Важнейшее из искусств

27 января 2017 года Куйбышевской студии кинохроники исполнилось бы 90 лет.

Важнейшее из искусств

26.06.2017

Обозреватель «Волжской коммуны» — общественно-политическая газета, одна из крупнейших и старейших в Самарской области, основанная в 1907 году. Учредителем является правительство Самарской области.

Источник: газета «Волжская коммуна»; 26 января 2017 годаФоторепортер: Андрей САВЕЛЬЕВ

Молодогвардейская, 66. Сейчас уже ничто не напоминает нам, что когда-то здесь располагалась Куйбышевская студия кинохроники. Именно с этого адреса во все уголки нашей страны, а также за рубеж, начиная с 1941 года расходились для показа репортажи кинооператоров со всех фронтов Великой Отечественной войны.

Киностудия в годы войны

Все кинопленки, снятые фронтовыми кинооператорами в черных запечатанных коробках приходили в Куйбышев. Именно здесь их обрабатывали, монтировали, а затем боевые репортажи рассылали по кинотеатрам страны. Киножурнал «СССР на экране», который также создавался в Куйбышеве, спецпочтой отправляли союзникам, в том числе в США и Англию, посылали именно с этого адреса — Молодогвардейской, 66.

Сейчас уже ничто, ни мемориальная доска, ни памятная надпись нам не напоминает о том, что по этим коридорам когда-то ходил Шостакович, живший в Куйбышеве, во время эвакуации, а также о том, что здесь бывали послы государств, известные писатели, музыканты, композиторы…

«По указу от 15 октября 1941 года наш город Куйбышев стал запасной столицей СССР.  Кажется, об этом знает каждый житель нашего города, — рассказывает киновед, кинодраматург В.И. Мордвинова, — вместе с партийно-правительственными учреждениями был эвакуирован и дипломатический корпус.  Более 60-ти предприятий начали свою работу, что называется «с колёс»: осенью на Безымянке началось производство боевых самолётов эвакуированными авиационными заводами — Воронежским и Московским, а моторы им поставлял также эвакуированный завод им. Фрунзе. Первый Московский подшипниковый завод дал свою продукцию через полтора месяца.

Осенью 1941 года на базу Куйбышевской студии была эвакуирована из Москвы Центральная студия кинохроники. Фото: www.vkonline.ru

В конце 1941 года по приказу председателя комитета по кинематографии при СНК СССР И. Большакова на базу Куйбышевской студии кинохроники была  эвакуирована из столицы Центральная студия документальных фильмов (Центральная студия кинохроники (с 1944 — ЦСДФ). Часть работников киностудии была эвакуирована в Алма-Ата; — прим. ред. сайта #МузейЦСДФ) с дополнительным кинооборудованием и сотрудниками. Сроки ставились жёсткие. Через месяц оборудование должно быть смонтировано и Куйбышевская студия должна обеспечивать выпуск «Союзкиножурнала» — четыре номера в месяц, киножурнала «СССР на экране» — три номера в месяц, «фильмопесни» и короткометражные картины. И студия обеспечила. Учитывая, что в эвакуации находились многие деятели культуры и искусства — коллектив Большого театра, ведущие артисты, музыканты, композиторы, писатели, было принято дополнительное решение выпускать журнал «Советское искусство». А с 1 июля 1942 года в студии был начат выпуск нового ежемесячного журнала «Поволжье» — 3 номера в месяц, который охватывал все области и республики Поволжья и был задуман ещё до войны». 

Один из первых номеров «Поволжья» рассказывал об интернациональном митинге молодежи в клубе Дзержинского, кстати, там же в клубе в этот день выступила солистка Большого театра, известная балерина Ольга Лепешинская.

Безымянные кадры

Кинооператор Н.П.  Киселев снимал военный парад 7 ноября 1941 года. Парад принимал на площади имени Куйбышева  Ворошилов, на трибунах были Калинин, другие высокопоставленные работники, иностранные дипломаты.

Маршал Клим Ворошилов принимает парад 7 ноября 1941 года. Фото: www.vkonline.ru

Куйбышевскими кинооператорами было снято, как на Безымянке разворачивались эвакуированные заводы, как под открытым небом росли цеха и выдавали необходимую для фронта продукцию — патроны, подшипники, моторы; сняты бригады подростков, женские бригады, «ударная фронтовая бригада авиационной промышленности» Г. Извекова. А также сборка Ил-2, передача эскадрильи самолётов, сделанной на собранные средства горожан, колхозников и эвакуированных творческих работников.

Премьера 5-го марта 1942-го года Седьмой (ленинградской) симфонии Дмитрия Шостаковича в исполнении оркестра Большого театра. Буквально через месяц за эту симфонию композитор получил Сталинскую премию, а заседание комитета по сталинским премиям, в который входили режиссёры А. Довженко, Ф. Эрмлер, писатель А. Толстой, художник А. Герасимов и другие  деятели культуры состоялось здесь, в Куйбышеве и также было запечатлено на плёнке.

Уникальные кадры сохранились, и часто используются, но не многие знают, кто их автор.

Кинооператор Н.П. Киселев в мае 1945 года в Берлине на фоне Бранденбургских ворот. Фото: www.vkonline.ru

«Вся военная хроника стала как бы народной песней, то есть безымянной, но при всем при этом это авторские кадры. Николай Порфирьевич Киселев ушел добровольцем на войну, был на Белорусском фронте, прошел Польшу, завершал войну в Берлине, в числе других операторов он снимал подписание акта о капитуляции фашисткой Германии. На обложке книги А. Казначеева «Рядом с солдатом» размещена фотография: Николай Порфирьевич с кинокамерой в руке, на фоне Бранденбургских ворот. Это знаменитый кадр, очень известный…», — рассказывает Вера Ивановна.

На фронте работали и другие кинооператоры студии А. Казначеев, Н. Голубев, В. Косицын и др.

Снятые ими кадры вошли во многие документальные фильмы, и действительно стали как будто безымянными. Народной песней...

Фронтовых кинооператоров распределяли по армиям, возглавлял все съёмочные бригады СССР режиссёр И. Копалин, а в Куйбышеве — режиссер В. Каштелян, который  потом, после войны остался в нашем городе и стал директором  студии кинохроники.

«Оператор мог оказаться рядом с пехотинцем, моряком, солдатом, летчиком, отсюда и название книги, — продолжает В.И. Мордвинова, — фронтовые кинооператоры также шли в бой, только вместе с оружием несли кинокамеру. Каждый второй кинооператор был ранен. Каждый четвертый не вернулся. Владимир Сущинский погиб в апреле 1945 года (погиб 22 февраля 1945, Бреслау (ныне — Вроцлав, Польша); — прим. ред. сайта #МузейЦСДФ). Во время съемки в него попала пуля, но камера продолжала работать, пока он падал…».

Это их глазами мы сейчас смотрим хронику Великой Отечественной. Уже в феврале 1942 года  состоялась премьера фильма режиссера И. Копалина «Разгром немецких войск под Москвой». В картине использовались съемки 15 кинооператоров. И это один из первых документальных фильмов, который получил премию «Оскар» (для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back» («Москва наносит ответный удар»). Фильм получил в США специальные премии — Национального совета кинокритиков США и Сообщества кинокритиков Нью-Йорка за лучший документальный фильм о войне в 1942 году. В США фильм был одним из четырех победителей на 15-й церемонии вручения премии «Оскар» в номинации «Лучший документальный фильм»; — прим. ред. сайта #МузейЦСДФ).

В 1944 году вышел фильм об освобождении Белоруссии, и там использовались съемки 40 операторов, в их числе и Н.П. Киселев. Без фронтовых кинооператоров невозможно было создание 20-ти серийного фильма «Великая Отечественная» режиссёра и кинооператора Р. Кармена, в США этот фильм шел под названием «Неизвестная война».

«В кинокартине М. Ромма «Обыкновенный фашизм» нет ни одного постановочного кадра, а какой эмоциональной силы воздействие оказывает эта картина! Документальное кино того периода оказало огромное влияние и на игровое кино», — говорит Вера Ивановна.

Старейшая киностудия на Волге

Ю. Тунтуев во время съемок киножурнала в Куйбышевской области. Фото: www.vkonline.ru

Самарской, потом Куйбышевской, а затем снова Самарской студии кинохроники, сегодня, 27 января исполнилось бы ровно 90 лет. Это старейшая студия на Волге. «Студия начала свою работу в 1927 году, — продолжает Вера Ивановна. — Основателем и первым оператором стал М. Ципорин. Но что такое 1927 год? Десять лет советской власти. И кино, в первую очередь, конечно, рассказывало о главных событиях молодой страны. В октябре 1930 года был выпущен первый краевой журнал, который был посвящен работе сквозной бригады на Средневолжском заводе. Индустриализация, ростки новой жизни, все было отражено в кинолетописи. Кинохроника фиксировала развитие сельского хозяйства, передовой опыт, первые колхозы, совхозы, МТС, слет ударников сельского хозяйства и промышленности...Я как-то интересовалась перечнем сюжетов в 30-е годы и узнала, что в Мордовии сняли марксистко-ленинскую лекцию на мордовском языке. В 1959 году, когда я пришла в студию, кинохроника дублировала все свои киножурналы на мордовский, чувашский и татарский языки».

Кинооператор Игорь Саранский. Фото: www.vkonline.ru

После окончания войны фронтовые кинооператоры продолжили работу на студии кинохроники вместе со старейшими операторами корпунктов П. Оппенгеймом, А. Мочаловым, А. Суховым, И. Городецким… Теперь они вместе освещали великие стройки ГЭС, строительство АвтоВАЗа, металлургического завода. Были сделаны уникальные кадры с Юрием Гагариным. Операторы Ю. Тунтуев, Ю. Шалимов, Н. Шарапов, К. Урбанович, И. Саранский, В. Федотов, А. Зиновьев, Л. Садковой, режиссёры Г. Франк, В. Плотникова, В. Кагарлицкий, Д. Дальский, В. Пинчук, М. Серков, Б. Свойский продолжали кинолетопись. Кинохроника набирала силу, обретала свое лицо.

Авторами сценариев становились московские и местные журналисты, это Г. Шабанов из «Советской культуры», К. Шестаков, Е.Жоголев из «Волжской коммуны». Каждый год проводилось творческое совещание всех корпунктов, на котором  отмечали лучшие репортажи, фильмы, сюжеты…

Появились картины социальной направленности, например фильмы М. Серкова «Первое движение души» о жестокости подростков, «Горькая рябина» о «трудных» детях, «На берегу реки» о браконьерстве. «Солнечная поляна» — о Доме престарелых, о забытых своими детьми стариках.  

«Фильм пронзительный, заставляющий задуматься. О том, что такое утрата корней. Утрата связей поколений, — рассказывает Вера Ивановна Мордвинова. — Мы регулярно встречались со зрителями, и наши фильмы находили у них отклик».

Ничто не напоминает о жизни киностудии

В 90-е годы кинематограф потерпел сокрушительный удар. Исчезла кузнеца творческих кадров, прервалась преемственность поколений, а вместе с ней и невозможность сохранить неповторимый стиль документалистов нашей студии. В апреле 2001-го года был издан указ о реорганизации киностудий страны. Все киностудии превратились в ООО. А затем… Затем уже Самарская студия кинохроники была продана. В 2005 году все материалы  были переданы в государственный архив, в город Красногорск Московской области, так, во всяком случае, говорится в свободной энциклопедии «Википедия». 

Многих из операторов, режиссеров, звукорежиссеров, монтажеров, работников технических служб уже нет в живых и мало осталось ветеранов. Их коллективные письма с призывами установить мемориальную доску не увенчались успехом. И ничто по адресу Молодогвардейская, 66 не напоминает нам об их работе, об их жизни и жизни киностудии, старейшей на Волге.