24 июня 2017 года в конференц-зале Дома кино Союза кинематографистов был проведён круглый стол «Памятник Известному Солдату». Ведущей круглого стола была киновед, историк кино, доктор искусствоведения Ирина Николаевна Гращенкова.
Организаторы — Союз кинематографистов России, Госфильмофонд, РГАКФД и Московский клуб документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши. Присутствовали родственники фронтовых кинооператоров, гильдия операторов СК РФ, кинематографисты, представители Госфильмофонда, РГАКФД, РОИА, Москомнаследия, ООД «Бессмертный полк», общественных и ветеранских организаций.
На нём были представлены новые издания Госфильмофонда, посвящённые труду и подвигу фронтовых кинооператоров, людей, которые, подчас ценою своей жизни, запечатлели события Великой Отечественной войны. Из было около 300 человек (точную цифру трудно установить) и во время войны они сняли свыше 3 млн. метров киноплёнки. Именно их документальные кадры являются свидетельствами преступлений фашизма и подвига освободителей ни при каких обстоятельствах и никем не могут быть оспорены (киноматериалы, снятые фронтовыми кинооператорами, легли в основу обвинения нацистским преступникам на Нюрнбергском процессе).
Александр Степанович Дерябин, киновед, историк кино представил справочник «Создатели фронтовой кинолетописи». В него вошли сведения о 415 операторах, режиссерах, звукооператорах, начальниках фронтовых киногрупп и других кинематографистах. По полноте и точности справочник превосходит все опубликованные ранее источники; многие данные публикуются впервые.
Валерий Иванович Фомин, историк кино, доктор искусствоведения, действительный член киноакадемии «Ника», рассказал о своей книге «Плачьте, но снимайте». Названием стали слова великого Александра Довженко, обращенные к операторам, чтобы они снимали все, что было на войне: народное горе, победы, самые какие-то тяжелые страницы. В книге собраны монтажные листы фронтовых операторов, которые они писали непосредственно после съёмки на фронте, давали краткое описание событий, которые они снимали, ситуаций, которые они снимали, с указанием фронтов, войск, фамилий солдат и командиров (если это портреты).
При обсуждении изданий выступил киновед Николай Анатольевич Майоров и сказал, что до сих пор хроника войны идёт без упоминания фамилий тех фронтовых кинооператоров, которые сняли те или иные кадры, и необходимо вернуть этим героическим людям их авторство. Его поддержали все, но также высказались за то, что этот серьёзный вопрос должен решаться в юридической плоскости.
Взяла слово также Мила Космочевская, режиссёр документального кино, куратор Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши. Она сказала, что, действительно сейчас мы видим безликую хронику. Но в тех кинофильмах и киножурналах, которые выпускалась в 40-х, 50-х и 60-годах всегда указывали имена фронтовых кинооператорах. Её создавали непосредственные участники событий и они понимали цену каждого кадра.
Вопрос об авторстве подняли сами кинооператоры в начале 80-х годов на съезде Союза кинематографистов, потому что они на съёмках военных действий выступали сразу в трёх лицах — как сценаристы, режиссёры и операторы, — и поэтому имели полное право на авторство своих киноматериалов, но так и не был решён в их пользу.
Также и сами кинофильмы военных и послевоенных лет имеют особое эмоциональное воздействие на людей. И, хоть это не тема круглого стола, но следует сказать об этом пару слов. Киновед, сестра фронтового кинооператора Наталья Яковлевна Венжер с 1994 года ведёт статистику всех показов отечественных фильмов и передач (документальных и игровых) на 15 рейтинговых каналов телевидения. По её статистике видно, что некоторые документальные фильмы о войне вообще не были показаны, или показывали крайне редко — раз или два за более, чем 20 лет. Можно ли при этом говорить о патриотическом воспитании молодёжи?
После знакомства с новыми изданиями, Ирина Николаевна Гращенкова перешла к следующему вопросу — обсуждению памятника фронтовому кинооператору и двух проектов этого памятника, представленных на круглом столе. Она сказала, что, когда РВИО летом 2016 года стало проводить конкурс на малую архитектурную форму в качестве памятника, клуб вместе с родственниками фронтовых кинооператоров, последним из ныне живущих фронтовым кинооператором Борисов Александровичем Соколовым и кинематографической общественностью выступил против и предложил фигуративное решение памятника, как «Человека с киноаппаратом на войне». Было написано письмо в «Бессмертный полк», руководство которого поддержало такое скульптурное решение и включилось в продвижение скульптурного решения памятника. Им удалось остановить конкурс во РВИО. Две команды скульпторов – из мастерской А. Руквишникова и академии И. Глазунова создали представленные здесь макеты. Ирина Николаевна попросила выступить сопредседателя «Бессмертного полка», депутата Государственной Думы Николая Георгиевича Земцова.
Николай Георгиевич сказал, что считает, что памятник фронтовому кинооператору должен быть в виде скульптуры. Он сам был кинооператором, его отец был кинооператором, работал на ЦСДФ и дружил с Владиславом Микошей. «Бессмертный полк» помогал в достижении перемен каких-то решений по памятнику. Он одобряет представленную скульптуру, которая представляет фигуру снимающего оператора, за которой — стеклянные панели с кинокадрами съемок. «Бессмертный полк» готов и дальше помогать: устроить всенародный сбор денег на памятник по всей России. Он высказал убеждение, что сейчас уже установка обязательно произойдёт.
Выступил также Григорий Николаевич Ланской, представитель Российского общества историков-архивистов, доктор исторических наук декан ф-та документоведения и технотронных архивов РГГУ (принимал участие в голосовании), который сказал, что в этом году будет проводиться конкурс среди студентов, в котором будут даны темы, посвящённые фронтовым кинооператорам. Он также сказал, что памятник фронтовым кинооператорам должен быть собирательным, и он выбирает памятник более простой (расположенный слева), потому что люди эти были очень скромными, и фон за фигурой не будет отвлекать, — он выбирает его.
Она дала слово представителям Гильдии операторов СК РФ. Выступил Юрий Станиславович Любшин, сын известного актёра Станислава Любшина. Он рассказал о том, что Гильдия решила, что памятник фронтовым кинооператорам должен быть образный, абстрактный, а не в виде фигуры, что их решение поддержал творческий совет РВИО (Российского военно-исторического общества), что они обратились в студию военных художников имени М.Б. Грекова, и представил альбом с эскизами, которые там сделали. А выставленные два проекта вообще не должны обсуждаться, потому что голосование, которое было организовано за них нелегитимно, отменяется последним решением Пленума МК РФ, где написано, что именно гильдия и киноведы должны заниматься этим вопросам. Мила Космочевская сказала, что, если быть точными, то в решениях пленума указан клуб в качестве одного из членов такой группы, которые должны заниматься памятником, но уже в Постановлении клуба, действительно, нет.
Клим Лаврентьев, зам. председателя Союза кинематографистов России: «Считаю, этим (памятником) должна заниматься Гильдия операторов СК РФ с привлечением Госфильмофонда России, сотрудников и генерального директора, киноклуба имени Владислава Микоши, В.И. Фомина. Киноведов и кинокритиков».
Из газеты СК-Новости
Началось бурное обсуждение каким должен быть памятник. Сын фронтового кинооператора Борис Головня, тоже кинооператор, сказал, что это не решение всей гильдии, а небольшой группы людей во главе с председателем гильдии Игорем Семёновичем Клебановым, что он тоже в гильдии, но считает, что памятник должен быть только в виде фигуры фронтового кинооператора.
Сын фронтового кинооператора, снимавшего Освенцим — Исмет Кенанович Кутуб-Заде, просмотрев представленные эскизы, также выступил с категорическим утверждением, что памятник фронтовому кинооператору не должен быть абстрактным — это должна быть фигура.
Выступил молодой режиссёр Сергей Горобцов, который сказал, что уже сейчас молодёжь не знает, как снимали войну. Они считают, что камера снимала сама. Они не поймут, что фронтовые кинооператоры действительно совершали подвиг, рисковали своей жизнью, умирали, — если не будет скульптурного решения. Должен быть именно человек с киноаппаратом, а не просто простреленная камера, как предлагается на одном из эскизов, представленных гильдией.
Выступил также Салтанович Владимир Петрович, главный специалист отдела патриотической работы и информации Российского Комитета ветеранов Общероссийской Общественной Организации Ветеранов «Российский Союз Ветеранов», который также поддержал скульптурное решение памятника. И другие участники круглого стола — родственники фронтовых кинооператоров одобрили именно скульптурное решение памятника фронтовому кинооператору.
Шевчук Валентина Васильевна, и.о. начальника отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок Департамента культурного наследия города Москвы, сказала, что просто так памятник установить нельзя, что для этого надо пройти соответствующие комиссии, так что вопрос решается не только выбором формы памятника, но должен быть ещё решён властями. Те комиссии, которые были пройдены год назад устарели, и Союз кинематографистов вновь должен подать документы об увековечивании памяти фронтовых кинооператоров.
После бурного обсуждения была достигнута договорённость, что для принятия решения о форме памятника фронтовому кинооператору необходимо собраться всем вместе, привлечь и другие гильдии Союза кинематографистов России и принять человеческое решение.
Видеоматериалы круглого стола на канале Москва.Кинохроника — YouTube
Материалы представлены Московским клубом документального кино имени Микоши при Союзе Кинематографистов РФ.
Фотографии Татьяны Мусатовой.
1. Быть ли в Москве памятнику фронтовым кинооператорам? (материалы X пленума Правления Союза кинематографистов России 28.04.2017)
2. В Москве подвели итоги голосования по выбору проекта памятника фронтовым кинооператорам
Великой Отечественной войны (30.04.2017)