году. Все удивились, что тогда можно было так здорово снять и смонтировать. С точки зрения профессии я тоже считаю, что это высококлассное кино. Что же касается картины «По Краснодарскому краю», то это чистой воды конъюнктура. С такой оценкой я полностью согласен. За что режиссера и всю съемочную группу отлучили от кинематографа? Вообще-то могло быть и хуже. Но также хуже могло быть у Вертова, также хуже могло быть у Эйзенштейна, Довженко и дальше по списку… Насчет «запрета на профессию» есть некоторые соображения. Не надо забывать, что в то время велась борьба с «безродными космополитами». Если вы посмотрите на состав съемочной группы фильма «По Краснодарскому краю», то увидите: операторы Михаил Глидер, Зиновий Фельдман, Аркадий Шафран и режиссер Лидия Степанова — урожденная Курпель. Есть предположение, что отлучить их от кино велел не «лучший друг физкультурников», а министр кинематографии Большаков, который хотел убить сразу нескольких зайцев — лишить ЦСДФ нескольких лиц нетитульной национальности. А тут у него был отличный повод. Подтвердить или опровергнуть это сегодня очень сложно, практически невозможно… И еще. Перед тем, как отдать микрофон, я хочу вспомнить строчки ленинградского поэта, которые много объясняют: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…»

Что ж, история с фильмом «По Краснодарскому краю» — это настоящий киноведческий детектив. Отчасти прояснить ситуацию помогут воспоминания кинодраматурга Юрия Каравкина (в то время работал редактором на студии) — они в скоро будут представлены на «Радио ЦСДФ». Кроме того, есть сведения о том, что министр кинематографии Большаков действительно давно «точил зуб» на режиссера Степанову. Одним словом, к этой истории мы обязательно вернемся.

Что же касается критического и даже ироничного отношения современных кинодокументалистов к своим коллегам, жившим и работавшим в сталинские времена, то надо понимать: каждое поколение живет в своей объективной реальности со всеми вытекающими последствиями. Не сомневаюсь, что у будущих поколений документалистов тоже будут вопросы к ныне живущим мастерам кино.

Источник публикации.

 Источник фото: Vertov Prize.