01.12.2024

Родилась 28 марта 1942 года в Иркутске. В 1966 году окончила факультет филологии и журналистики Иркутского государственного университета по специальности «журналист» (первый выпуск). В 1966-1974 гг. работала редактором детско-юношеского объединения Иркутской студии телевидения. С 1974 по 1991 год работала на Восточно-Сибирской студии кинохроники, параллельно училась во ВГИКе, который окончила в 1976 году по специальности «кинодраматург и литературный работник телевидения». Лауреат многих российских и международ-ных фестивалей. В 2002 году ей вручен Диплом Союза кинематографистов РФ за подписью Н. С. Михалкова «За многолетний труд и большой творческий вклад в развитие телевизионного и документального кино».

Источник: www.pribaikal.ru. Фрагмент из книги «Мастера экранной публицистики Сибири» : учеб. пособие / Т. Д. Зырянова (— Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. — 135 с. ISBN 978-5-9624-0384-7). Фото: кадр из фильма «Семь Симеонов...» (1986).

Автор делится воспоминаниями о жизни и творчестве наиболее известных режиссеров и операторов, работавших на Восточно-Сибирской студии кинохроники

Евгений Алексеевич Корзун работал на студии с 1959 года. Он еще один из плеяды операторов-самоучек, которые без учебы во ВГИКе постигали мастерство на практике. У него было ценное качество: он умел «брать». Учился у своего наставника А. Бе­линского, у друзей-ровесников вгиковцев М. Колесникова и И. Коловского, смотрел прославленные фестивальные ленты с прицелом, что и как снято. Было у него еще одно важное каче­ство, которое отличало его от многих талантливых операторов — он был абсолютным трезвенником. Я не устаю в полушутку повторять студентам: хотите стать лауреатами Государственной премии России как Корзун, соблюдайте только одно условие — никогда, ни при каких обстоятельствах не пейте. И на Восточно-Сибирской студии кинохроники, и на телевидении перед моими глазами прошла жизнь целой плеяды без преувеличения блистательных операторов и режиссеров, таких как Борис Шуньков, которые не успели и наполовину реализовать свой талант, поумирали сорокалетними. И виной всему водка. Корзуну за семьдесят — и он продолжает снимать. «В России художнику надо жить долго». Этот, не знаю, кому принадлежащий, афоризм любил повторять Герц Франк.

Третье достоинство Корзуна — его артистичность. С ним любили работать в паре многие маститые кинематографисты, начиная от Игоря Коловского, Леонида Гуревича, Герца Фран­ка и заканчивая Владимиром Эйснером. В киноэкспедициях с Женей было легко и весело. Он талантливо пародировал всех подряд: и членов съемочной группы, и героев будущей ленты и местную администрацию. Все это получалось у него очень по­хоже и смешно. Думаю, в нем пропал талантливый комедиант.

18 лет я работала редактором документальных фильмов. От меня зависел состав творческих групп на каждой картине. Мно­гие операторы ставили мне тогда в вину, что лучшие, наиболее выигрышные темы я отдавала Корзуну. Кроме того, он всегда снимал в связке с хорошими сценаристами и режиссерами. Да, это было, действительно, так. Отправляя на съемки Корзуна, я была уверена, что он будет достойно представлять студию — не ударится в загул, сумеет обаять как звездных режиссеров, так и героев будущих лент. Хорошие темы поставлял ему и молодой москвич М. Шмулевич. Так, в содружестве с ним и сценари­стом Л. Гуревичем был снят фестивальный фильм «Крестьян­ский сын» о легендарном сибиряке-полководце Белобородове. Шмулевичем же был заявлен фильм о писателе Залыгине. А беспроигрышную тему об якутском передвижном театре пред­ложил собкор по Якутии Н. Саввинов.

Слабым место Корзуна было то, что он не умел сам находить темы. И уж тем более драматургически грамотно выстраи­вать их. Как журналист, он уступал и Смекаеву, и Сидлеру, и Винокуру, и Седен-оолу, и Саввинову, и уж, конечно, Шунькову. Картина «Кораль», которую газетчики провозгласили на­ходкой Корзуна, лишь римейк фильма, снятого с тем же героем Иннокентием Кочкиным на все той же реке Колыме нес­колькими годами раньше на ВССК по сценарию собкора «Из­вестий» Леонида Капелюшного. В интервью журналисту Л. Су­харевской Евгений Алексеевич так рассказывает про героя, по­даренного ему студией, про Иннокентия Кочкина:

«Без этого человека фильм бы не состоялся. Четыре месяца мы не просто жили у него на полном его обеспечении, он еще и возил, устраивал съемки, находил людей, спасал нас в самых неверо­ятных ситуациях. Например, в самом начале работы у моей камеры сгорел блок питания. Кеша соорудил мне что-то немы­слимое, подключил какой-то движок, который я возил за собой по снегу на железном листе. Кочкин мог договориться с кем угодно, организовать съемки с вертолета. Его знание севера по­могло мне поймать в кадр и серых гусей, и розовых чаек».

Вот оно, важное и очень ценное качество журналиста — умение за­ставить всех окружающих работать на пользу фильма.

На Российском кинофестивале в Екатеринбурге Е. Корзун получил за эту ленту приз и диплом «За лучшую операторскую работу». Неплохо было бы указать в титрах и Капелюшного, как автора темы, по сценарию которого тот же Корзун в 1989 году снял неудачный, можно сказать, «пробный» фильм «Человек на краю земли». Если бы каждую тему можно было снимать по два раза! Но для кино это слишком дорогое удовольствие.

В 1966 году и в 1968 году за фильмы, снятые под руковод­ством И. Коловского (и режиссура, и основная операторская работа), Корзун впервые значится в титрах фильмов, получив­ших диплом на МКФ в Кракове — к/ф «Физики», снятый в Дубне, на МКФ в Ташкенте — за к/ф «Аянга» (северная экзоти­ка).

Первый материал, который мне довелось делать в содруже­стве с Е. Корзуном был спецвыпуск «Память», сделанный в 1975 году к юбилею победы в Великой Отечественной войне. Снимали мы в селе Бельск Черемховского района. Запомнилось одно синхронное интервью участника боев под Сталинградом.

«Выглядываю утром из развалин дома, в котором мы закрепи­лись. Смотрю, а из соседнего дома, из-под таких же развалин выходит немецкий офицерик — молоденький такой — стоит спросонья потягивается... Мне надо стрелять, а я не могу — жалко мне его... Ну потом выстрелил — он упал. У меня аж сердце захолонуло... такой молоденький».

Мы хотели построить синхроны на контрасте: жестокость фашистов и душевность, нравственное преимущество наших солдат, защищающих свою землю. Не все, что задумали удалось, но в главном лента со­стоялась. Мы стали Лауреатами первой областной конферен­ции «Молодость, творчество, современность». Я осталась не совсем довольна результатом работы, а особенно собой. Слож­ность состояла в том, что все строилось на рассказах фронто­виков, а «картинки» не было. Я предлагала вариант за вариан­том, но оператор все высмеивал, отметал. Мол, это у вас на те­левидении (я тогда только что пришла с телевидения) «игровухой» занимаются, а мы снимаем подлинную жизнь. Уже потом я поняла, что это мода такая была. Из ВГИКа привезенный вертовский принцип съемок «жизни врасплох», трактуемый очень примитивно. Ну, что показушного в том, что деревенские мальчишки должны были в финале с башни знаменитого Вель­ского острога выпустить стаю голубей. Или, я договорилась с ветеранами, что они пойдут с нами на сельское кладбище, рас­положенное в живописнейшем месте на горке над селом. Уто­пая в глубоком снегу, будут искать могилы однополчан, сметая снег с деревянных тумб и крестов, чтобы открылась надпись. Этот кадр я не придумала, а подсмотрела в жизни, когда соби­рала материал для сценария и ходила по кладбищу с одним из героев моих прежних телеочерков — учителем Викуловым. Хо­тела снять одного из фронтовиков — заядлого охотника — в тай­ге с ружьем. Всех этих и других кадров на монтаже не хватало, что бы закрыть закадровые рассказы о войне, о победе. Все пришлось забить хроникой военных лет.

Но это был для меня урок — всегда надо настаивать на сво­ем, добиваться воплощения задуманных идей. Теперь советую студентам — доверяйте самому себе, и если убеждены в правоте своих требований к оператору, никогда от них не отступайте. Каждый автор, режиссер должен быть немного деспотом.

Позднее, когда мы снимали «Старое и новое Босучан» (ВС. № 32. 1984 г.) оказалось, что с Корзуном не так уж трудно договориться. На съемках было полное взаимопонимание. Глав­ное, что подкупало всех, кто работал с Евгением Алексеевичем, это его любовь к документальному кино. Однако был у него и одни недостаток — он не любил снимать хронику. Его кадров в фильмах, сделанных на основе хроники — почти нет.

В 1980-е начался подлинный взлет его творчества. В 1983 году редакция поручает ему съемки сразу двух фильмов, став­ших потом гордостью студии. Это «Чужая боль», автор и режис­сер Герц Франк и «Крестьянский сын», автор — известнейший сценарист Леонид Гуревич, режиссер Михаил Шмулевич. Пер­вый рассказывает о колонии для малолетних преступниц в пос. Водопадный Иркутской области и работающем там талантли­вом педагоге Бонадысенко. Второй посвящен легендарному полководцу-сибиряку Афанасию Павлантьевичу Белобородову. Оба фильма становятся призерами фестивалей. Успех фильмов по большому счету определила работа таких талантливейших документалистов, как Г. Франк и Л. Гуревич.

В 1984 году по сценарию Л. Капелюшного и под руковод­ством опытного режиссера — ветерана студии Лианы Черепано­вой он снимает фильм «Нужны Платоновы» — и снова фести­вальная награда.