30.07.2024

Опубликовано в  журнал «Новый зритель» № 21 (280) от 26 мая 1929 года (с. 14). Источник: www.electro.nekrasovka.ru.

В 1924 г. небольшой группой журналистов и кинематографистов была организована в Москве Ассоциация Революционной Кинематографии, переименованная ныне в Ассоциацию Работников Революционной Кинематографии.

Пятилетний путь (от АРК до АРРК) этой молодой кино-общественной организации — путь, полный энтузиазма. Героические порывы АРРК’а сочетались зачастую с многими ошибками, энергичную деятельность порой сменяло отсутствие инициативы. Эти явления, главным образом, проистекали от отсутствия достаточного кадра марксистски-выдержанных кинематографистов.

Если мы оглянемся назад и проанализируем путь, пройденный этой организацией, то изумимся... количеству и качеству затраченного на строительство советской кинематографии труда, средств, людей.

АРРК начал работать тогда, когда наша кинематография не обладала ни техникой, ни материальными средствами, ни кадрами, ни изобретательностью, ни фабриками, ни аппаратурой...

Кино-производственные организации держали в то время курс исключительно на заграничные фильмы самого худшего порядка — многосерийную детективщицу или ультра-эротическую салонщину. К изготовлению же собственной, крепкой в художественном и идеологическом отношениях продукции (для воспитательнопросветительных целей) не приступали: не было ни знаний, ни сознания этой необходимости. Правда, были и кое-какие достижения. Напр. у Пролеткино «Комбриг Иванов», у Межрабпом- Руси «Поликушка», у Госкинпром-Грузии «Красные дьяволята». Но эти достижения были единичными, весьма случайного характера.

В эпоху всеобщего увлечения Гарри Пилем, Мери Пикфорд и Конрад Вейдтом — родился АРК, первым шагом которого явилась борьба с мещанством, упадочничеством, борьба за победу пролетарского кино-искусства. Этот шаг повел АРК по пути борьбы за коренное изменение сущеотвовавших тогда форм руководства и управления советской кинематографией. Вслед за этим борьба велась уже за культуру советской кинематографии, ибо ряд творческих импульсов раскрыл сущность АРК’овской работы именно в данном направлении. «Стачка» — Эйзенштейна, «Кино-правда» — Вертова,. «Жизнь, как она есть» — Дубровского и другие фильмы, вызывавшие в те дни оживленные дискуссии — двигали работу АРК’а от общих разговоров к конкретным фактам. Новые горизонты раскрывались с каждой свежей фильмой. Происходившие в АРРК е дискуссии постепенно становились все острее, глубже и целеустремленнее. Так АРРК дорос до серьезной секционной работы.

О том, что проделали за это время секции АРРК’а (режиссерская, техническая, актерская, сценарная, музыкальная и др.). — говорить излишне.

Для оценки их работы достаточно будет сказать, что в них выковался (в теоретическом отношении) и закалился (в практическом смысле) весь актив советской кинематографии. Почти вся наша литература о кино — труды членов АРРК’а, предварительно профильтрированные (в виде докладов, лекций и диспутов) в секционной работе. Если попытаться оценить работу секции таким образом, то легко убедиться, что она неразрывно связана с любым мероприятием в области творчества и техники советской кинематографии. Например, если возьмем работу музыкальной секции, то увидим, что главнейшие вопросы разрешены в итоге предварительной проработки их внутри АРРК’а. От идеи улучшения музыкальной иллюстрации фильм до регулярной работы по снабжению провинции музыкальными кино-конспектами и сценариями — вот дистанция, которую преодолел АРРК. Точно так же обстоит дело и в других секциях: в актерской, напр., были поставлены, и всесторонне обсуждены вопросы типажа, взаимоотношений актера и режиссера, актера кино и театра и т. д.. и т. п.

Одним из любопытнейших видов работы АРРК а явилось поднятие секциями вопросов, выроставших до общепринципиального значения.

Отсюда возникли, так назыв., ударные кампании о кино-школе (и ГТК, в частности), об игровой и неигровой фильме, о художественных советах и руководстве на кинофабриках, о политике и экспортно-импортном курсе Совкино, о сценарном кризисе и т. д.

Все моменты роста, развития и расцвета советской кинематографии были, несомненно, в центре внимания и... под «контролем» АРРК’а.

В прошлом году, готовясь к парткиносовещанию, АРРК сумел побудить печать и общественность к проведению серии диспутов о Совкино, подготовил ряд материалов, которые легли в основу решений этого совещания.

Еще раньше АРРК занимался (хотя и не всегда убедительно по результатам), трепещущей темой для нашей кинематографии — экономикой (рост накладных расходов на фабриках, бесхозяйственная трата материалов и т. п.). Большую работу провел АРРК и в области выдвижения молодняка на производство и разрешения проблемы культурфильмы.

Перечислять все этапы деятельности АРРК’а — значит отметить весь путь, пройденный нашей советской кинематографией.

Следующую пятилетку АРРК должен посвятить углубленной проработке художественно творческих вопросов советской кинематографии. Это должно обеспечить общий художественноидеологический рост нашего кино.