Источник: журнал «Советский экран» № 1 за 1981 год (с. 9).
На фестивале в Оберхаузене после демонстрации фильма Бориса Добродеева и Юрия Занина «Девять дней и ВСЯ ЖИЗНЬ» зрители горячо аплодировали. Он был удостоен сразу нескольких наград. А немного позже картина была также встречена и на фестивале в Кракове.
Любовь Сергеевна Соболева, героиня картины, много лет писала роман — выдуманную историю какой-то необыкновенной женщины. Роман так и остался незаконченным. А необыкновенной, яркой и, можно сказать, героической оказалась судьба самой Любови Сергеевны — доктора Соболевой. Долгие годы она шла по следу редкого уже, но смертельного врага – чумы. В первую мировую войну только случай спас её от гибели. Потом она не раз попадала в чумной карантин, выявляя больных и вылечивая их. Так, работая в Монголии, она ушла в карантин добровольно — в надежде спасти монгольского мальчика, вся семья которого погибла от страшной болезни. Трижды писала она прощальные письма к родным. Но и на этот раз вышла победителем, вылечив мальчика, ставшего её названным сыном. Доктора Соболевой уже нет в живых. Но растут теперь в далёкой Монголии её внуки, дети доктора Увгуна Бургута Соболева.
Тонкая, умная режиссура Ю. Занина создаёт не только трепетный образ доктора Соболевой, но и образ времени, который легко рождается из точных монтажных фраз, уникальной хроники, старых семейных фотографий, незатейливых мелодий давнего, прошедшего времени — словно сплетается подобно тонкому, изящному кружеву. Но обращение к прошлому не самоцель – оно лишь средство, а результат — глубочайшее потрясение от встречи с силой человеческого духа и высоким благородством добра и человечности.
Есть в этом фильме ещё одно достоинство — его драматургия — несомненный вклад, внесённый Борисом Добродеевым в общий успех творческой группы. Предвижу недоумённые вопросы: «Помилуйте, какой вклад, когда сама жизнь выстроила эту уникальную судьбу?» Но в том-то и дело, что сотни, тысячи уникальных историй покоятся в семейных и иных архивах. И важно не только найти такую судьбу – нужно уметь выстроить её в фильме, особенно в короткой новелле. Ведь успех фильма не только в том, как прожила свою жизнь доктор Соболева, но и в том, как «прочёл» её сценарист и как «увидел» режиссёр.
Сценариста Бориса Добродеева отличает удивительное постоянство. Ещё учась в тбилисской школе, он был ответственным секретарём пионерской газеты «Дети Октября». Потом Добродеев — спецкор «Комсомолки», выпускник ВГИКа, редактор киностудии «Мосфильм». И всё это время искренний приверженец документального кино, которое для него как сценариста всегда было главным. Отдав в молодости дань всем направлениям документального кинематографа, он, наконец, встречает «своего» режиссёра и находит «свой» путь. В начале шестидесятых годов Роман Кармен знакомит Добродеева со своим учеником — начинающим режиссёром Семёном Арановичем. И рождается целый ряд работ, ставших ценным кладом в нашу кинопублицистику, программных для целого поколения документалистов — фильмы «Время, которое всегда с нами» об Александре Коллонтай, «Друг Горького — Андреева», «Встречи с Горьким».
В этих фильмах поражали свежесть взгляда, новизна и смелость киноязыка, воссоздающего время, неповторимый аромат атмосферы прошлого, доведённый до совершенства приём, когда герой раскрывается изнутри через его мысли, чувства, ощущения. Как нигде до этого, «Заработала» фотография. Старая хроника перестала быть иллюстрацией — она зазвучала и задышала. Рассказ повёлся не просто «от автора», а как бы из самих глубин его души. И от этого возросла роль актёров. Вера Марецкая и Андрей Попов, Ефим Копелян стали полноправными создателями образов Коллонтай, Андреевой, Горького и других героев фильмов. Фильмы «Люди земли и неба» и «1100 ночей» продолжили найденную традицию. Добродеев делает также ряд интересных документальных фильмов с режиссёром Михаилом Литвяковым — «Это беспокойное студенчество», «Девятая высота», «Поющие самолёты», лента «Илья Эренбург» (режиссёр Л. Станукинас) получает в Кракове высшую награду — «Золотого дракона».
Вскоре телеэкран познакомит нас с интересным и необычным фильмом Бориса Добродеева и режиссёра Бориса Галантера «Жизнь Бетховена», сделанным на стыке игрового и документального кино. Впрочем, все игровые фильмы, снятые по сценариям Добродеева, опираются на факт, на документ — это и «Красный дипломат» о Красине, и «Воскресный музыкант» о Бородине, и написанный вместе с А. Гребневым, Л. Кулиджановым и при участии Г. Прайфера «Карл Маркс. Молодые годы», и фильм — «Особо важное задание» (сценарий написан в соавторстве с П. Попогребским).
За семнадцать лет работы в кино наметился и чётко определился путь сценариста Дорбродеева. Это то, что в литературе основал Горький, создав знаменитую серию «Жизнь замечательных людей».
«Никогда не отойду от исторического, биографического материала. Жизнь — гениальный драматург, — говорит Борис Добродеев. — Кроме того, мне представляется, что подобные фильмы имеют огромный нравственный заряд. Если человек после просмотра задумается и захочет взять в руки книги об этих людях — наша задача выполнена».
Итак, Борис Добродеев выбрал себе в соавторы трудного, но благодарного партнёра — историю, и теперь, когда за его плечами более двадцати фильмов, можно говорить о его стремлении найти в драматургии новый способ киномышления. А это, пожалуй, самое трудное, но и самое важное в творчестве.
Героиня Б. Добродеева доктор Соболева говорит о себе: «Формула жизнь удалась». Эти слова можно сказать и о нём самом.