ПРОКЛЯТИЕ ОППЕНГЕЙМЕРА

ПРОКЛЯТИЕ ОППЕНГЕЙМЕРА


Некоторые размышления о новом фильме Кристофера Нолана.

20.02.2024

Главный редактор интернет-проекта #МузейЦСДФ.

В воскресенье 18 февраля в Лондоне прошла 77-я церемония вручения премий Британской академии кино и телевизионных искусств (BAFTA)Фильм «Оппенгеймер» Кристофера Нолана,  претендовавший на победу в четырнадцати номинациях, стал лучшим в семи из них, включая «Лучший фильм» и «Лучший режиссер». Церемония награждения проходила в Королевском фестивальном зале (Royal Festival Hall) под руководством шотландского актёра Дэвида Теннанта и транслировалась по всему миру.

Фильм Кристофера Нолана «Оппенгеймер» триумфально шествует по земному шару, собирая миллионы зрителей, а также многочисленные кинопремии и награды. Как мы знаем, это кинолента основана на документальной книге Кая Бёрда и Мартина Шервина «Оппенгеймер. Триумф и трагедия Американского Прометея» и охватывает основные события жизни великого физика — учебу в Европе, руководство Манхэттенским проектом, испытание «Тринити», и непростые времена маккартизма, когда ученый попал в опалу и был лишен допуска к государственной тайне. По мнению американского историка науки Джона Франклина, эта книга правдива примерно на 85 процентов, остальные сведения взяты из непроверенных источников. Что ж, будем считать, что данный процент правды и выдумки автоматически экстраполируется на фильм Кристофера Нолана. Если это так, то данную киноленту можно с некоторыми оговорками отнести к разряду документального повествования, и с этой точки зрения он представляет несомненный интерес для массового зрителя. Тем более, что о научных проблемах в нем говорится в предельно популярной форме. Да, это своеобразный ликбез — но ликбез достаточно увлекательный с серьезными художественными достоинствами. Не секрет, что реальный ученый был заметно сложнее и интереснее, чем персонаж фильма. Но даже в таком, по сути адаптированном для массовой аудитории виде его кинобиография, безусловно, заслуживает просмотра. Тем более, что она создавалась талантливыми и неравнодушными людьми.

Кинокритики ставят этой кинокартине самые высокие оценки, при этом она является успешным коммерческим проектом. Это специфика американского кинематографа: наиболее яркие и значимые кинокартины всегда делали большие сборы, так как были ориентированы на самые разные аудитории — в них что-то интересное одновременно находили и заводские рабочие, и университетские профессора.

Нолан вообще считается одним из самых кассовых режиссеров в истории мирового кино — правда, прежние ленты были сделаны в коммерческих жанрах — фантастика, историческая драма, боевик. А тут — биографический фильм об ученом! Одним словом, есть, о чем задуматься и что изучать в наших бесчисленных киношколах, которые по сей день множатся на российских просторах, словно грибы после дождя.

Удивительно, что Нолан, взяв за основу документальную книгу, избегает соблазна использования документальной кинохроники — а ее применительно к данной теме сохранилось предостаточно: здесь и реалии Америки 1940-х годов, и манхэттенский проект, и Вторая Мировая война, и первые ядерные испытания, и «охота на ведьм», ну и, конечно же, последствия атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки… Тысячи метров самой разной хроники!

Мне кажется, что понять режиссера можно. Хроника как документ будет выделяться на фоне постановочных эпизодов — возникнет противопоставление, сначала стилистическое, а затем содержательное: с одной стороны как бы правда, а с другой — режиссерский вымысел. Плюс ко всему — отсутствие стилистического единства. А стиль — единый и своеобразный — визитная карточка любой кинокартины Нолана.

Вероятно, поэтому режиссер создает эпоху исключительно постановочными методами в соответствии со своими стилистическими пристрастиями. А самые знаковые события предстают в виде зрительных образов, рассчитанных на серьезную эмоциональную отдачу.  Например, главный оператор Хойте ван Хойтема мастерски использует камеры IMAX для создания действительно захватывающего зрелища. Кадры первого испытания «Тринити» (атомной бомбы) производят неизгладимое впечатление, заставляя зрителей вздрогнуть от ужасающей красоты ядерного взрыва, который в контексте повествования ассоциируется с возможной вселенской катастрофой в будущем.

В то же время при всем своем драматизме и визуальном великолепии фильм иногда кажется громоздким с точки зрения развития истории. Почему? Возможно, он иногда перенасыщен диалогами. Иногда перескакивает вперед и назад во времени, соединяя события разных лет, что может сбить с толка массового зрителя, который не знает (и не обязан знать) последовательность событий. Например, эпизод, где говорится о том, что по данным замеров русские провели ядерное испытание, всплывает где-то во время работы в рамках манхэттенского проекта, когда американцы были лишь в середине пути к созданию атомной бомбы.

Нолан не был бы собой, если не стремился к своим «фирменным» приемам. Например, воображаемая главным героем сексуальная сцена прямо на допросе, в присутствии официальных лиц, — это довольно круто. Или видения Оппенгеймера во время встречи с многочисленными коллегами после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки — с яркой вспышкой, как при взрыве «Тринити», с исчезновением звука  и картиной пустого зала (словно люди испарились), с  каким-то непонятным черным сгустком (пепел сгоревших людей?), в котором увязла его нога, с безумным смехом публики и рыданиями вокруг.

Актерские работы впечатляют, в том числе второго плана: Эмили Блант (жена ученого), Роберт Дауни-младший (Льюис Штраусс) и Мэтт Дэймон (Лесли Гровс) великолепно исполнили свои роли, наполнив их глубоким содержанием.

Источник: BAFTA.

Киллиан Мерфи сыграл в этом фильме, наверное, свою лучшую роль, доказав всему миру, что он первоклассный драматический актер. Он блестяще исполнил роль Роберта Оппенгеймера. И сделал это невероятно тонко — работая на полутонах. В созданном им образе гениального ученого присутствуют  различные нюансы и внутренние противоречия, он передает одновременно и гениальность Оппенгеймера, и его мучительную тревогу, и его честолюбие, и его моральные страдания.  Одним словом, он создает весьма сложный психологический портрет. Его трактовка полностью соответствует действительности. Люди, которые общались с Оппенгеймером, делились на две категории: одни считали его внутренне одиноким и выразительным гением и эстетом, другие воспринимали его как вычурного и нервного позера, стремящегося произвести на публику должное впечатление. И то, и другое — правда. Оппенгеймер был многоликим, неуловимым — он так и остался загадкой для многих, знавших его.

В фильме пропущены некоторые факты из его биографии. Например, в молодости он иногда совершал поступки, после которых требовалось психиатрическое освидетельствование. Среди них попытка отравить (по причине личной антипатии) своего научного наставника Патрика Блэкетта — будущего лауреата Нобелевской премии. Или желание во время беседы задушить своего друга Фрэнсиса Фергюсона. Не говоря уже про затяжные депрессии на протяжении всей жизни. Как известно, гениальность — это во многом пограничное состояние. И Оппенгеймер здесь не был счастливым исключением.

В фильме подчеркивается: Роберт Оппенгеймер создавал ядерное оружие с единственной целью – он хотел, чтобы оно в будущем служило сдерживающим фактором при угрозе глобальной войны. Однако власти США приняли решение сбросить атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки, что повлекло гибель сотен тысяч человек. Сделали это с благой целью — заставить Японию капитулировать, ибо в противном случае пришлось бы долго и мучительно воевать на территории азиатской страны. А это гигантские военные потери. Умом Оппенгеймер понимает логику необходимости ядерного удара, но гибель мирных людей пробуждает муки совести, которые не отпускали его до конца жизни.  Президент Трумэн цинично говорит Оппенгеймеру при личной встрече в Белом доме: «Никого не волнует, кто сделал бомбу, важно – кто ее скинул. А скинул ее я». Однако ученому от этого легче не становится. Кстати, американские летчики, которые сбрасывали бомбы на японские города, впоследствии никаких моральных терзаний не испытывали. Кроме одного — Клода Роберта Изерли, который входил в экипаж одного из самолетов, выполнявших во время налета вспомогательные функции. Он много лет провел в психиатрической клинике, где часто впадал в буйство с криками «Что мы делаем, там же дети!» В его честь даже был названо новое заболевание, связанное с повреждением психики людей, которые участвовали в применении оружия массового поражения, — «комплекс Изерли».

Фильм Нолана вышел на экраны в весьма тревожное время. Как мы видим, сегодня человечество постепенно погружается в череду военных конфликтов и жестких геополитических противостояний. Все чаще звучат голоса о праве на локальное применение ядерного оружия, публикуются научные труды, доказывающие, что в таких войнах даже могут быть победители. Конечно, искусство не всесильно, но фильм «Оппенгеймер» несет миру ярко выраженное антивоенное послание, быть может, кого-то он заставит остановиться и задуматься…

Кстати, в Японии сейчас дипломатично замалчивают, кто сбросил атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На официальных мероприятиях ответственность за бомбардировки возлагается на «союзные страны». Поэтому нет ничего удивительного в том, что сегодня часть молодых японцев считает, что Хиросиму и Нагасаки в пепел превратили русские. Фильм Нолана еще раз напоминает миру, кто на самом деле совершил это страшное злодеяние — и за это его создателям огромное спасибо.

Теперь о проклятии Оппенгеймера. Под этим подразумевается, что создание атомной бомбы (ради благих целей) привело в движение цепь событий, которая в конечном итоге может привести мир к ядерной катастрофе. Сам ученый для описания своего внутреннего состояния неоднократно цитировал строки Бхагавадгиты: «Я стал Смертью, разрушительницей миров».

Правда, для красного словца, Оппенгеймер, который действительно изучал санскрит, несколько изменил фразу из первоисточника, там бог Кришна говорит (буквальный перевод): «Я время, разрушитель миров, сеющий смерть всему живому» Переделал, так сказать, под себя и для текущего момента. Ибо ученый любил эффектные приемы, а значит, стремился оказать на публику должное впечатление.

Дай Бог, чтобы его слова так и остались словами. Но если в будущем наша планета сгорит в ядерном огне, то красивая фраза ученого мужа станет приговором человечеству. И самому себе. Правда, засвидетельствовать это уже будет некому…

Опубликовано 20.02.2024 в сообществе VK: #Кинотеатр #ЦСДФ — документальное кино.