Источник: газета «Новгородская правда» от 24 июля 1973 года. На фото кинооператор Фёдор Овсянников. 1942 год, под Старой Руссой; Фото из архива С.Л. Богданова (внука Ф.И. Овсянникова).
«Там, где мы бывали, Нам танков не давали». Это из популярной свое время песенки фронтовых журналистов. Но, как говорится, нет правила без исключения. В архиве Федора Ивановича Овсянникова есть снимок, на котором он запечатлен — с киноаппаратом в башне танка.
— Снимать эпизоды боевых действий из танка мне довелось на Северо–Западном фронте, под Старой Руссой, — вспоминает он.
Ф. И. Овсянников был одним из 243-х фронтовых кинооператоров, действовавших в годы Великой Отечественной войны на огромном фронте боев. Летописцы легендарных сражений, они шли в первых рядах атакующих, а иногда даже забегали вперед, чтобы «принять на объектив» лица героев. И, видя эти кадры на экране, мы поpoй не задумываемся над тем, какое мужество надо было иметь тем. кто сумел снять их под огнем.
Начало войны застало Федора Ивановича Овсянникова на севере, где он работал над фильмом «Мурманск – город рыбный». Разумеется, съемки мирных кадров были прекращены. и вскоре перед объективом предстали герои первых боев. Оператор заснял отважного летчика Бориса Сафонова — впоследствии дважды Героя Советского Союза, подводников прославленного экипажа Героя Советского Союза Николая Лунина.
Здесь, на студеном море, кинооператор запечатлел эпизоды жестоких сражений советских моряков с вражескими кораблями. При этом ему приходилось привязывать себя, чтобы не смыло волной за борт или не смело взрывом с палубы эсминца.
Вскоре наступила полярная ночь, и съемки пришлось прекратить. Овсянникова направили на Северо-Западный фронт. В феврале 1942 года он прибыл в его штаб, находившийся в Валдае.
Много фронтовых дорог под Старой Руссой исколесил Федор Иванович со своим верным помощником — ассистентом Виктором Короткевичем (позже он погиб в партизанском отряде)[1].
В крохотном блокноте Овсянникова сохранились скупые записи о снятых эпизодах.
«Переправа под огнем — Пола»
— Навсегда запомнил этот бой, — вспоминает он. — Невзирая на ураганный огонь, наши бойцы форсировали реку. Мне удалось сделать волнующие кадры, запечатлевшие суровую правду войны: потемневшая от взрывов река, плывущая пилотка с красной звездой. Этот сюжет получил высокую оценку.
А вот запись о пребывании у танкистов. Немного тогда было танков на Старорусском направлении, и наши танкисты устраивали своеобразные «провокации», чтобы держать противника в постоянном напряжении: на одном из участков переднего края появлялись «КВ» (танки Климента Ворошилова (КВ) — серия советских тяжелых танков,. - Прим. ред #МузейЦСДФ). Поревев моторами, они перебирались на другой участок, оставив здесь один-два танка. Затем все повторялось. Создавалось впечатление внушительной бронированной силы, рассредоточенной по всему фронту. Вот здесь-то кинооператор и запечатлел отважных танкистов — двух братьев Гуц, служивших в одном экипаже подразделения майора Лукьянова.
— Мне кажется, они дожили до победы, — замечает Федор Иванович. — Хорошо, если бы откликнулись...
Здесь же в районе станции Беглово, в мае 1942 года Овсянников заснял еще один интересный эпизод. Ехал он на полуторке, чтобы запечатлеть на пленку снайперов
Низко над землей появился вражеский самолет. И вдруг из леса раздались винтовочные выстрелы, пулеметная очередь. Самолет задымил и пошел книзу.
— Жми, Витя! — крикнул оператор шоферу.
Видавшая виды полуторка по бездорожью добралась до горящего самолета. Застрекотал аппарат. А вскоре «хейнкель» взорвался.
Так нужный сюжет сам «попал в руки».
Оператор разыскал бойцов, ружейным и пулеметным огнем сбивших вражескую машину, но кто из снайперов конкретно сделал это, разумеется, установить было невозможно.
Следует заметить, что тогда за полтора месяца подобным образом было сбито более двадцати фашистских самолетов.
Приходилось снимать и кадры, от которых сжималось сердце. Так, в районе села Пола увидел расстрелянных фашистами советских моряков. Трупы носили следы пыток, руки были связаны колючей проволокой...
Несколько месяцев находился Федор Иванович на Северо – Западном фронте, и были эти месяцы чрезвычайно плодотворными. Он запечатлел подвиги гвардейцев–латышей, заботы колхозников, возрождавших колхозы на отвоеванной от врагов земле. Снятые им сюжеты вошли в фильм «День войны», в киножурналы.
После войны, вплоть до ухода на пенсию, он долгие годы работал на Ленинградской студии кинохроники. Был одним из создателей киножурнала «Наш край». Исколесил Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области, запечатлев мирный труд советских людей. Сейчас живет в Ленинграде.
НА СНИМКАХ: фронтовой кинооператор Ф. И. Овсянников. 1942 год, под Старой Руссой;
этот вражеский самолет сбили снайперы Северо–Западного фронта (кадр из кинохроники)
_________________________________________________
1. Фёдор Иванович Овсянников во время Великой Отечественной войны работал в паре с ассистентом Короткиным Виктором Васильевичем (02 (15) сентября 1917, Петроград — не ранее 1948, Ленинград), об этом свидетельствуют монтажные листы фронтовых кинооператоров. Виктор Короткин с июня 1941 до 01 июля 1942 — ассистент оператора, оператор киногруппы Северного фронта; с осени 1943 года снимал в расположении партизан. После окончания войны работал на «Ленфильме».