Храня к Отечеству любовь

Журнал «Советский воин» № 22 за 1977 год.

09.09.2024

Джемма Фирсова

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).

Источник: журнал «Советский воин» № 22 за 1977 год. 

«Как помогало нам кино, как учило оно любви и ненависти, предлагало ярчайшие примеры героизма, вселяло бодрость и уверенность...» — эти слова принадлежат трижды Герою Советского Союза Ивану Кожедубу, представителю поколения, которое воспитывалось на «Чапаеве» и «Щорсе», которое выдержало суровое испытание войной.

Не один десяток лет наша благодарная память возвращает на киноэкраны далёкие события Великой Отечественной войны, светлые образы её солдат. Фильмы военно-патриотической тематики продолжают быть наиболее зрительскими, а заряд нравственного и гражданского воспитания, заложенный в них, нельзя сравнить ни с чем другим.

Количество этих фильмов растёт, несмотря на то, что война отходит от нас всё дальше и дальше. Две трети военных лент действующего сегодня фильмофонда созданы за последние десять лет. И поэтому закономерным было пять лет тому назад учреждение медалей имени Александра Петровича Довженко, присуждаемых ежегодно за лучшие героико-патриотические фильмы.

Имя классика советской кинематографии А. Довженко — одного из основателей героической темы в нашем кинематографе делает эту награду особенно почетной.

Мне, ученице Александра Петровича, лауреату медали имени моего учителя, человеку, связавшему свою жизнь, свою работу с темой Великой Отечественной войны, особенно отрадно ежегодное подведение итогов, олицетворением которого становится присуждение медалей имени А. Довженко.

В этом году золотой медали удостоен документальный фильм «Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны» (автор сценария подполковник И. Карпушин, режиссёр А. Берлин, киностудия Министерства обороны СССР). Серебряные медали присуждены фильмам «Весенний призыв» (автор сценария А. Миндадзе, режиссёр-постановщик П. Любимов, исполнитель главной роли – актёр театра им. В. Маяковского А. Фатюшин, киностудия им. Горького), «Маленький сержант» (режиссёр-постановщик Л. Голуб, совместное производство киностудий «Беларусьфильм» и «Баррандов» – ЧССР), а также актёру Центрального академического театра Советской Армии заслуженному артисту РСФСР Н. Пастухову за исполнение главной роли в кинокартине «От зари до зари» (режиссер Г. Егиазаров, киностудия «Мосфильм»).

Награждённый золотой медалью документальный фильм — это зримая память войны, суровое и яркое свидетельство очевидцев — фронтовых кинооператоров, это ещё одна, до этого неведомая нашему документальному экрану, страница Великой Отечественной войны. У нас не так много фильмов о тыле во время войны – их можно по пальцам перечесть, а о фронтовом тыле до сих пор не было ни одного. Автор сценария И. Карпушин и режиссёр фильма А. Берлин должны были создать учебный фильм. Хотя деятельность тыла Советской Армии в Великой Отечественной войне очень интересна и поучительна, систематизированного материала на эту тему в литературе крайне мало. Авторам нелегко было собирать фактический материал, а ещё труднее — кинодокументы. Думалось, что и учебный фильм в силу этих трудностей будет сух и маловыразителен. Но вот фильм готов. Его смотрят в Госкино СССР, на Центральной студии документальных фильмов, на семинаре авторов и режиссёров игрового кино, работающих в военно-патриотической тематике. И всюду — неизменный успех. Фильм вышел из чисто учебных рамок и явился ярким, публицистическим кинодокументом.

Фильм внешне строг и композиционно предельно прост и ясен. Авторы проследили работу тыла в Великой Отечественной войне на основных её этапах. Обеспечение фронта в первый, самый сложный период Великой Отечественной, огромная работа по подготовке Сталинградской, Курской битв, битвы за Берлин. Зритель становится очевидцем грандиозности происходящих событий, хотя величайшие сражения второй мировой войны остаются за кадром — в кадре только их подготовка и обеспечение, — тот фундамент, без которого не могла произойти ни одна из решающих битв. Это фильм о войне, фильм о стране, которая смогла выиграть эту войну, фильм об армии и её людях. И о людях — особенно. Военные строители, работники материально-технического обеспечения войск, врачи, шофёры стали подлинными героями этого фильма.

«Маленький сержант» — фильм, также построенный на материале войны. Режиссер Л. Голуб верен себе в разработке темы «дети и война». Большим успехом пользовался его фильм «Полонез Огинского», хорошо принят зрителями и «Маленький сержант». Фильм обращён как к детям, так и к взрослым. К взрослым адресована мысль о противоестественности такого сочетания слов, как дети и война, о необходимости предотвратить войны, потому что, когда война начинается, она не щадит никого — ни больших, ни маленьких, и испытания её делятся поровну на всех. Герой Л. Голуба белорусский мальчик Бориска испил до дна трагическую чашу войны, стал не по годам серьёзным и мудрым, повзрослел и возмужал. И хоть оберегают его старшие, заботливые друзья-однополчане, хоть видят в нем по-прежнему мальчонку, ребёнка, ему в его 10 –13 лет доступны отнюдь не детские поступки, глубокие и тяжёлые переживания, зрелость чувств. Кажется, не под силу мальчонке ответственность, которую он взвалил на свои плечи, взяв на себя заботу о раненом офицере — чехе Ярославе Лукаше, оказавшемся вместе с Бориской в подвале, когда прорвались немцы. Но сколько упорства, силы воли, такта и доброты обнаруживает маленький сержант, как верен он своей недолгой дружбе, своему слову, данному Ярославу.

Кончается война. Словно от весеннего солнца оттаивает суровость мальчика, победная весна возвращает ему детство. Он снова готов играть с ребятишками, гонять с ними мяч, кататься на велосипеде. Пожалуй, только одним отличается он от своих сверстников — тем, что в свои тринадцать лет это уже сложившийся человек. Война ускорила процесс его становления, но не смогла ни уничтожить, ни разрушить его человечности и доброты, высокого чувства ответственности и сопричастности чужому горю. Какие тяжёлые испытания выпадают на долю мальчика, когда он должен и не находит в себе сил сказать матери Ярослава, что её сын погиб. И какая нежность, какая теплота и мудрость звучат в слове «мама», когда Бориска называет пани Лукашеву «маминкой».

Этот фильм нужен детям. Он серьёзен и человечен, обращён к самому сердцу. Нужен он и потому, что воскрешает страницы зарождения воинской дружбы советского и чешского народов.

На IX Всесоюзном кинофестивале фильм «От зари до зари» был удостоен премии за лучший киносценарий (авторы Л. Чумичев и Г. Егиазаров). Скорее всего, главная удача и сценария, и фильма – образ Федора Рожнова.

Более тридцати лет прошло с тех пор, как смолкли залпы Великой Отечественной. Её солдаты давно стали ветеранами. Многие из них вышли на пенсию, иных уж нет в живых. А какие они сегодня — те солдаты? Чем живут — одними ли воспоминаниями или заботами нынешнего времени?

Федор Рожнов, подобно многим его сверстникам, в сердце своём хранит память о тех далеких днях. Как на встречу с прошлым, едет он в Свердловск, куда пригласили его однополчане на празднование тридцатилетия Победы. И тоскует, вспоминая погибших друзей, и, не стыдясь слёз, слушает фронтовую песню, и живёт в прошлом, словно было это вчера... Однако поездка Федора Рожнова в Свердловск, воспоминания о войне не уводят его в прошлое, но как бы проросли в настоящем. Сейчас его жизнь до краёв заполнена заботами родного колхоза, где он бригадир механизированного тока, заботами родных и близких, заботами дня сегодняшнего, дня завтрашнего.

Федор Рожнов в исполнении Николая Пастухова раскрывается постепенно, от эпизода к эпизоду, от реплики к реплике, от штриха к штриху... И возникает характер глубокий, нравственно цельный и чистый, сильный и щедрый. И всё это в человеке такой скромности и простоты, что после фильма невольно начинаешь переоценивать тех, кто рядом с тобой и кто, казалось тебе, слишком прост и обычен.

Если неисчерпаемая, благодарная тема Великой Отечественной находит своё яркое, неповторимое воплощение во многих наших фильмах, неизменно влечёт и авторов, и режиссёров, то тема современной армии оказалась для кино еще малоизученной, отраженной довольно слабо и односторонне. Думается, фильм «Весенний призыв» — автор сценария А. Миндадзе и режиссер П. Любимов — в известной мере восполняет этот пробел.

На первый взгляд, фильм очень прост и скромен. Три недели – от призыва до присяги — вот его строгие временные рамки. Казалось бы, что может произойти за это время? Какие драматические события, какие страсти, какие ситуации могут быть разыграны на этом узком жизненном пространстве? И оказалось — очень важные, пожалуй, решающие для становления личности. Авторы берут историю жизни человека в армии на самом переломе, когда оставленное за дверью призывного пункта – уже прошлое, а армейская жизнь с её традициями и уставными нормами — настоящее и будущее, ещё непривычное, во многом требующее внутренней перестройки. Что даёт человеку армия? Каково её влияние на его нравственные основы? Что делает она с личностью — единственной и неповторимой, нивелирует ли её, вписав в ровную солдатскую шеренгу, или обогащает новым пониманием себя и окружающего мира?

Все акценты фильма смещены в область нравственного, духовного становления личности. Это педагогический поединок, если можно так выразиться, между сержантом Карпенко и вверенными ему на эти три недели молодыми ребятами, которых ещё и солдатами-то не назовёшь. У каждого свои привычки, свой характер, не всегда, мягко говоря, вписывающиеся в армейский устав и армейский быт. Но здесь всё ясно для молодого, но опытного сержанта Карпенко — во всяком случае, привычно. Надо присмотреться к каждому, понять, найти свой ключ, раскрыть в парне лучшее, освободить от наносного. Одним словом, воспитать. И сержант Карпенко оказывается вдумчивым, серьёзным и добрым педагогом, хотя по годам он почти сверстник своим воспитанникам.

«В армии одиночек нет, — говорит Карпенко, — отстал один — потянул за собой остальных...» В этой фразе — основная сложность работы Карпенко. Его задача – сделать так, чтобы эти ребята стали спаянным коллективом, а пока они — одиночки. Задача ясна — надо воспитать. А вот что делать с Аликом Полухиным, который сам кого хочешь воспитает, — умный, ироничный, полный собственного достоинства, не подходящий ни под какие мерки. Да и что в нём, казалось бы, воспитывать? Но есть вещи, которых недостает Алику Полухину — контактности, человечности, душевности, готовности думать не о себе в первую очередь. Именно эти качества характера, которыми богато одарен Карпенко, оказались способными преодолеть, покорить колючесть, неконтактность и ироничность Алика Полухина. И когда Полухин бежит, чтобы проститься с сержантом, когда сидит он рядом с ним, серьёзный и тихий, когда вдруг бросает ему: «Педагог из вас хороший...» – и получает в ответ самокритичное: «Какой там педагог, пишу с ошибками», становится ясно, что нравственно изменился каждый из них, что взаимопонимание, достигнутое ими, стало и взаимообогащением для каждого из них.

И когда стоят они на плацу, эти ребята весеннего призыва, и повторяют слова присяги, и камера всматривается в их лица, ставшие серьёзными и взрослыми, охватывает невольное волнение. И гордость. Гордость за нашу Советскую Армию. И удовлетворение тем, что группе молодых кинематографистов удалось средствами, только им одним доступными, овеществить на экране, вдохнуть жизнь в этот короткий, но такой наполненный глубоким содержанием тезис — «Советская Армия — школа нравственного воспитания».

Роль сержанта Карпенко стала дебютом молодого актера Александра Фатюшина, и этот дебют сразу же выдвинул его в ряд наиболее ярких и интересных актеров. Премия за лучшую мужскую роль на X Всесоюзном кинофестивале, медаль имени А. Довженко — это всё дань не только таланту актёра, но и таланту его героя, который является носителем духовности нашей армии.

Эти качества отличают все фильмы, удостоенные медалей имени А. Довженко. Высоки критерии нравственного, духовного в облике советского воина.