01.09.2024

Е. САТТЕЛЬ

Саттель Евгений Адамович (1890, Москва, Российская империя — 16 января 1938, полигон «Коммунарка», Московская область) — организатор кинопроизводства. С осени 1917 года до осени 1918 года — член партии левых эсеров. Член ВКП(б)  с декабря 1926 года .

Газета «Кино и культура» № 9-10 от 01 сентября 1929 года (с. 61). Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА. Фото: Мосфильм в 50-е годы.

В 1927 году правление Совкино получило через Моссовет земельный участок з 56 гектаров под постройку кинофабрики на Ленинских горах.

После подготовительного периода 1927—1928 года, который ушел на проектные работы на исследование грунта, электрификацию, устройство шоссейных и подъездных дорог, устройство буровых скважин и постройку насосной станции, обеспечивающей водой как само строительство, так и часть тех корпусов, каковые должны быть закончены в этот строительный сезон, в данное время строительство развернулось полным темпом.

Все корпуса строятся по проектам архитекторов В. М. Воинова и Е. Ю. Брокмана, участвовавших во всесоюзном конкурсе, организованном Совкино через МАО. Материалы конкурса были рассмотрены особой комиссией и производственным совещанием киноработников московских фабрик Совкино. После внесения целого ряда изменений и поправок был создан окончательный проект, утвержденный правлением Совкино с участием ревизионной комиссии, представителей Госплана, ЦК Рабиса, Высшим Техническим советом. ВСНХ, Госконтролем и переданный в данное время на производство.

Главный корпус строящегося ателье, общим объемом в 160.000 куб. м., имеет съемочную площадь в 4.500 кв. м., рассчитанную для единовременной постановки 15 полнометражных картин из расчета выпуска 60 картин в год (при работах в одну смену). Высота павильона 12 метров, и только три центральных ячейки, расположенные в центре ателье, достигают 17½ м. Все высоты и широты ателье выявились исключительно из съемочных возможностей и подтверждены графиками, проверяющими охват объективов киноаппаратов. Форма ателье, напоминающая форму аэроплана, а также строго продуманные высоты, ширины и срезы углов в павильоне дают возможности съемок не только в отдельных ячейках павильона, но позволяют также совмещать громадные съемки одновременно в нескольких ячейках в разных направлениях, доводя ширину постановочных декораций до 38 метров.

Каждая съемочная площадь имеет 25 х 12=300 кв. м., необходимые для работы съемочной группы. Весь павильон делится на 4 самостоятельные группы, разделенные, между собой специальными раздвижными звуконепроницаемыми стенами. В павильоне расположены 3 яруса балконов для съемок сверху и бокового верхнего подсвечивания.

В хвостовой части ателье задняя стена имеет раздвигающиеся громадные ворота 10 х 12 кв. м., выходящие на открытую съемочную площадку площадью в 1.200 кв. м. С обеих сторон площадки с уровня земли поднимаются въездные пандуса для автомобилей, кавалерии и т. д., необходимые для больших массовых съемок.

Цокольный этаж, расположенный под полом ателье, имеет целый ряд светлых просторных помещений, предназначенных для хранения мебели, реквизита, бутафории. Там же расположены скульптурные мастерские, все материальные склады, два бассейна, выходящие в уровень пола ателье, как для подводных, так и надводных съемок, а также конструкция вращающейся площадки и съемочные люки. Все помещения цокольного этажа соединяются между собой 8-метровым асфальтированным коридором, где в будущем будут беспрерывно двигаться вагонетки с моторами, подвозящие материалы. Сообщение с полом ателье будет производиться, кроме лестничных клеток, еще целым рядом людских и товарных подъемников.

Первый этаж — производственный — со съемочной площадью в 4.5Ö0 кв. м., каковая обслуживается рядом окружающих помещений, в которых сосредоточивается весь вспомогательный мертвый съемочный аппарат: помещения для фундусов, малярно-декоративный цех, электропарки, там же расположены и все рабочие помещения для производственников, связанных непосредственно с пребыванием на съемочной площади: художниkoBj декораторов, операторов, помещение дежурных гримеров и костюмеров, репетиционные и просмотровые залы.

Принцип расположения подсобных помещений в первом этаже базируется на самостоятельном обслуживании каждой съемочной ячейки в отдельности, что должно дать как значительные удобства, так и сохранение времени и уменьшение амортизации используемых на съемках вещей и аппаратуры.