Источник: www.krugorama.narod.ru.
Значительным техническим успехом порадовала отечественная кинематография посетителей и экскурсантов Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства СССР в первый же год семилетки. Невозможно себе представить, чтобы, посетив ВДНХ, вы не посмотрели фильм в круговом панорамном кино. Лаконичное и простое по архитектуре, ярко освещенное и привлекательное, светлое, цилиндрической формы современное здание встретит, и увлечет вас своей рекламой, стоит лишь вам миновать вход на выставку. Вас здесь действительно ожидает новое и необычное зрелище. Вместе с группой зрителей через главный вход и фойе вы попадаете в зрительный зал круглой формы диаметром 17 м. и высотой более 10 м. Не садясь в привычное для зрителей кресло, ибо их здесь нет, вы стоя располагаетесь в середине зала в удобном для обозрения месте, чтобы просмотреть фильм, предельно ярко и полно раскрывающий сюжет, насыщенный простором и действием.
Вас со всех сторон охватывает действие: окружает красочная картина, создающая полное впечатление личного участия в событиях, в движении. Вы как бы оказываетесь в центре развертывающихся вокруг событий.
Необычайность настоящего путешествия по суше, морю или воздуху, стремительно мчащиеся машины, грандиозные панорамы великих строек и чудесные пейзажи — все это взволнует и увлечет вас подобно волшебной сказке.
Что же представляют технические средства, с помощью которых за короткие 15-20 минут вы становитесь и зрителем и участником событий, демонстрируемых на грандиозном экране поверхностью почти в 350 кв. м?
На внутренней, обращенной к центру зала поверхности стены по всему ее периметру размещаются друг над другом два кольца экранов из перфорированного, диффузно отражающего пластика. Низ экранов находится на высоте 2,5 м над полом, высота поля каждого из экранов — 3,5 м. Верхние экраны образует коническое кольцо с наклоном поверхности 31°. Действие, обычно развивающееся на нижнем кольце, временами продолжается и на верхнем, как бы раздвигая рамки обзора.
Экраны разделены десятисантиметровыми вертикальными обрамлениями на одиннадцать самостоятельных экранов по числу проекторов. Черное обрамление имеется и в нижней части экранов. Верхние и нижние экраны разделяются черной полосой с окнами, через которые осуществляется проекция и контроль за ней из аппаратной. Являясь необходимыми в техническом отношении, они не мешают зрительному восприятию всей картины в целом. Таким образом, аппаратная опоясывает зал по второму этажу, над фойе.
В зрительном зале за основным экраном размещаются 14 громкоговорителей, еще 9 — в полу и 9 — под потолком. Система воспроизведения звука — стереофоническая девятиканальная. Во избежание звуковых помех зрительный зал и проекционная облицовываются акустическим материалом.
В проекционной — 22 киноаппарата с газосветными лампами. Световой поток каждого проектора — 2 тыс. люменов.
Аппараты установлены попарно: один для проекции на нижний экран, другой — для проекции на верхний. Каждая группа из 11 аппаратов имеет самостоятельную систему синхронно-синфазного привода.
В аппаратной размещается также звуковоспроизводящая, усилительная и прочая аппаратура. Внутренняя поверхность аппаратной также покрывается звукопоглощающими пакетами и декорируется перфорированным пластиком. Пластические массы широко применяются для отделки внутренних помещений, фойе, зрительного зала.
Все, о чем мы только что рассказали, — результат дружной, целеустремленной работы большого числа советских инженеров и рабочих: от архитекторов и строителей до кинооператоров и режиссеров.