Материал опубликован в книге «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (— М.: Госкиноиздат; 1947. — 278 с.; с. 157-163).
«В этом фильме мы увидели первое цветение весны человечества. И началось оно на той земле, где воссияло знамение величайшей победы, где пламя борьбы достигло своего высшего накала, и здесь же, на этой обугленной земле, началось возрождение из пепла бессмертного города — цветение весны победы.
О волжскую твердыню смертельно сломали себе хребет немецкие армии. Имя города, одухотворенное немеркнущим героизмом советских воинов, стало священным. В дни величайшей битвы оно служило маяком надежды народам, борющимся с фашизмом. Сталинградская битва предрешила предрешила судьбу Германии.
Сталинград четырежды овеян славой битв и труда: оборона Царицына и первенец пятилетки Сталинградский тракторный, сталинградская битва и возрождение Сталинграда. И если фильм посвящен городу и рассказывает о нем, то мы чувствуем нечто живое, огромное, сказочное, богатырское и видим облик, полный красоты и человечности, общей советским людям героической эпохи.
В этом фильме мы видим животворящее могущество советского человека, неисчерпаемую силу социалистического государства, вдохновенный труд созидания, равный по доблести воинскому бессмертному подвигу.
Искусство хроникального кино драгоценно нам своей документальной правдивостью. И, видно, сама наша действительность такова, что она нам самим подчас кажется возвышенным чудом... Возрождение Сталинграда из пепла в дни титанической битвы нельзя назвать иначе, как чудом. О творцах этого чуда рассказывает фильм «Возрождение Сталинграда».
Так писал в газете «Правда» (1/III 1945 г.) В. Кожевников в связи с выпуском «Возрождения Сталинграда» на экраны страны.
Автор фильма режиссер И. Посельский, сценарий Б. Агапова, снимали операторы В. Доброницкий, В. Цитрон, А. Хавчин.
С первой же минуты, как в зале гаснет свет и перед нами возникает город, где только что отгремела великая сталинградская битва, и вплоть до того заключительного кадра документального фильма «Возрождение Сталинграда», когда перед зрителем предстает тихая, мирная Волга в прекрасный летний вечер, нас не покидает ощущение того «восторга делания», который пронизывает будничный труд сталинградцев. Героическая поэзия труда тысяч людей, работающих не щадя себя, с напряжением, которому ничто не может противостоять, способность этих людей творить чудеса на земле — вот содержание этого фильма.
«Возрождение Сталинграда» — фильм об оптимизме советского человека. Фильм о тех, кто, вернувшись в Сталинград в тот час, когда армия наша двинулась на запад, поселился в землянках, в дотах, в разбитых кабинах немецких самолетов, и принялся за титанический труд, чтобы поднять лежавшие в пыли и прахе здания прекрасного города на Волге. Это фильм о тех, кто в минуты страшной канонады писал на уцелевшей стене дома «Отстоим Сталинград!» и о тех, кто, придя в город, в тот день, когда канонада затихла, вписывал букву «р» в слово «отстоим», так чтобы надолго звучало призывным кличем «Отстроим Сталинград!»
Под крыльями самолета проступают вдали смутные очертания огромного города. На какой-то миг кажется, что вот сейчас снова увидишь чудесный город, овеянный бессмертной славой, увидишь его живым, прекрасным, деятельным, шумным: его белые высокие зелень его скверов, бесконечные корпуса Тракторного завода, дома-дворцы, радостную широкое голубое раздолье Волги, сотни тысяч людей, созидавших своими неутомимыми руками эти строения.
Нет, это только мимолетное виденье, вызванное тоскующим сердцем. Напрасно кинооператор, перегнувшись через борт самолета, пытается отыскать хотя бы один неповрежденный дом. Одни руины... Осыпавшиеся кирпичные стены, пустые коробки жилых домов с черными провалами окон, железные балки каркасов, переломанная чудовищной силой взрыва каменная колонна, висящая на тонкой металлической жилке арматуры... Обезглавленные дети, пляшущие вокруг фонтана, — изуродованная немцами скульптура, выражавшая любовь жителей Сталинграда к жизни, радости и теплу семейного очага...
Таким был Сталинград весной 1943 года, когда растаял снег, обагренный кровью героических защитников города. Так начинается документальный фильм «Возрождение Сталинграда».
Мы видим город после битвы.
Грандиозная и трагическая панорама. Памятники человеческого горя и великого героизма проходят перед нашими глазами. Мертвый город. По руинам зданий, обломкам арок, раздробленным колоннам и скульптурам мы можем мысленно представить себе былую его красоту. Институты, дворцы, великолепнейшие предприятия. Труд и ум жителей этого города служили самым возвышенным целям человечества. Но сейчас здесь только мертвый, разбитый камень и даже этот камень еще таит в себе смерть. Более миллиона немецких мин скрыто в этих руинах.
Приходят первые жители. Вооружившись миноискателями, они обезвреживают чудовищные фугасы. Живут под открытым небом, спят на голой земле. Но эго своя земля и свое небо. Нет хлеба в блиндажах устроили хлебопекарню. В школах нет крыши и стен, бумагу с парт сдувает ветер, но дети учатся в школе. В руинах театра концерт. Нигде в мире музыка не звучала так проникновенно, как в эти дни в Сталинграде.
Какие же мысли и чувства будила она в исстрадавшемся человеке?
Труд вселял в сердца сталинградцев непоколебимую веру в воскрешение своего героического города.
Несмотря на то, что великое наступление Красной Армии в 1943 году требовало от страны огромных усилий, Государственный Комитет Обороны, по инициативе товарища Сталина, принял решение в кратчайшие сроки восстановить сталинградскую промышленность и оказать ей всемерную помощь. И, как в героическую первую пятилетку, комсомол по призыву вождя снова устремился в Сталинград для совершения нового созидательного подвига.
Пятнадцать тысяч юношей и девушек прибыли сюда всех концов страны. Великой традицией воодушевлено было это новое поколение строителей.
Поселились кто где мог. Коллектив девушек выбрал себе жилище в фюзеляже вражеского самолета. Выходя из своего «дома» на «крыльцо» плоскость самолета, они проходят по распластанной нарисованной свастике. Это не кинотрюк это живая правда сталинградского быта.
Трудно жить в развалинах города. Тяжел непривычный труд. Но каждый камень здесь дышит легендарным подвигом, и кто приехал в этот город, не может не проникнуться его духом.
«Дорогие мои подружки! Что скрывать, за день мы здорово устаем, руки огрубели... Жара, грохот, пылище... А мы стиснем зубы и ничего не слышим. Работа горит в руках», так писала из Сталинграда комсомолка Тося Петрова.
Цехи создаются из развалин, нет оборудования. Станки взорваны, разбиты. Величайшие искусники, старые мастера совершают чудеса: они воскрешают станки, собирая их по кусочкам. Но как бы самоотверженно ни трудились сталинградцы, одним им не поднять из развалин разбитого гиганта.
И тут раскрывается всесильное могущество дружбы социалистических государств, объединенных великим Советским Союзом. Народы братских республик, проникнутые сознанием того, что сделал для них этот героический город, шлют помощь сталинградцам. Идут эшелоны с подарками Сталинграду.
И как в дни величайшей битвы Сталинград защищали воины, объединенные братством народов, так ныне это братство народов соединило руки в созидании. И в дни величайшего трудового подвига Сталинград рождает новых героев.
Бригада Александры Черкасовой, начав восстановление знаменитого в дни обороны «дома Павлова», заявила:
«Мы решили работать здесь так, как сражались в этом доме герои-гвардейцы. Их светлый образ руководит нами».
Знамя черкасовского движения стало развеваться потом не только над Сталинградом, но и над многими городами, восстанавливаемыми после немецкого нашествия.
Цехи стоят без перекрытий. Снег и стужа гуляют в них, но люди работают и, если разводят костры, то не для того, чтобы согреться самим, а для того, чтобы отогреть масло в замерзающих станках.
Уральские рабочие прибыли в Сталинград, они возводили перекрытия, клали трубы, возносили ввысь камень и железо, в то время как в цехах шла работа.
Сталевары «Красного Октября» выдали кипящую сталь из четырех мартенов, которые совсем недавно служили нашим бойцам дотами. Сталь, как живая река жизни, осветила лица героев труда. И на сталинградскую землю пришла новая весна. Представители великих народов совершают паломничество в Сталинград, чтобы преклонить колени перед его благородными руинами. Камень Сталинграда священен для них, как символ победы и освобождения от немецкого нашествия.
В Англии по приказу короля был выкован почетный меч в дар Сталинграду.
От императора Эфиопии сталинградцам был прислан щит, как символ того, что Сталинград защищал мир и независимость народов.
Товарищу Сталину были вручены почетные грамоты от президента Соединенных Штатов Америки Рузвельта для передачи гражданам Сталинграда и Ленинграда. В письме товарищу Сталину президент писал:
«Сталинград и Ленинград стали синонимами силы духа и стойкости, которые дали нам возможность сопротивляться».
Да, Сталинград явился вершиной, на которой решалась судьба человечества. После победоносной сталинградской битвы началась эпоха сокрушительного наступления и вторжение на территорию Германии великой Красной Армии.
И по праву первое цветение весны человечества началось на героической земле Сталинграда.
Мы видели титаническое поле битвы, местом которого стал город. Но мы увидели также, как он воспрянул из обломков и как первенец пятилетки Сталинградский тракторный двинул в бесконечный поход свой большой конвейер. Мы видели людей, творцов этой великой победы. И мы хорошо знаем, что они, опережая время, преодолевая трудности, беды, снова сделают свой Сталинград еще более сильным, еще более красивым, чем он был.
«Авторы фильма — И. Посельский и Б. Агапов, — писала «Правда» (1/III 1945 г.), — создали правдивое, высокохудожественное произведение, подняв на новую ступень искусство документального кинематографа. Фильм смотрится с захватывающим интересом не только потому, что изображенные в нем картины волнуют сами по себе, но и потому, что все это умно, пронизано глубочайшей человечностью.
Кинооператоры В. Доброницкий, В. Цитрон и А. Хавчин сумели придать своим снимкам глубокую выразительность настоящего художественного мастерства, без которого даже правда виденного не может быть подлинной правдой, только мертвой фотографией. Особо хочется отметить текст фильма, который с достоинством мастера читает артист Л. Хмара. Образный язык текста сочетается с предельной лаконичностью. Текст вытекает из изображения, как нечто живое, как мысль умного и взволнованного друга, равно переживающего виденное и пройденное вместе.
И знаменательно то, что фильм «Возрождение Сталинграда» смотрим мы накануне падения Берлина. Таковы законы истории, которые диктуются свободолюбивыми народами, сменившими молот труда на меч борьбы за свою независимость. Всечеловеческой весной победы веет от этого правдивого и высокохудожественного кинофильма».
«Удивительно счастливой была мысль, — писал в газете «Известия» (1/II 1945 г.) Николай Погодин,[1] — о работе над документальным фильмом о восстановлении Сталинграда. Авторы создали киноочерк. Но какой! Он выливается из капитального труда художников, взыскательных, требовательных. И этот, покоряющий своей высоко правдивой документальностью, фильм идет лишь сорок пять минут, — так четко, строго и умно отобрано здесь что-то главное, типическое, чего не могут увидать поверхностные и холодные глаза.
Этот фильм своей силой правды открывает нам сокровенные особенности нашего строя жизни, дух ее и направление, хотя, по-видимому, авторы не ставили перед собой столь всеобъемлющей задачи. Они ведь изо дня в день, месяц за месяцем «охотились» за фактами и заставали людей там, где никто и не просил кинооператора; они записывали на документе живую историю восстановления Сталинграда. Но так всегда бывает: если труд серьезен и глубок, то его значение и сила превзойдут первоначальные задачи.
Огромная заслуга съемочного коллектива во главе с И. Посельским и Борисом Агаповым в том и заключается, что их работа над киноочерком поднялась до художественности эпоса, и этот эпос выразил правду Сталинграда — города, великого своими битвами и своим трудом.
Как часто у зрителя сжимается в груди и подступают слезы... Но что такое? Здесь нет искусника-артиста, который бы увел в мир драматических переживаний, и более того — здесь трагическая сторона людских страданий открывается столь буднично и просто, что как будто и нет тут ничего неслыханного, жизнь, как жизнь, но как волнует она!»
Помимо вышеназванных полнометражных документальных картин в 1944 году были созданы фильм «Восьмой удар», посвященный разгрому немецких войск под Таллином и Ригой в 1944 году, вошедший в кинолетопись Отечественной войны, и 11 фронтовых киновыпусков: «Сражение за Витебск» (режиссер И. Копалин), «Минск наш» (режиссер Я. Посельский), «Бобруйский котел» (режиссер Я. Посельский), «Освобождение Вильнюса» (режиссер Л. Варламов), «На освобожденной польской земле», «Хельм—Люблин» (режиссер И. Копалин), «Вступление Красной Армии в Бухарест» (режиссер И. Копалин), «На подступах к Варшаве» (режиссер Ф. Киселев), «Вступление Красной Армии в Болгарию» (режиссер М. Фиделева), «Белград» (режиссер Л. Варламов), «Победа на Севере» (режиссер М. Славинская) и «В Восточной Пруссии» (режиссер И. Копалин).
Эти фильмы широко и ярко отобразили на экране все то, чем жил в эти дни фронт.
______________________________________________
1. Статью Николая Погодина в газете «Известия» за 01 февраля 1945 года найти не удалось; 02 февраля 1945 года в газетае «Известия» № 27 (8637) (с. 4). опубликована статья автора сценария фильма «Возрождение Сталинграда» Бориса Агапова — «Шаги Сталинграда».