Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 777-778 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В. А. Ждановой). На фото кинооператоры 1-го Украинского фронта: Маматкул Арабов (слева) и начальника киногруппы 1 УкрФ Михаил Ошурков (с кинокамерой). 1944-1945 гг. Фото из семейного архива Шарофат Арабовой.
Ошурков Михаил Федорович (1906–1995).
Оператор и режиссер документального кино. Русский. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1950), народный артист РСФСР (1979).
В 1928 году окончил операторский факультет ГТК. Всю свою творческую жизнь работал в документальном кино.
С 1933 преподавал в ГИКе /ВГИКе операторское мастерство.
В 1920–1930 снимал фильмы, посвященные строительству социализма.
Во время Великой Отечественной войны – руководитель фронтовых киногрупп, фронтовой кинооператор.
Съемки Ошуркова вошли в документальный фильм «День войны» (1941). Создал полнометражный фильм «69-я параллель» (впоследствии вошел в сериал «Великая Отечественная»). В 1943–1945 его боевые кинорепортажи вошли в фильмы «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Правобережной Украине» (1944).
В служебной характеристике Ошуркова по итогам его работы в 1942 г. отмечалось:
«Ведущий оператор фронта. За 28 апр. – 28 сент. 1942 г. снял 29 сюжетов (7 – в СКЖ, 8 – в "День войны", 10 – в фильм "Североморцы", 2 – в Летопись, 2 – в Фильмотеку).
Работает продуктивно, но процент боевых сюжетов (о действиях флота или морской пехоты) сравнительно невелик. Излюбленный его жанр – кинопортрет. В этом жанре сделал сюжеты для СКЖ о награждении и вручении гвардейских знамен.
Фотографическое качество съемок высокое».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 7.)
В январе 1945-го Ошурков стал одним из первых кинооператоров, запечатлевшим на пленке ужасы Освенцима (фильм «Освенцим», 1945). Снимал уличные бои за освобождение Бреслау (Вроцлав), Берлина, Чехословакии («Берлин», «Освобожденная Чехословакия», 1945).
Михаил Федорович был одним из тех операторов и руководителей киногрупп, кто прошел через все испытания тяжелейших военных лет во всех отношениях ровно и достойно. От строгих глаз начальства это не укрылось:
«Ошурков М. Ф. работает оператором фронтовых киногрупп с начала Отечественной войны.
В должности начальника киногруппы Первого Украинского фронта т. Ошурков показал себя как умелый руководитель, успешно совмещающий личную творческую работу с организационно-творческим руководством киногруппой.
Оценивая работу за период с июня 1944 г., необходимо отметить, что т. Ошурков продуктивно снимал все основные события своего фронта. Среди съемок, проведенных в этот период, необходимо отметить следующие:
- Корсунь-Шевченковская операция.
- В Карпатах.
- Англо-американские военнопленные в Освенциме
- г. Освенцим.
- Удар на левом фланге.
- Бой на улицах Бреслау.
- Встреча маршала Конева, генерала Бредли и др.
Непрерывная, продуктивная работа военного кинооператора в период Отечественной войны умножила и отшлифовала разносторонние дарования оператора, проявила новые качества его как мужественного мастера фронтовой хроники, дающего в сложной боевой обстановке материал большой политической ценности и художественной выразительности.
Обладая необходимыми организационными навыками, будучи подкрепленными повседневной необходимой мощью своего опытного заместителя, т. Бессмертного, т. Ошурков сумел успешно руководить отличным коллективом операторов киногруппы Первого Украинского фронта, который своей самоотверженной работой сумел завоевать одно из первых мест среди лучших фронтовых киногрупп. Однако т. Ошуркову необходимо указать на некоторую излишнюю горячность в вопросах, требующих внимательного и точного решения, и поспешность в суждениях, касающихся работы и роста своих подчиненных. Это не является препятствием для работы т. Ошуркова, так как он за последнее время в значительной мере их изжил.
Подводя итоги работы т. Ошуркова М.Ф., как начальника киногруппы, можно сказать, что он вполне соответствует этой работе, и в дальнейшем может быть успешно использован как культурный оператор высокой квалификации, одаренный острым репортерским чутьем, обладающий возможностью работать над материалом как автор-оператор.
Тов. Ошурков М. Ф. достоин присвоения звания оператора высшей категории.
Начальник военных киногрупп Л. Сааков».
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 163.)
В августе 1945 снимал подписание акта капитуляции Японии на борту линкора «Миссури», знаменовавшее окончание Второй мировой войны («Разгром Японии», 1945). В послевоенные годы снял тысячи документальных сюжетов и множество полнометражных документальных фильмов о событиях в стране и за рубежом.
Лауреат Сталинских премий (1942, 1948, 1949, 1950) и Государственной премии СССР (1968).
«Переходящее знамя ЦК Комсомола у подводников Северного флота»
Операторы: М. Ошурков, В. Мищенко, Ф. Овсянников
«Вручение американских орденов морякам Северного флота»
Операторы: М. Ошурков, Ф. Овсянников
«Делегация Монгольской Народной Республики у танкистов» (1-й Украинский фронт)
«Снял оператор Эльберт, который погиб на поле боя...»
«БОИ ЗА ЧЕХОСЛОВАЦКУЮ ГРАНИЦУ»
12 октября 1944 г.
1-й Украинский фронт
В середине сентября войска 1-го Украинского фронта прорвали оборону немцев южнее Жешува в направлении Кросно и, продвигаясь с боями, взяли несколько населенных пунктов и город Кросно. Продвигаясь дальше вместе с чехословацким корпусом, войска вышли к Чехослов. границе и форсировали ее.
Снято:
Так как операция еще не закончена (нет освобожденного большого села), то нельзя пока показать отношение чехословацкого народа к Красной Армии, а также и к своей армии под командованием генерала Свободы. Это будет сделано при первой возможности.
Условия войны в Карпатах и вообще в горах, где бои идут мелкими [нрзб.], не дают возможности масштабного показа развертывания и наращивания сил нашими частями. Это нужно учесть.
Необходимо также учесть, что не все операторы могут работать в горах, где условия работы исключительно трудные.
В материале, привезенном Филипповым – «Конники Баранова» и «Маршал Конев на наблюдательном пункте», – есть куски, снятые к этой операции. Этот материал прошу взять у Солнцевой, так как операторы, снимавшие эти эпизоды, не могли их дублировать. «Конники Баранова» – снято 700 метров, часть пойдет в фильм «Украина», а остальные к этой операции съемки операторы продолжают, и по их окончании материал будет выслан в Москву дополнительно.
Прошу учесть, что значительную часть материала у чехов снял оператор Эльберт, который погиб на поле боя, это нужно как-то особо отметить в титрах.
Ошурков.
Подлинник. Машинопись.
(к материалу «Бои в Бреслау»)
20 апреля 1945 г.
1-й Украинский фронт
Монтажный лист № 551
Оператор: Арабов М.
240 м
Снято:
Похороны оператора Быкова на офицерском кладбище в последнем славянском городе – Бреславле (Бреслау). Проходы и речи на кладбище. Могила и надпись. Говорит нач. группы майор Ошурков.
Арабов.
Подлинник. Автограф.
«Освободили военнопленных англичан...»
20 февраля 1945 г.
1-й Украинский фронт
Монтажный лист № 290
Оператор: Ошурков
СЧС-2, 60 метров
Войска 1-го Укр. фронта, продвигаясь с боями вперед, освобождают территорию Польши и Германии. В снятом материале показаны английские военнопленные, освобожденные Красной Армией и находившиеся в заключении в Германии. В связи с договором они днями отправляются на родину.
Ошурков.
Незаверенная машинописная копия.