Опубликовано в журнале «Жизнь искусства» № 45 зот 10 ноября 1925 года (с. 17). Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА.
В борьбе за Октябрь в кино появление на фронте рабочей общественности к 8-ой годовщине Октября новой организации — Об. Друзей Советской кинематографии — будет иметь огромное значение.
Ближайший год Общества пройдет под знаком организационного строительства. На фронте просвещения и культуры этому Обществу, на ряду с Обществом „Долой неграмотность, должно принадлежать одно из первых мест. ОДСК, содействуя развитию Советского кино, должно явиться орудием просвещения и знания, ибо кино повышает культурный уровень трудящихся масс СССР и ее многочисленных национальностей, даже не приобщившихся еще к грамоте. Влияние кино на культурный уровень деревни мы уже имеем налицо. Во многих случаях кино-передвижки и их картины убивали суеверие и предрассудки, которых не могла изжить никакая агро-пропаганда, и проч., и деревня переходила к многополью, к электрофикации и т. д. Учреждение ОДСК должно содействовать окончательному завершению строительства Советского кино, как орудия классового просвещения пролетариата. Овладение кино, умелое направление его работы в интересах трудящихся масс, развитие кинолюбительства, актуальное вовлечение масс в работу по строительству Советского кино, выпрямление линии кино-производства, создание критического восприятия буржуазной фильмы для борьбы с ее разлагающим влиянием ва психику трудящихся, борьба за повышение интереса масс к Советской фильме и постепенное вытеснение из нашего обихода заграничной до небольшого процента, борьба за оздоровление программы театров со включением в нее научных фильм и хроники, работа по кинофикации деревни и т. д. — таковы те обширные и плодотворные задачи Советского кино-строительства, которые стоят перед ОДСК.
В ряду этих задач, нам кажется, одной из первых и важнейших практических задач является учреждение курсов по подготовке руководителей рабочих кино-кружков.
Рабочие кино-кружки при клубах и заводах возникают стихийно. Они не имеют правильного руководства. Благодаря этому мы уже замечаем в этих кружках, с одной стороны, нездоровые уклоны к профессионализму, а с другой — увлечение внешней динамикой и композицией американской фильмы, приводящей к фетишизму формы и бессознательному восприятию элементов буржуазной морали. Рабочие кружки нуждаются в правильном руководстве достаточно подготовленных лиц из своей среды.
ОДСК в контакте с ВЦСПС должно организовать курсы по подготовке руководителей кинокружков в ближайшее время, идя навстречу киносамодеятельности рабочих масс.
Особенно осторожно и внимательно надо отнестись, однако, к программе и работе таких курсов. Они ни в какой степени не должны напоминать сокращенные курсы Техникума кинематографа или даже Производственные курсы типа Фабзавуча, какие намечены были на 1-й Госкинофабрике в Москве.
Курсы должны быть классовой марксистской школой воспитания руководителей рабочих кинокружков. Роль кино-промышленности в ее истории и развитии в связи с общим развитием капитализма, положение и характеристика мировой кино-индустрии, борьба за рынки, техника и изобретения в кино в связи с общим развитием техники индустриального периода; искусство,— идеология, направления и сюжеты мировой буржуазной фильмы в связи с общей характеристикой современной буржуазной культуры, как надстройки над экономикой капитализма в его современной фазе, положение, роль и задачи Советского производства, факты, цифры и тенденция развития Советского производства, роль и перспективы Советского кино-производства за границей и в особенности на Востоке — вот в каком направлении должна идти работа таких курсов.
Необходимые руководителям рабочих кинокружков конкретные знания о кинематографии они должны получить не путем теоретических лекций, а путем хорошо подготовленных экскурсий в течение 2 — 3 дней на наши фабрики и подробным объснением картин, путем посещения лабораторий, заводов кино-аппаратуры, ГТК и других школ, а также кино-учреждений. Подробно знакомясь всюду с функциями и работой, просматривая картину, разбирая и знакомясь с частями съемочного и проэкционного аппарата, слушая образцовый сценарий в Художественном Совете и тем самым знакомясь с его техникой, слушатели курсов приобретут минимум тех знаний в процессе кино-производства и роли кинопромышленности, которые необходимы руководителям рабочей кино-общественности.
В. В. Игнатов. Режиссер Культкино.
H. В. Баклин. Дир. производств. Культкино.
В. Л. Степанов. Директор Культкино.