Дорогой отца

Газета «Советская культура» за 14 ноября 1980 года.

Дорогой отца

19.10.2024

Д.Фирсова

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980).

Источник: газета «Советская культура» за 14 ноября 1980 года (с. 5). На фото военные корреспонденты (справа налево): Павел Трошкин (газета «Известия»), Евгений Кригер (газета «Известия»), Константин Симонов (газета «Красная звезда»), Оскар Курганов (газета «Правда»), (неустановленное лицо). Действующая армия, 1941 год. Фото из архива Павла Трошкина. Источник МАММ / МДФ.

Есть немало документалистов, которые, объездив полмира, так и не узнали собственные страны. Есть и такие, что предпочитают вообще делать (и подчас весьма успешно) фильмы из материала, который привозят или присылают неугомонные кинорепортёры.

Владлен Трошкин не таков. Что-то в нём устроено так, что не даёт ему сидеть на месте, гонит в самые дальние точки страны, по самым трудным маршрутам: целина и Дальний Восток, Командоры и Сахалин, Курилы и Саяно-Шушенская ГЭС, Красноярская ГЭС  и Норильский газопровод и, наконец, предмет завидного постоянства – Байкало-Амурская магистраль.

У Трошкина характер путешественника и исследователя, журналиста и фоторепортёра.

Дома, в кабинете Владлена Павловича, над письменным столом множество прекрасных фотографий. Это работы его отца — фотокорреспондента Павла Трошкина, трагически погибшего в конце войны. Самая впечатляющая из этих работ — длинная панорама разгромленных фашистских танков. «Когда я в книге «Живые и мёртвые» писал главы, связанные с боями за Могилёв, я часто вспоминал при этом Павла Трошкина, потому что именно с ним мы были там, под Могилёвом, и с ним потом выбирались оттуда, и именно его, первая в советской печати, большая панорама разбитых фашистских танков вместе с моим коротким очерком была помещена тогда же, в конце июля сорок первого года, в «Известиях»…» Это слова Константина Михайловича Симонова. И ещё он писал о Трошкине-отце:

«В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах…»

Буйничское поле. Немецкий танк Pz.Kpfw.III Ausf. E 3-й танковой дивизии, захваченный советскими войсками в районе населенного пункта Буйничи, во время обороны Могилева. Автор фото: Павел Трошкин. Источник фото: МАММ / МДФ.

Для нас, кто родом из войны, пример отцов был решающим в жизни. И, рассматривая прекрасные работы Трошкина-отца, мне много становилось понятным в Трошкине-сыне.

Понятной становится его ранняя страстная тяга к документалистике: в 1952 году он окончил операторский факультет ВГИКа, был направлен на «Мосфильм», о котором другие могли только мечтать, и сразу же «сбежал» на Центральную студию документальных фильмов. Годы были трудные для молодых — по пять-семь лет ходили в ассистентах Трошкин проработал полтора года ассистентом и вновь «сбежал» — теперь уже вообще из Москвы – на корпункт в Кустанай, на целину. Снимал сюжеты о целине, очерки, короткие фильмы. Вернулся в столицу оператором.

«Для себя я считаю, что как оператор я сильнее. Как оператор достиг большего. Так я считаю…»

Это говорит народный артист РСФСР, за плечами которого счастливая режиссёрская биография.

«Операторская профессия дала возможность посмотреть страну, мир, приобрести навыки репортажа, научила принимать решения. Это было не только открытие мира, но и открытие профессии…»

Трошкин-режиссёр начался, пожалуй, на заре шестидесятых, когда вместе с оператором И. Бганцевым они дважды побывали на Дальнем Востоке. Тогда родилась целая серия фильмов: «Сахалинские лесорубы», «Вулканы зовут», «Месяц доброго солнца», «Командоры».

Фильмы эти были ещё под сильным влиянием операторского видения. Трошкин-оператор ещё не уступил Трошкину-режиссёру и искал больше внешнее, нежели внутреннее. Но уже тогда проявились черты его режиссёрского почерка: сжатый, как пружина, динамичный монтаж, тонко разработанная звукоаппаратура (звук в изобилии писался на съёмке – не только синхронны, но и шумы, говор) и главное — внимание к человеку.

Наверное, постепенно шло «приближение» к человеку, «укорочение дистанции». Очень скоро формальные возможности изобразительного, монтажного, звукового решения были исчерпаны — и родился, не мог не родиться глубинный интерес к человеку. Это был новый этап. Трошкин словно заново открыл для себя своего сверстника — молодого человека шестидесятых: открыл и удивился. Так возникли фильмы «Сорок второй», «Отец и сын», «Трасса», «Трудная земля», «Трое в пути», «Рождённые Октябрём» — своего рода итог, где режиссёр вернулся к героям своих прежних лент.

Он всю жизнь возвращается к своим героям, а точнее будет сказать, он с ними и не расстаётся. Когда Трошкин первый раз снимал Михаила Довжика на целине, это был молодой человек, начинавший свою целинную эпопею. Только позже стал он легендарным бригадиром, Героем Социалистического Труда. И давний друг его, бригадир Лёня Казаков, не сразу стал кавалером ордена Трудового Красного Знамени, делегатом XXV съезда партии.

«Мне всегда везло на героев…» — говорит Владлен Павлович. Но ведь просто везения здесь мало, ох как мало! Годами иные режиссёры ищут своего героя — одного, двух, трёх. И не всегда находят. А в фильмах Трошкина, что ни герой — личность. Яркая, самобытная, сильная.

Вот хотя бы история с бригадиром проходчиков Толтоуховым. Он из героев последнего фильма Трошкина «Дом у дороги». Случилось так, что репортёр одной уважаемой газеты попал на трассу, когда у Толстоухова в бригаде были трудности, и встретил его бригадир не так, как, может быть, хотелось бы журналисту. Не разобрался он в человеке, внешнее принял за главное и основное. И дал в свою газету материал, который представил уважаемого человека, прекрасного работника, мягко говоря, в невыгодном свете. Трошкин узнал об этом случайно — в это время он привёз на БАМ свой новый фильм на премьеру. Узнал — и тут же поехал в редакцию. Написал опровержение. Потребовал пересмотра этого материала. И честное имя Толстоухова — метростроевца, кавалера ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени —  было восстановлено. Впрочем, я забегаю вперёд — это уже не БАМ.

«Нет документалиста вне связи с миром и его заботами, и я чувствую себя словно бы в центре событий, потрясающих и созидающих мир»

Во время съёмок фильма режиссёра Л.Варламова «Конго в борьбе» Трошкин и оператор Олег Арцеулов ездили с Патрисом Лумумбой по стране. Трошкин снимал революционные преобразования в Чили. Вместе с советскими врачами он провёл три месяца в Перу, где наши медики оказывали помощь пострадавшим от страшного землетрясения. Так возникла серия фильмов о Перу: «Трагедия Перу», «Десант дружбы», «Перу – тысячелетия и три года».

 Кинооператоры Олег Арцеулов (слева) и Владлен Трошкин. Конго. 1960 год. Фото из личного архива Константина Арцеулова.

Но самое главное всё-таки дома.

БАМ для Владлена Павловича Трошкина начался с фильма «Такая молодёжь». В 1974 году, во время работы над этой лентой, встретилась его группа на съезде ВЛКСМ с теми, кто впервые отправлялся на магистраль. С первым эшелоном энтузиастов, прямо со съезда, поехали и кинематографисты. 3 мая группа Трошкина высадилась с первым десантом на Западном участке БАМа — в Звёздном.

В тот день, когда группа осмотрелась в тайге, где предстояло построить первый посёлок, Трошкин, наверное, не предполагал, что стоит у истоков долгой и трудной работы — кинолетописи магистрали, которую он ведёт вот уже седьмой год.

«Для меня судьба стройки — это судьба людей. Характер стройки — это характер её строителей…»

А людей, как мы уже заметили, он умеет находить. И здесь, на БАМе, – Виктор Лакомов и Саша Бондарь, Нина Филатова (художник по профессии, в замежестве  Нина Плюснина. - Прм. ред. #МузейЦСДФ) и Леонид Казаков, Виктор Усачёв и Тоня Голянова… Шесть фильмов сделал о БАМе Трошкин. Седьмой — «Максималисты» — завершён недавно.

Осмыслением долгого трудного пути, своего и своих друзей-строителей, стал для режиссёра шестой фильм – «Дом у дороги». До этого он словно бы присматривался, знакомился, изучал, прицеливался… И из эскизов, из очерков и наблюдений родилась своя тема, главная и решающая на данном этапе, — человек и дорога, человек и земля, человек и дом, который он сам строит своими собственными руками.

«На БАМе пройдена половина пути. Самое время делать выводы, корректировать, искать оптимальные решения… Самое время помочь в меру наших сил. Не «показывать», «отразить», «рапортовать», а исследовать и попытаться помочь…»

И тут время, наверное, сказать о главном, определяющем качестве Трошкина — режиссёра и человека. Один из авторов, с которым о работает, журналист Александр Пумпянский определил это качество коротко и точно: «Трошкин по натуре своей общественник». Общественник в том высоком смысле слова, который определяет причастность человека к своему времени, его личную ответственность перед современниками, перед обществом. Это с особенной определённостью сказалось в фильмах «Дом у дороги» и «Максималисты», где Трошкин исследует проблемы производственные и нравственные, продолжая традиции «Премии».

Но ощущение Трошкиным себя частью общества, человеком, ответственным за всё, что происходит вокруг, не ограничивается лишь своим творчеством.

«Я могу отложить свои кинодела, но нельзя откладывать общественных. Может быть, это и во вред профессии, кино, но это долг. И я получаю от этого истинную радость»

Это он о своей работе в Союзе кинематографистов СССР. После смерти Романа Лазаревича Кармена он заменил его на посту председателя Всесоюзной комиссии документального кино и несёт эту обязанность с той же степенью ответственности, с какой относится к своим фильмам, к своим героям.

…Над рабочим столом Владлена Трошкина висят прекрасные фотоработы его отца. И сам он смотрит на сына — оттуда, из сурового и далёкого времени, оценивая и выверяя — со старой фронтовой фотографии…

«Отец? Более всего мне хотелось бы продолжить своей жизнью его жизнь, своим делом — его дело»…