ВСТРЕЧА С АЛЕКСЕЕМ СЕМИНЫМ

В СССР диафильмы выпускались в Москве студией «Диафильм» (основана в 1930 году).

24.06.2017

Владимир Кремень

Автор:
Владимир Кремень

Киновед, сценарист, режиссёр-документалист; многие из его работ посвящены теме "Балет и кинематограф".

Есть в жизни встречи, которые оставляют след в судьбе человека. Мне посчастливилось встречаться с замечательными людьми. Одним из них стал кинематографист Алексей Георгиевич Семин.

Семин Алексей Георгиевич (1914 — 2001). Фото из семейного архива.

Первая наша встреча оказалась заочной. В этом была и неожиданность и не случайность. Алексей Семин уже узнал меня, а мне было об этом совсем невдомек.

В 1981 году я  заканчивал сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Защита дипломной работы прошла отлично. Темой стала система взаимоотношений кино и балета. В основном на примере участия Веры Каралли и других известных артистов балета в дореволюционном кино России.

Ко времени окончания ВГИКа мне удалось создать на телевидении полуторачасовую программу о балете в кино с найденными уникальными киноматериалами. Программа стала лучшей среди музыкальных фильмов 1980 года. Признаться, была надежда на продолжение работы в этой области на ТВ или для защиты диссертации.

Но, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает!

Тут то, и выходит на сцену Алексей Георгиевич Семин, о котором автор этих воспоминаний и не подозревал.

В Советском Союзе существовала строгая система кадров. О ней никто официально не заявлял, но она была реальностью и называлась номенклатурой. Пройти ее было также трудно, как сквозь железный занавес. Нужны были особые связи и заслуги перед системой. Всего этого у меня не было. Поэтому при распределении на работу возникла неопределенность.

Совершенно неожиданно, мастер курса Нина Петровна Туманова объявила, что на меня есть заявка со студии «Диафильм».

Что это такое – понятие не имел. Но работать надо. Меня взяли на должность помощника режиссера. Только потом сказали, что на этой студии режиссеров нет, и не предполагалось.

Рабочего места у меня не было. Сидеть пришлось даже не в помещении студии Диафильм, которая располагалась в протестантской кирхе в Старосадском переулке[1] рядом с Исторической библиотекой, а в подвале здания напротив.

Там был звукоцех, в котором мне поручили клеить картонные коробочки с магнитной лентой для звукового сопровождения диафильмов[2]. Тогда уже выпускались сказки с записью хороших дикторов для детей.

Так продолжалось довольно долго. Склейка коробочек, понятно, была делом муторным. И казалось, что жизнь так и пройдет в этом подвале.

Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны (слева направо): Малик Каюмов и Алексей Георгиевич Семин. Фото из семейного архива.

Здесь уже речь пойдет непосредственно об Алексее Георгиевиче Семине. Он в это время был заместителем главного редактора студии. И только потом, от других людей, я узнал о его заслугах в области кино. О том, что он снимал большинство фронтовых документальных фильмов: 1942 – «Разгром немецких войск под Москвой», 1943 – «Битва за нашу Советскую Украину», 1944 – «Освобождение Советской Белоруссии», 1945 – «Берлин, В Померании, в логове зверя».

Узнал, только когда отмечали День Победы, что у Алексея Семина множество орденов и медалей. Кроме того, три Сталинские премии за съемки других фильмов.

Узнал от других сотрудников, что именно Алексей Георгиевич выбрал меня на защите во ВГИКе и пригласил на студию «Диафильм».

Нужно отметить важнейшие качества Алексея Георгиевича Семина, которые становятся со временем для меня все более важными: глубочайший профессионализм, принципиальность и скромность.

Об этом нужно рассказать поподробнее. Семин был, пожалуй, единственным настоящим кинематографистом на студии «Диафильм». Все остальные, даже творческие работники, пришли из других областей. «Диафильм» не был исключением. Даже на телевидении в то время было очень мало людей, которые разбирались в кино.

С именем Алексея Георгиевича связаны самые интересные экспериментальные работы на «Диафильме». Первые звуковые слайдфильмы, полиэкранные – со звуковым сопровождением на шесть больших экранов – монтажные слайдфильмы, интереснейшие работы в самых разных областях: искусства, театра, литературы, живописи, кино и др.

Во всех этих экспериментах мне довелось участвовать.

Однажды, Алексей Георгиевич пришел в наш подвал и предложил мне попробовать создать слайдфильм «Строка, оборванная пулей». Литературно-музыкальную композицию по стихам погибших на войне поэтов. Слайды заряжались в «Кодак-карусель», там же была кассета со звуковым сопровождением.

Долго думал, кто сможет прочитать стихи. Когда услышал по радио голос Всеволода Абдулова, то пригласил его. Оказалось, было то, что нужно. По отдельному каналу на кассете, не слышимому зрителем, аппарат переставлял кадры, делал наплывы, монтажные переходы. Это было настоящим чудом. На наших глазах из статичных кадров, под музыку и стихи возникало настоящее кино.

В. Кремень. На съемках в Кремле. 80-е годы.

Чтобы проверить впечатление, я попросил Алексея Георгиевича дать мне возможность показать эксперименты со слайдфильмом во ВГИКе. Договорился с Ниной Петровной Тумановой, которая вела очередной киноведческий курс, и приехал с небольшим аппаратом «Кодак-карусель» во Всесоюзный институт кинематографии. Рассказал о «Диафильме» и показал студентам две свои работы: «Строка, оборванная пулей» и «Музыка в семье Ульяновых», снятый в Кремле.

Ребята были удивлены. Они впервые увидели, как из статики рождается динамика и художественный звукозрительный образ.

Прошло еще некоторое время, и Алексей Георгиевич предложил перейти в редакцию. Там было намного интереснее. Довелось участвовать в создании диафильмов и слайдфильмов самой разной тематики. В том числе такой, которая была практически невозможна на других студиях.

Вместе с Алексеем Голубевым, моим однокурсником по ВГИКу, работавшим редактором на ЦСДФ мы сделали «Божественную комедию Данте». В диафильме были показаны Ад и Рай.

В это время было запрещено всякое упоминание о восточных боевых искусствах, тем более о карате. А нам на студии удалось создать цветной диафильм «Из истории рукопашных боев».

Автором стал Александр Долин, один из лучших японистов и переводчиков. Тогда мы подружились и сделали вместе один из самых необычных фильмов: «Пейзажи Японии: гравюра и поэзия». Думаю, другого такого фильма больше нет. Мы использовали с Сашей Долинным, теперь он уже много лет работает и преподает в Японии, гравюры Хокусая и Хиросиге, трехстишия – хайку и объединили все это по временам года. При просмотре возникает необычное чувство проникновения в тайну человеческого бытия.

С этой работой связана история, которая дает представление о характере Алексея Георгиевича Семина. Во время сдачи диафильма один из художественных редакторов студии заявил, что нельзя объединять гравюру и поэзию, написанную по другому поводу. Я объяснил, что это и есть сущность кинематографии и внутрикадрового монтажа.

В этом меня поддержал и Алексей Георгиевич. А диафильм получил диплом, как лучшая работа года по искусству. Только недавно я прочитал о том, что еще в 1958 году Семин снял фильм о Японии «Когда цветет сакура».

В другой раз, Алексей Георгиевич попросил написать статью о Диафильме. Статья была напечатана в популярном в то время журнале «Культурно-просветительная работа». После этого он посоветовал написать статью для журнала «Советский Союз», который выходил на многих языках мира. Статья вышла с красочными иллюстрациями. Тут Семин вызвал меня и попросил больше не писать про Диафильм. Оказывается, после этих публикаций увеличился намного спрос на диафильмы и слайдфильмы, которые и так пользовались большой популярностью не только у детей, но и у взрослых.

Благодаря творческой поддержке Алексея Георгиевича мне удалось участвовать в создании уникальных работ. Среди них: «Федор Шаляпин», «Надежда Обухова», «Композитор Георгий Свиридов», «Галина Уланова», «Майя Плисецкая»,  «Кино дореволюционной России», «Живопись Китая», «Скульптура Китая», «Архитектура Китая», «Архитектура Индии», Живопись Индии», «Скульптура Индии», «Традиционный танец Индии», «Мелихово», «Абрамцево», «Спасское-Лутовиново», для которых велись уникальные цветные съемки и многие другие.

С выходом некоторых работ были связаны курьезные случаи. Сам Алексей Георгиевич прекрасно разбирался в искусстве и архитектуре. Мы с лучшими москвоведами Андреем Чеславичем Козаржевским и Владимиром Муравьевым сделали работы по старой архитектуре Москвы. Съемки были уникальными. В то время даже книг по старой Москве не было. Нельзя было показывать и здания церквей. Но у нас на кадрах были прекрасные храмы.

На них были видны и кресты.

Цензура была строжайшей. Алексей Георгиевич заметил это и предложил кадрировать изображение. Я сопротивлялся. Он не стал спорить. Но на тиражных копиях кресты исчезли.

Другой случай был связан с серией о Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. На одном из кадров красовался в полный рост Давид Микеланджело. Каково же было мое удивление, когда на выходной копии я заметил дубовый листок на почетном месте Давида.

Всегда были интересными обсуждения работ в просмотровом зале. Замечания Семина всегда были по делу и принципиальными. Алексей Георгиевич стал инициатором просмотров новых лучших отечественных и зарубежных кинофильмов для сотрудников студии. Иногда казалось, что он дремлет во время просмотра. Но когда спрашивали его мнение, то отзывы были самыми четкими и профессиональными.

Алексей Георгиевич Семин (на фото слева) во время встречи ветеранов Великой Отечественной войны. Справа с кинокамерой - Виктор Алексеевич Семин. ЦСДФ. Лихов переулок, дом 6. Фото из семейного архива. 1975 год.

Не случайно Алексей Георгиевич Семин до работы на «Диафильме»[3] в течение тринадцати лет возглавлял знаменитую Центральную студию документальных фильмов. Воспоминания об этом кинематографисте и человеке у меня остаются самыми теплыми и благодарными.
______________________________
Примечания:

1. Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — лютеранский собор в Москве, главный собор региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России (ЕЛЦЕР). В июле 1992 года постановлением Правительства Москвы лютеранам было передано здание собора, затем в несколько этапов, ещё несколько зданий комплекса. Однако, возникли проблемы с отселением «Диафильма», которые удалось разрешить только к середине 1997 года. 

2. ДИАФИЛЬМ (от греч. dia — приставка, здесь означающая переход от начала до конца, и фильм ), короткометражный фильм, составленный из ряда позитивных изображений, объединённых общей тематикой. Диафильм обычно получали на обращаемых чёрно-белых или цветных киноплёнках, а также на киноплёнках с использованием отдельно негативного и позитивного процессов обработки. Диафильм смотрят через фильмоскоп (при индивидуальном пользовании) либо через диапроектор, проецируя изображение на экран. Показ озвученных диафильмов ведётся одновременно с воспроизведением фонограммы с дикторским текстом или музыкальным сопровождением. Диафильмы служили пособием для учебно-школьной, лекционной и пропагандистской работы. Большое значение имели для воспитания и развития эстетического вкуса, любознательности и трудовых навыков у детей. В СССР диафильмы выпускались студией «Диафильм» (основана в 1930 в Москве).

3. Федеральное государственное унитарное предприятие "ТПО "СТУДИЯ "ДИАФИЛЬМ" МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ликвидировано 31 мая 2010 года. 


Материалы по теме