Источник: газета «Вечерняя Москва» № 202 (2916) от 30 августа 1930 года (с. 3).. Орфография, пунктуация и стилистика материала сохранены. Фото: Процесс ПРОМПАРТИИ — проходил в Москве 13 дней, с 25 ноября по 7 декабря 1930 года. На фото (справа от кинокамеры) звукооператор Сергей Семенов.
АНТИОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЫПАД т. СУТЫРИНА
Вчерашнее заседание Всесоюзной конференции по звуковому больше, чем в первые дни, остановилось на вопросе о специальных кадрах по созданию и руководству советским звуковым кино. Вопросы взаимоотношений основных художественных кадров у кинематографии (режиссеров, композиторов и других), судя по раду выступлений (тт. Цукер, Шорин, Арнштам, Никаноров) являются еще совершенно сырыми, недостаточно проработанными.
Из доклада заведующего планово- техно-экономическим отделом Союзкино тов. Ардатова, сопоставлявшего положение наших звуковых кадров с состоянием подготовки и наличности аналогичных кадров в американской кинематографии, видно, что САСШ, переключив свою необычайно- развитую кино-промышленность на звуковые пути, уже давно обеспечила собирание специальных кадров, насчитывающих свыше тысячи специалистов звукового кино.
Наше положение в этом основном вопросе следует признать катастрофическим. При этом им не можем обойти молчанием выступление того же Ардатова (на недавно закончившемся АРРК'овском совещании по звуковому кино), в котором он заявил, что советская кинематография располагает композиторами-кинематографистами, работавшими по звуковому кино за границей. Как же понять после этого, что композитор Г. Дудкович (написавший специальную музыку к фильму «Капитанская дочка» и работавший за границей в области звукового кино) с момента своего возвращения в Москву свыше полгода по сей день обивает пороги союзкиновских кабинетов и канцелярий в надежде получить работу? И не только тов. Дудкевич! Разговоры о создания кадров, как видим, остаются одними лишь разговорами.
Докладчик подробно также остановился на вопросах взаимоотношений внутри съемочных звуковых групп, пытаясь определить будущие взаимоотношения между техниками я музыкантами. Если тов. Арнштам (Ленинград) заострял внимание звуковой конференции на необходимости создания нового типа музыканта, владеющего кинематографической культурой (ибо без этого работа композитора звукового кино будет почти бесполезна), то мы должны напомнить правлению Совкино, что нынешнее собирание кадров по звуковому кино характеризуется хотя бы тем, что ряд московских композиторов, имеющих серьезные труды в области кино-музыки, до сих пор фактически на получают возможности конкретной работы по звуковому кино.
В области технических кадров звукового дело обстоит не лучше. Лишь только сейчас, на конференции, выяснилось, что два молодых изобретателя – выдвиженца тт. А. Г. Мошкович и В. Д. Охотников буквально голыми руками, в весьма тяжелых условиях, сконструировали звукозаписывающий аппарат своей системы. Качество этого аппарата, судя, по демонстрации перед конференцией, пожалуй, не уступает имеющейся советской и заграничной аппаратуре. Замечательнее всего то, что общественности и даже широкими кинематографическим кругом до вчерашнего дня ничего не было известно об этом замечательном факте.
***
Вопросы о кадрах звукового кино не однократно ставились на страницах «Вечерней Москвы». Но судя по изложенному, призывы почти о создании кадров еще не услышаны теми, на кого возложена обязанность позаботиться об этом. Наоборот, мы валяемся свидетелями ряда фактов, не знающих прецедентов в истории советской печати. Уже вторично член правления Союзкино тов. Сутырин яростно обрушивается с общественной трибуны на печать, вскрывающую истинное положение вещей со звуковым кино.
Тов. Сутырин не опровергает ничего по существу, по он хочет немногого: чтобы пресса освещала положение на кино-звуковом фронте так, как ему, Сутырину, этого хочется. На кино-звуковом совещании АРРКа, в ответ на помещенную в «Вечерней Москве» статью (излагавшую ход события в день открытия совещания). Сутырин ругательно обрушился на автора «посмевшего» неодобрительно отозваться о деятельности Союзкино и АРРКе. На данной конференция тов. Сутыри задела наша статья «Академическая конференция?». И вот — очередной наскок на печать.
Этим же «рецептами», вряд ли пригодными для лечения болезней звуковой кинематографии, воспользовался также (в подражание начальству) зав. звуковым сектором Союзкино Б. Гусман.
Такова, к сожалению, общественная ориентация руководителей звукового кино!
В своем заключительном слово тов. Ардатов с необычайной самоуверенностью ответа на выступления ораторов, обвинявших Союзкино в полном невнимании к производству звуковой кинохроники (тов. Ильин), в подмене живой организационно – оперативной работы мертвыми схемами (тов. Даревский), в поверхностном и необоснованном определении сроков производства звуковых фильм (тов. Эрмлер) и т. п. Полнейшая оптимизм, ничем, правда, не подкрепленный, звучал на всем протяжен его выступления.
***
В конце вечернего заседания тов. Сутырин предупредил в весьма категорической форме работников звукового кино о том, что взятая правлением Союзкино линия по реконструкции советского кино будет проводиться со всей жестокостью. Мы, однако, считаем необходимым заметить, что такая внешнетвердая линия должна быть подкреплена практическими, организационными мероприятиями, которые пока фигурируют, к сожалению, больше на словах, чем на деле.