24.12.2024

Джемма Фирсова

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Беспартийная.

Источник: журнал «Спутник кинозрителя» № 9 за 1968 год. На фото: Сороть — река в Псковской области, правый приток реки Великой. Автор фото: Сергей Богданов.

Первоисточником этого фильма («Я вернусь к тебе, Россия») стала небольшая скромная книжка в мягкой обложке – сборник стихов, которые были бы весьма непримечательны, если бы не были столь необыкновенны – потому что написаны они безымянными поэтами в «дантовом аду» фашистских концлагерей.

До каждого сердца дойдёт сильный эмоциональный заряд фильма, снятого Б. Рычковым о безымянных и известных сегодня лагерных поэтах.

«Я вернусь к тебе, Россия,

Чтоб услышать шум твоих лесов,

Чтоб увидеть реки голубые,

Чтоб идти тропой моих отцов…»

Автор этих строк не вернулся. Более того – мы даже не знаем его имени. Но живы два человека, которые в других фашистских застенках написали такие же строки, похожие до удивления:

«Я вернусь к тебе, моя Россия,

Только ты уймёшь мою печаль,

Ведь давно не пил твоей росы я,

Ароматом леса не дышал…»

И ещё:

«Я вернусь к тебе, Россия,

Я вернусь в твою семью,

Но пока штыки стальные

В грудь направлены мою…»

Как передать это страстное, «всем смертям назло» стремление к Родине?

Красный лебедь бьёт крыльями по чёрной воде, стараясь оторваться от неё, вырваться из мрака. Взмах крыла – остановка, ещё взмах – и опять остановка – словно тяжесть цепей сковала птицу и мешает, не даёт взлететь. Так решена в фильме тема побега – решена не только как умозрительный символ, но и как сильный эмоциональный образ. В картине соседствуют компоненты, казалось бы, несовместимые – лирические пейзажи России, улицы маленького городка Речицы, спокойный тихий Днепр. А рядом – лаконичные, предельно выразительные рисунки бывшего узника концлагерей Александра Смольянинова, и рефреном – этот красный лебедь, который мог бы выглядеть дико в любом другом фильме, но здесь потрясает.

Есть в этом эмоционально-поэтическом повествовании и рассказы очевидцев – оставшихся в живых лагерных поэтов Василия Егоровича Юдина и Григория Ивановича Люшина. Какой, казалось бы, разный, несовместимый материал! Фильм одновременно цветной и чёрно-белый. Цвет присутствует только там, где он эмоционально необходим, где он должен передать полноту красок пейзажа, аромат берёзовой рощи, холодную голубизну снега, крик раненой птицы.

Надо отдать должное оператору В. Цитрону. Фильм снят просто и вместе с тем с ощущением внутреннего драматизма.

Музыка, написанная Б. Шнапером, достойна того потрясения, с которым у каждого связано понятие «фашистский концлагерь».

Режиссёру Б. Рычкову во многом помог автор текста Б. Рычков. В тексте – простом и лаконичным – звучит интонация скорбная и взволнованная.