Опубликовано: газета «Советская культура», 18 марта 1980 г., стр.1. На фото палаточный поселок строителей. Автор фото: Юрий Садовников. Источник фото: МАММ / МДФ.
Когда новый фильм режиссёра В. Трошкина из серии «Кинолетопись БАМа был завершён, группа повезла его к своим героям. И хоть путь неблизок и нелёгок и нет такого закона – везти фильм на место съёмки, но личная ответственность перед людьми, перед стройкой, личная причастность к делу и жизни БАМа заставили группу отправиться в путь.
За пять лет строительства БАМа В.Трошкин снял пять фильмов о стройке, о её людях и проблемах. Теперь шестая картина — «Дом у дороги» (ЦСДФ. Сценарий Л. Николаева и В. Трошкина, операторы В. Дурандин, С. Черкасов) — в каком-то смысле итоговая.
Бурятский участок БАМа. Сейчас здесь центр тяжести всей трассы. Мы знакомимся с новыми героями — строителями: В. Толстоухов — бригадир проходчиков. Ф. Ходаковский — начальник участка БАМа, А. Пономарёв — врач-акушер, принявший более полутора тысяч новорождённых, включая самого первого. Людмила и Сергей Давыдовы — основатели школы искусств… Новеллы о людях, рассказ о стройке через конкретные судьбы. Но уже с самого начала авторы предупреждают: «То, о чём мы хотим говорить, имеет отношение не только к северному Прибайкалью и даже не только к зоне БАМа — ко всей Сибири, составляющей шестьдесят процентов нашей страны…» И дальше: «Ведь дорога не самоцель. И строится она не только для того, чтобы по ней ездили и возили грузы. А чтобы вокруг неё селились люди, и начиналась новая жизнь…»
Вот бригадир проходчиков Валентин Романович Толстоухов целый год вроде бы не своим делом занимался. Не своим, но главным, решающим — возводил дома в посёлке проходчиков. А построив дом, становится человек хозяином на этой земле. И тревожит его, сколько погублено тайги не по делу, сколько испорчено рек… Это тревожит и авторов фильма.
«Мы разговаривали с разными людьми… иногда казалось — некоторые словно не верят, что здешняя природа очень ранима, словно не понимают, что, касаясь вечного, они отвечают перед будущим не только за себя — за всех нас, за всё наше время».
К дому и стройке должны вести дороги.
Дороги… Главная проблема трассы: 10-15 километров — средняя скорость в осенне-весеннюю распутицу!
Снабжение тоже проблема. Продукты возят издалека. Есть ли выход? Есть. За год, пока группа снимала фильм, в три раза увеличились поставки мяса, овощей, фруктов, намечается строительство больших сельскохозяйственных предприятий. Год назад началось повальное увлечение – стали люди строить свои парники. «И вместе с первыми плодами пришло какое-то особое ощущение тепла этой сибирской земли…»
Дом обживается, благоустраивается. Дом таким и должен быть. Дружным, весёлым, прочным. И чтобы обязательно в нём росли дети.
«БАМ стал самой семейной стройкой страны… Расчёты на холостяцкую стройку не оправдались…» Кто планировал БАМ как «холостяцкую стройку»? Ведь известно же было — она не на год, не на два? Вот и превратилось явление радостное в проблему трудную. Сегодня папы и мамы после работы и в выходные строят временный садик для своих детей.
Много делается для того, чтобы дом человеческий на БАМе стал своим, родным, единственным. Но особенно дорого то, что сами люди делают для этого, по велению своей мечты. И не случайно сюжетом о школе искусств, организованной Любой и Сергеем Давыдовами, завершается в фильме рассказ о человеческих судьбах. «Дело Давыдовых кажется нам самым основательным, — говорят авторы, — устремлённым в будущее… Оно навечно. Навсегда. Потому что идеей своей оно созвучно и красоте окружающего мира, и тому будущему, которое ожидает этот край…»
Удивителен финал этого фильма. Удивителен и полон глубочайшего смысла. На вечере, устроенном для строителей Давыдовым, звучит «Лунная соната» Бетховена. Мы уходим из клуба, с вечера, а соната продолжает звучать: на планах трудной работы проходчиков, на планах дороги, на планах новых посёлков, на стройке, на первом поезде, пришедшем в Северобайкальск… И понимаешь, что человек раскрывается в труде не только физически, но и духовно. И это главное.
Сегодня БАМу уже пять лет — это середина пути. Самое время для размышлений, стремлений, корректив. И само стремление авторов — помочь фильмом, а не рапортовать об очередных достижениях — в высшей степени благородно и своевременно.
Фильм «Дом у дороги» неброский, лишён изысканных приёмов, всяческих красивостей, выспренней поэтичности. Он достоверен в каждом кадре, в каждой монтажной фразе, в каждом слове, звучащем с экрана. Он документален в лучшем смысле слова.