Источник: журнал «Советский экран» № 15 за август 1981 года.
Наверное, самый главный фестиваль в жизни кинематографиста — первый, в котором он принимал участие. И даже если это смотр студенческих работ, часто от него зависит очень многое в дальнейшей судьбе молодого художника: что усвоит он из уроков конкурсных показов, какие сделает выводы, какую установит для себя шкалу ценностей?
Поэтому и наше отношение к XIII студенческому фестивалю ВГИКа было более чем серьёзным, ожидания — большими, а выводы — многозначительными. Чего же, члены жюри, ждали от него?
Юрий Чулюкин, режиссёр: «Жду радости общения с молодыми художниками, каждый из которых приходит в кинематограф со своей темой, своими проблемами, своим художническим видением. Уверен, молодые и их работы заслуживают особого внимания: ведь это будущее кинематографа».
Адбурахман Мамилов, директор экспериментального молодёжного творческого объединения «Дебют» при киностудии «Мосфильм»: «Мы ждём открытий, знакомства с интересными людьми. Для нас существенна личность автора с самостоятельным, активным отношением к жизни… С особой надеждой мы ждём знакомства с новыми именами сценаристов».
Валентин Железняков, кинооператор: «Жду работ в первую очередь разных, даже полемизирующих друг с другом. Чем больше разных, тем лучше…»
Жанна Прохоренко, актриса: «Желаю будущим кинематографистам смелого поиска, полного проявления себя. Жду фильмов необычных».
…Три дня длилась конкурсная программа, заняв около 10 часов просмотрового времени: 30 фильмов.
Профессиональный уровень студенческих работ, представленных на фестивале, был достаточно высок. Но что особенно важно — в лучших фильмах чётко и определённо просматривается позиция авторов — человеческая, гражданская, художническая. Чувство личной причастности к событиям более чем тридцатилетней давности сделало по-особому эмоциональной работу Е. Марковского (мастерская С.А. Герасимова). Его фильм «Праздник фонарей» повествует о моральном поединке японского смертника и советского офицера, который жертвует жизнью ради жизни своих товарищей в последние дни второй мировой войны. Картина та, хотя и не лишённая просчётов, сделана талантливо и самобытно.
Профессиональная рука чувствуется в фильме А. Эшпая «Звана» (мастерская Л.А. Кулиджанова и Т.М. Лиозновой). Его товарищ по курсу Р. Банионис показал на фестивале фильм «Скорость – мой бог» — драматическую историю нравственного и жизненного краха эгоиста и позёра. В фильмах учеников режиссёра Марлена Хуцциева есть особенная неспешность в передаче течения времени, внимание, казалось бы, незначительным деталям обстановки, быта, взаимоотношений героев, что в конце концов способствует созданию выразительной художественной структуры фильма. Именно это, думается, и стало своеобразной отличительной чертой учебной картины И. Апасяна «Утренний поезд» — ленты, отмеченной поиском в разработке молодёжной темы.
Другой фильм, представленный на конкурсе той же мастерской — кинофрагмент по роману Ф. Абрамова «Пряслины» М. Ведышева — стал победителем среди экранизаций.
От студенческого экрана всегда ждёшь поиска новой проблематики, новых средств выражения. В этом смысле показательна работа Т. Чивиковой – научно-популярный фильм «Строгая сенсорная депривация» (мастерская С.Л. Райтбурта). Жюри отметило ещё две научно-популярные ленты — «Этюды оптимизма» Е. Правдиной (мастерская С.Л. Райтбурта) и «Разыскивается преступник» М. Бакенбаевой (мастерская А.М. Згуриди).
«Уверен, что живу не зря» — документальный фильм режиссёра Д. Павлова (мастерская Б.Н. Рычкова) — о ветеране Великой Отечественной, о человеческой стойкости, о преемственности поколений.
Е. Шаталиной, постановщику фильма «В двух шагах от Ленина», всего 22 года, она второкурсница, это была, по сути, её самая первая учебная работа. Документальные кадры, строки из воспоминаний сестры В.И. Ленина – Марии Ильиничны, фотографии, сделанные ею в последние дни и месяцы жизни Владимира Ильича, – всё это, объединённое глубоко оригинальным авторским замыслом, составляет художественную ткань фильма, выполненного талантливо, искренне, с любовью.
Представленные на конкурсе картины иностранных студентов, обучающихся во ВГИКе, отличились не только самостоятельностью, зрелостью художественного почерка, но — и это главное — пристальным вниманием к наиболее острым проблемам современной действительности, публицистической страстностью в их экранном осмыслении. Развивающий лучшие традиции монтажной публицистики, яркий и многозначительный по замыслу фильм студента из Вьетнама Чан Хиня «Не повторяется ли история?» (мастерская А.М. Згуриди) — рассказ о неизбежном и неотвратимом возмездии, которое ждёт любого, посягнувшего на землю Вьетнама, о пагубности американо-китайского сближения. Лента его соотечественника Суан Сена «Рассвет» (мастерская Г.Н. Данелия) — история американского лётчика, сбитого патриотами в небе Вьетнама и гибнущего от американских бомб на земле, которую он сам же калечил и убивал.
Очень интересным, динамичным, режиссёрски умелым представился нам фильм студента из Ливана С. Кааду «Бейрут-78» (мастерская Л.А. Кулиджанова и Т.М. Лиозновой). Суровая и жёсткая манера, в которой сделан этот фильм, помогла автору достаточно точно и ярко проследить, как и на основе чего формируются такие социальные явления, как фашизм и экстремизм. Завоевавшая приз журнала «Советский экран» работа сирийского режиссёра А. Латифа «Урок остаётся прежним» привлекла внимание и тонкостью режиссёрского почерк, и мастерством юных исполнителей главных ролей, и неоднозначностью заявленных в картине проблем. Начавшись легко, почти играючи, локальная «школьная история», ставшая основой сюжета этого фильма, завершается трагически и звучит как обвинение. Режиссёру удалось в рассказе о школьных буднях — взаимоотношениях учеников и учителей — продемонстрировать некий социальный срез общества, по-своему раскрыть тему связи отдельной человеческой судьбы (в данном случае провинившегося на уроке мальчика) с трагической, отдающейся эхом взрывов авиабомб и артиллерийских обстрелов судьбой народа, отстаивающего свою независимость и суверенитет.
Как всегда интересными, разнообразными, вполне профессиональными работами зарекомендовали себя студенты операторского факультета ВГИКа, продемонстрировав уверенное владение камерой, выдумку, понимание общего художественного замысла фильма. Особо были отмечены операторы А. Рудь («Праздник фонарей», мастерская А.В. Гальперина) и А. Астахов («Строгая сенсорная депривация», мастерская А.С. Темерина).
Жюри также отметило качество работ, представленных на персональной художественной выставке студента художественного факультета П. Козорезенко.
Конкурсный экран XIII студенческого фестиваля ВГИКа не был, конечно, однороден по качеству: среди фильмов, отмеченных серьёзностью поиска, были работы и слабые. Крайне скудным оказалось участие в представленных работах будущих кинодраматургов и художников.
Хотелось бы пожелать молодым кинематографистам дальнейшего профессионального роста, творческой зрелости, стремления к разнообразию тем, постижению жизни во всей её полноте и неоднозначности – ведь этого подчас не хватало студенческим фильмам XIII вгиковского.