Воспоминания киноопертаора Николая Шермана охватывают период его работы на «Леннаучфильме» начиная с 1968 года и вплоть до отъезда из СССР в 1979 году.
После телевидения киностудия «Леннаучфильм» показалась мне просто богадельней. Приветливые и доброжелательные люди, своеобразная атмосфера мира кино произвели на меня неизгладимое впечатление. Никто никуда не торопился; меня, совсем молодого человека, называли на “Вы”.
Я был назначен ассистентом к работавшему тогда по договору на "Леннаучфильме" кинооператору киностудии «Ленфильм» Якову Ильичу Склянскому, про которого ходило много разного рода слухов, касающихся его необычайно трудного для работы характера. Яков Ильич снимал дипломную работу Лине Чаплиной — выпускнице режиссёрского факультета ВГИКа, жене его коллеги и друга по «Ленфильму» режиссёра Славы Чаплина. Это был фильм "Я диспетчер" — двухчастевая чёрно-белая широкоэкранная картина, рассказывающая о профессии диспетчеров.
Работа со Склянским была моим первым опытом в мире профессионального кинематографа, о котором я мечтал с юношества. Подготовка, стиль работы, резко отличались от всего того, с чем я был знаком ранее. Яков Ильич казался мне своего рода волшебником, к каждому слову которого я внимательно прислушивался. Склянский попросил меня завести блокнот и записывать все его просьбы, касающиеся работы, что я и сделал незамедлительно.
Я. И. Склянский жил в Москве, окончил ВГИК, и по распределению получил работу на киностудии «Ленфильм». Яков Ильич имел комнату в Ленинграде в коммунальной квартире, где жил с женой Бебой и сыном Мишей, их соседом был кто-то из сотрудников «Ленфильма», с кем они постоянно ссорились.
Лина и Слава Чаплины тоже были москвичи, и разрывались между работой в Ленинграде и домом в Москве.
Незадолго до этого Чаплин и Склянский работали на съемках кинокомедии «Хотите – верьте, хотите – нет» на Ялтинском филиале Киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. В те годы сотрудники киностудий художественных фильмов, где у них подолгу не было работы, часто снимали по договорам кинофильмы на других киностудиях. На «Леннаучфильме» всегда работал кто- то из режиссёров и операторов с «Ленфильма» и других студий страны.
Подготовительный период по кинокартине «Я – диспетчер» начался с бесконечного числа операторских проб: Склянский подыскивал необходимые объективы, проверяя их качество, выбирал киноплёнку. Фильм был широкоэкранным, и снимался с использованием анаморфотной оптики — тяжёлой и неудобной. Также в фильме было большое количество замедленных съёмок для того, чтобы ускорить движение на экране. Для этого использовалась специальная кинокамера, которую Яков Ильич разыскал в одном из закрытых научно-исследовательских институтов. Камера питалась от нескольких танковых аккумуляторов, которые с трудом могли поднять два человека. Как ассистент, я был ответственен за всю аппаратуру, за сборку и разборку камеры на съёмочных площадках, должен был заряжать и разряжать кассеты с плёнкой, сдавать отснятый материал в лабораторию и следить за всем, что касалось операторской техники.
Работать с Яковом Ильичом было необыкновенно интересно. Его требовательность, за его спиной называвшаяся занудством, была требовательностью большого мастера, отдающего отчёт в каждом действии. Результаты были на экране, и я никогда не жалел времени, потраченного на достижение желаемого этим замечательным кинооператором. Кропотливость в работе, энергия и прекрасный художественный вкус выдвинули Якова Ильича в число лучших кинооператоров «Ленфильма», но его въедливый характер, требовательность к мелочам и горячее желание того, чтобы все вокруг были как он сам, создали Склянскому репутацию зануды. Яков Ильич прославился на весь кинематографический мир прозвищем «лучший негатив страны», к которому относился с гордостью. Осветители ненавидели Склянского, многие из членов съёмочных групп, где он работал, расценивали работу с ним как наказание. Многие, но не я. Для меня работа с Яковом Ильичом была большой школой, и хотя я не считаю себя его учеником, я многому от него научился.
За всё время работы Яков Ильич только один раз сделал мне замечание, которое я приравнял к выговору. На выходные дни он собирался вместе с Линой выехать за город на своей машине на выбор натуры. Склянский попросил положить в багажник его «Москвича» кофры с кинокамерой и объективами, нужные для точного определения кинокадров. Я сделал всё, как просил Яков Ильич и, распрощавшись, ушёл со студии. В понедельник Яков Ильич спросил меня: «Коля, как Вы могли?» Я не понял, о чём идёт речь. Оказалось, что я не положил в машину штатив для кинокамеры, что, конечно же, внесло неудобства в его работу. В голосе Якова Ильича звучала искренняя обида и недоумение, как я — такой аккуратный и внимательный, студент ВГИКа — не подумал, что нужен ещё и штатив. Яков Ильич не просил меня положить штатив в багажник его машины. Он считал это само собой разумеющимся, но я выполнил его просьбу буквально, автоматически, не подумав ни на шаг вперёд. Другой на моём месте мог бы ответить, что его об этом не просили, и он не виноват, но обида Якова Ильича была обидой человека родного, обидой за непонимание, за то, что он внутренне мне доверял, а я его подвёл. Я извинился.
Мне довелось видеть два художественных фильма, снятых Яковом Ильичом на «Ленфильме»: «Принимаю бой» (режиссёр С. Микаэлян) и "Операция «С Новым Годом»” (вышел под названием «Проверка на дорогах», режиссёр А. Герман). Оба фильма, снятые на чёрно-белой киноплёнке, поражают богатством полутонов, точными кинокомпозициями. Движение камеры незаметно и органично сочетается с действием. Кинофотография выразительна и лаконична.
Судьба кинофильма «Проверка на дорогах» была типичной судьбой любого правдивого фильма о войне — он был положен на полку, то есть запрещён к показу.
Яков Ильич с семьёй уехал из СССР в середине 70-х. В годы "гласности", предшествующие "перестройке”, «Проверка на дорогах» была выпущена на экраны, но в титрах отсутствовало имя главного оператора. В 1988 году авторам фильма была присуждена Государственная премия СССР — всем, кроме главного оператора. В 80-е годы группа советских кинодеятелей, в которую входил режиссёр фильма А. Герман, посетила Голливуд, где была показана «Проверка на дорогах». Яков Ильич, проживающий в Лос-Анджелесе, устроил пресс-конференцию. В 1989 году в журнале “American Cinematographer” появилась статья об этом фильме и судьбе его главного оператора. В 1996 году я видел этот фильм (в западном прокате он назывался "Trail on the Road") по телевидению. Имени Якова Ильича Склянского там не было.
Фильм «Я – диспетчер» снимался в Ленинграде и в Москве. Наша съёмочная группа состояла из администратора Маргариты Розановой, ассистента режиссёра по фамилии Петрова и моего давнего товарища по Дворцу пионеров Толи Давыдова, которого я устроил работать на этом фильме рабочим. Директор картины Лидия Николаевна Цветкова находилась в Ленинграде. Она редко выезжала на съёмки, осуществляя организацию съёмок из своего кабинета на «Леннаучфильме».
В Москве мы снимали замедленной съёмкой с высотных точек оживлённые улицы столицы. Однажды мы должны были снимать с крыши строящегося тогда высотного здания СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи). На последний 30-й или 40-й этаж здания, где начались внутренние отделочные работы, можно было попасть только с помощью грузового лифта. Первым на крышу поднялись Яков Ильич с Линой, а мы с Толей, помогавшим мне таскать тяжёлые кофры с аппаратурой, были ещё внизу, подготавливая аппаратуру. Мы загрузили лифт и нажали кнопку последнего этажа. На середине пути лифт неожиданно остановился, и мы застряли, проведя в нём несколько часов.
Съёмки познакомили меня не только с процессом классического кинопроизводства. Я обнаружил, что не выношу высоты. Помню, как мы с Линой Чаплиной поднялись на крышу Московского вокзала в Ленинграде, и от обуявшего меня страха я присел на корточки и долго не мог подняться. Я не мог смотреть, как Яков Ильич стоял на самом краю крыши. Мне казалось, что он сорвётся вниз и полетит... Не могу без внутреннего содрогания вспомнить, как мы снимали, стоя между двумя железнодорожными полотнами, по которым навстречу друг другу мчались две электрички. Я был рядом со Склянским и судорожно вцепился в край его пальто.
Это были новые ощущения, и я входил в мир отличный от того, в котором жил раньше. Много позже мне приходилось снимать и из открытых дверей вертолётов и самолётов, подолгу качаться на шлюпке во время шторма на Балтике, находиться под перекрёстным огнём в Бейруте, но я никогда не забуду этих самых первых впечатлений нахождения на самом краю — краю, за которым простирается нечто отличное от обыкновенной человеческой точки зрения. Я обнаружил для себя, что работа кинооператора — это изнурительный, тяжёлый и зачастую опасный труд.
Яков Ильич Склянский был тружеником до мозга костей, неутомимым, не останавливающимся ни перед чем, ищущим и находящим. Причины, вызвавшие его отъезд, были общими для большей части творческой интеллигенции. Россия, a впоследствии СССР, никогда не заботилась о лучших, самых талантливых. Впрочем, судьбы настоящих художников одинаковы во всём мире.
С Линой Чаплиной до её отъезда в Израиль я работал один раз, но уже как кинооператор, на короткой рекламе для Ленинградского института киноинженеров, и отказался от другой работы, предложенной ею — фильма «Декабристы» по сценарию Натальи Лазаревны Дунаевой. Там, как я считал, мне нечего было делать, потому что фильм на 90 процентов состоял из иконографии (рисунков и документов), и роль кинооператора сводилась к репродукционной работе, которая не представлялась мне интересной. Фильм снял Эммануил Ратнер, который, как и все его создатели, был удостоен самой высокой награды в научно-популярном кино — премии им. М.В. Ломоносова. Лина Чаплина поступила в ВГИК, будучи человеком зрелым, работающим в науке, имеющим учёную степень. Её муж, окончивший режиссёрский факультет ВГИКа задолго до неё, работал на «Ленфильме», но его судьба складывалась неудачно. Фильмы, с которыми он запускался, либо останавливались в производстве, либо выходили довольно средними.
Огромного роста, добродушный толстяк Слава Чаплин был полной противоположностью маленькой, резкой Лине, которая всегда поражала меня своей неуверенностью, типичной для всex технократов-дилетантов, пришедших в кино из научно-технической среды. Особенно меня раздражало отсутствие собственных идей, постоянная ссылка на уже сделанное кем-то.
Около Лины и Славы вертелся молодой ассистент режиссёра Феликс Якубсон, пытающийся популяризировать некоторые технологические идеи, которые, на мой взгляд, не обладали образностью. Я работал с его женой — талантливым кинорежиссёром Эллой Короленко, с которой мы сняли два фильма: «Хлор, вода, и безопастность», и «Дом для нас с вами».
Весть об отъезде Чаплиных застала меня врасплох. О том, что случилось с ними в Израиле, куда они уехали, будет рассказано в последующих главах.
Кинооператоры: Юий Алексеевич Артамонов, Георгий Симонович Атанасян, Светлана Святославовна Беляева, Давид Исаакович Брун, Борис (Вариз) Бареевич Газеев, Константин Вадимович Валяхин-Коньков, Г. Вдовина, Борис Федорович Виноградов, Леонид Михайлович Волков, Борис Петрович Геннигс, Евгений Михайлович Голубев, Авенир Георгиевич Городчанинов, Соломон Мовшевич Гуткин- Якобсон, Владимир Анатольевич Данашевский, Борис Михайлович Дементьев, Николай Сергеевич Долгов, Алексей Алексеевич Дубровский, Алексей Васильевич Ерин, Николай Исаевич Завьялов (Шерман), Олег Владимирович Иванов, Аркадий Александрович Климов, Дмитрий Иванович Коваленко , Валентин Александрович Корсунов, Леонид Крендель, Борис Вениаминович Лебедев, Геннадий Николаевич Переверзев, Константин Иванович Погодин, Виталий Фёдорович Позднин, Генрих Иванович Полуянов, Георгий Алексеевич Потапович, Владимир Иванович Пресняков, Сергей Данилович Рачков, Александр Михайлович. Романенко, Олег Адрианович Роменский Витольд Российкин, Михаил Николаевич Ротинов, Семен Яковлевич Рыжиков, Владислав Иванович Синицын, Владимир Сергеев, Владимир Смирнов (кинооператор комбинированных съемок), В. Степанов, Виктор Павлович Ушков, Евгений Давидович Шлюглейт, Эдуард Исаакович Шпекторов, Наталья Тихоновна Шумилина, Эммануил Яковлевич Ратнер.
По договорам в разное время работали кинооператоры-ленфильмовцы: Яков Ильич Склянский, Валерий Андреевич Миронов, документалист Пётр Федорович Мостовой.
Ассистенты кинооператора А. Губачёв, Е. Гузеев, Г. Самсыгин начали работать самостоятельно, как кинооператоры, и позже получили кинооператорские категории.
Режиссёры: Михаил Давидович Абрамович, Борис Лаврентьевич Азаров, Мария Викентьевна Багильдз, Галина Ансельмовна Богорова, Александр Анастасьевич Братуха, Григорий Эммануилович Винницкий, Игорь Залманович Войтенко, Фаня Львовна Вяземская, Михаил Савельевич Гавронский, Ю. А. Герштейн, Юрий Васильевич Головин, Лев Семенович Горин, Валентина Ивановна Гуркаленко, Израиль Исаакович Зейфман, Олег Владимирович Иванов, М. Д. Игнатов, Тамара Ивановна Иовлева, Эдуард Кишелевич Кац, Виктор Абелевич Кирнарский, Мария Марковна Клигман, Павел Владимирович Клушанцев, Валерий Фёдорович Когай, Элла Викторовна Короленко, 3инаида Дмитриевна Крашенкова, Николай Алексеевич Левицкий, Татьяна Юрьевна Ливанова, Альберт Алексеевич Мартыненко, Валентина Ивановна Матвеева, Семен Самойлович Миллер, Яков Сергеевич Назаров, Иван Я. Прошкуратов, Владимир Самойлов (Гринберг), Георгий Илиодорович Цветков, И.М. Чаплина, Валерий Андреевич Чигинский, Долорес Сергеевна Хмельницкая, Борис Иосифович Шрейбер, Александр Александрович Штаден.
По договорам в разное время работали режиссеры: А. Аристархов, В. Венделовский, И. Коловский, Олег Яковлевич Кухарёнок.
Ассистенты режиссёра: Г. Азбель, В. Губачёва, А. Михайлова, А.Х. Мелихаров, Г.И. Павлович, И.Г. Павлюченко, И.Б. Райзис, В. Риф, Л. Семичева, Н. Смирнова, Герман Брониславович Улдукис, Г.И. Циммерман, Феликс Израилевич Якубсон, Б. Янц.
А.Х. Мелихаров, И.Б. Райзис, Г. Улдукис, Г.И. Циммерман, Ф. Якубсон впоследствии стали режиссёрами.
Директора картин: М. А. Абоян, А. Б. Абугов, М. Б. Беленицкий, А. Голик, Гробер, В. Ефимова, Л. Китц (Бернадцкая), А. Козлова, В. Конюхов, Л. Кудинова, Д. О. Левин, И. Решетова, Н. М. Печатников, Е.И. Почиковский, Л. Рыжик, Н.Ф. Сакидон, Г.И. Товстолес, Л.И. Токмакова, А. С. Тренденфельдт, П. Трофимова, 3. Хохлова, Л. Н. Цветкова, А. И. Шмидт.
Монтажёры: В.Турусова, её дочь Инга, Е. Бурва, К. Стрелкова. Н. Дунаевская.
Начальник монтажного цеха Ирина Александровна Болотова.
Начальник цеха киносъёмочной аппаратуры: А. И. Ковальчук.
Диспетчер цеха А. Ивантер.
Начальник цеха обработки плёнки Ольга Захаровна Захарова.
Сменные инженеры: А. Умрихин, Аля, Шурочка.
Начальник ОТК — Т.А. Мельникова; сменные инспекторы: Л. Горина и другие.
Главные редакторы: В. А. Суслов, а затем Г.И. Рудаков.
Редакторы: Л. Г. Ежелева, В. Гусаров, Л. Лобанова, В. Матвеева, В. А. Кирнарский, И.З. Войтенко, М. Портной.
Диспетчер редакторского отдела: Л. С. Кланина; в период правления студией В. Е. Аксёновым стала заместителем директора по производству.
Звукооператоры: Софья Давыдовна Долгина, Раиса Павловна Левитина, Эдуард Манукян, Борис Федорович Поздняков, Анатолий Борисович Стефанов, Светлана Акманова.
Заведующий хозяйством студии О. Коньков.
Начальник производства студии Н.С. Вознесенский.
Заместитель директора студии по производству С. Я. Рубежов, затем М. А. Мамедов, Л. С. Кланина.
Начальник ОК С. В. Петропавловский.
Главный инженер студии Борис Юлианович Куликович.
Директор студии Всеволод Алексеевич Потапович, затем Виталий Евгеньевич Аксёнов.
Секретарь директора Екатерина Александровна Гиршгорн.
Бюро пропусков Мария Эдуардовна Ёжик.
1932 — 1933 — Ленинградская фабрика треста "Союзтехфильм" (основана в 1933 на базе отдела "Культурфильм" и Военного сектора к/ф-ки "Роскино" (ныне "Ленфильм"); по другим данным на базе отдела культурфильмов Ленинградской фабрики "Союзкино").
1933 — 1942 — Ленинградская киностудия научных и учебно-технических фильмов ("Лентехфильм").
1942 — 1944 — эвакуирована на "Сибтехфильм".
1942 — 1944 — Ленинградская Объединённая киностудия научно-технических и хроникально-документальных фильмов (на базе Ленкинохроники и Лентехфильма).
В годы Великой Отечественной войны и во время блокады Ленинграда операторы киностудии снимали уникальные материалы о жизни прифронтового города и боевые действия на Ленинградском и Волховском фронтах, вошедшие в летопись Великой Отечественной войны.
С 1946 — Ленинградская студия научно-популярных фильмов ("Леннаучфильм").
2004 — федеральное государственное унитарное предприятие творческо-производственное объединение "Санкт-Петербургская киностудия научно-популярных фильмов" (ФГУП «ТПО «Леннаучфильм»).
Студия имела комплекс помещений и оборудования, обеспечивающий выпуск до 140 фильмов в год, 3 павильона. Съёмочный процесс обеспечивали производственные цеха: декоративно-технический, сооружений, светотехники, звукотехники, мультипликации, обработки цветной и чёрно-белой пленки, комбинированных съёмок, съёмочной техники.
На киностудии в разные годы работали такие известные кинодокументалисты, как Павел Клушанцев, Лазарь Анци-Половский, Владимир Гранатман, Людмила Лазарева, Мария Клигман и многие другие.
4 апреля 2004 — Филиал "Леннаучфильм" ОАО "ЦНФ" (Филиал "Леннаучфильм" Открытого акционерного общества "Центр национального фильма", ИНН: 7743085021, адрес: 192019, г. Санкт-Петербург, ул. Мельничная)
В соответствии с решением единственного акционера (Распоряжение Росимущества №117-р от 11 марта 2015 года) в Санкт-Петербурге создан Филиал «Леннаучфильм» АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького». (ИНН 7717149198)
29 апреля 2015 года завершена процедура реорганизации в форме присоединения Открытого акционерного общества «Центр национального фильма» к Акционерному обществу «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» (Распоряжение Росимущества от «31» декабря 2014 г. № 1355-р).
В соответствии с законодательством Российской Федерации в результате реорганизации в форме присоединения Акционерное общество «Творческо-производственное объединение «Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» является правопреемником по всем правам и обязательствам Открытого акционерного общества «Центр национального фильма», и будет исполнять все обязательства, принятые ранее Открытым акционерным обществом «Центр национального фильма» от собственного имени.
2018 — имущество студии — четыре нежилых здания общей площадью 17,4 тыс. м². вместе с занимаемыми двумя смежными участками земли 1,9 га были выставлены на аукцион за 956 млн. руб.
13 мая 2021 года площадка «Леннаучфильма» продан за 475,5 млн рублей — вдвое ниже, чем собственник АО «ТПО «Киностудия им. М. Горького» планировал выручить за него в 2018 году. Предположительно, лот приобрело ООО «Славянское» (СПб). (Источник: www.kommersant.ru)