Материал опубликован 16 января 1943 года в газете «Литература и искусство» № 3 (55), с. 2. Источник: www.electro.nekrasovka.ru. На фото (слева направо): кинооператор Д. Шаламович, командир 3-го истребительного авиационного корпуса, генерал-лейтенант Е. Я. Савицкий. 1943 год. Автор фото М. А. Трояновский. Фото из архива А. М. Трояновского.
Дуло пулемёта и объектив кинокамеры были устремлены на склон соседней высоты. Вместе с пулемётчиком Леонидом Алифановым терпеливо выжидали кинооператоры Сологубов и Котляренко. И когда противник, огласил пьяным воплем лесов, двинулся атаку, в треском пуле мета слилось шуршание киноаппарата. Алифанов строчил из пулемёта с неистовством — донской колхозник метил на разрушенную, опоганенную немцами родную станицу Большой Лог, за поруганные жизни дорогих и близких.
Грядущие поколения будут благодарны скромным и смелым людям, которые именуются так провлически просто: кинохроникеры. Их можно встретить всюду — от береговых батарей Баренцова моря до гор их перевалов Кавказа.
В частях, которые дрались под Владикавказом (Орджоникидзе), брали Моздок, Нальчик, Пятигорск, Минеральные воды, находились и кинооператоры. Заснятые ими кадры — живое свидетельство силы наших ударов. Мы видим на экране бесчисленные трупы гитлеровцев, брошенные немцами при поспешном отступлении орудия, танки, автомашины, снаряды, склады с продовольствием и боеприпасами. Кинохроникеры снимают суровые бои в горах и долинах Кавказа, освобожденные города и селения, следы кровавых издевательств над свободолюбивыми горцами.
Когда враг прорвался к Кавказу, кинохроникеры Закавказья влились во фронтовые группы Юга. В их дружную семью входили бакинец Мустафьев, входили ростовчане Петров и Шоломович, ленинградец Смолка, тбилисец Арзуманов, киевлянин Котляренко (родился в Воронежской губернии. - Прим. ред.), москвичи Рымарев и Короткевич. Руководил кавказской фронтовой киногруппой Марк Трояновский. В этой группе — молодые операторы, воспитывающие в себе солдатскую выносливость, стойкость, умение преодолевать во время съемки любые трудности.
На аэродроме под Армавиром. Ла5-ф. 1943 год. На фото (слева направо): М.И. Пойченко, Д.И. Шоломович, фоторепортер Я.Н. Халип, М.А. Трояновский. Фото из архива А. М. Трояновского[1].
Умело провели сложные съемки в горах операторы Петров, Казначеев и Каиров. Они снимали высокогорный поход отряда горных стрелков старшего лейтенанта Санакиева, которому было поручено уничтожить группу немецких автоматчиков в районе Нальчика. Это была тяжелая операция. Операторам помогла альпинистская подготовка. Карабкаясь по скалам, они вытаскивали друг друга на веревках. Хроникерам удалось заснять действия легкой горной артиллерии и минометчиков, самоотверженную работу санитарок в горах, захват в плен немецкого снайпера, загнанного в ледяную трещину.
Проведя много бессонных ночей, совершив тяжелые переходы по труднопроходимым тропам, под проливными дождями, получив в горах боевое крещение, операторы упорно продолжали съемки в горных районах Северного Кавказа.
Воздушная съемка в горах требует особой подготовки и выдержки от пилота и кинооператора. Оператор Шоломович сумел хорошо заснять отважные полеты капитана Рубена Гаспаряна, ведущего в сложных метеорологических условиях разведку войск противника на горных дорогах, перевалах, склонах, ущельях. С подлинным репортерским блеском засняты им бомбовые удары комсомольского экипажа Лобарёва по скоплению вражеских войск, по военным складам и железнодорожным узлам в глубоком немецком тылу.
Очень интересны кадры, заснятые в районе Новороссийска операторами Левитаном и Пойченко. Они показывают, что немецко-фашистским захватчикам, ворвавшимся три месяца назад в Новороссийск, не удалось стать его хозяевами. Операторы провели ряд съемок в районе крупнейших цементных заводов, которыми не смог овладеть враг. Они показали окраины рабочего поселка, где наши бойцы держат оборону, показали Цемесскую бухту и порт, находящиеся под нашим артиллерийским, минометным и пулеметным обстрелом.
Систематически ведутся съемки северо-восточнее Туапсе. Недавние студенты киноинститута Стояновский и Аронс дали для киножурнала очень сильный эпизод штурма высоты Безымянной подразделением старшего лейтенанта Немудрого. Талантливо заснял Пойченко один из «отрядов смельчаков» — так называют небольшие группы морских пехотинцев, проникающие в тыл к немцам, громящие их штабы, добывающие «языка».
На боевых кораблях и в частях морской пехоты — в районах Туапсе снимала киногруппа, работавшая при Черноморском военно-морском флоте. Она создала фильм «Черноморцы». Большинство операторов этой группы — участники обороны Севастополя, награжденные боевыми орденами. В их сегодняшних съемках перед зрителем предстают героические подвиги моряков, продолжающих славные традиции Севастополя.
В Союзкиножурнале показан разгром частями морской пехоты одной из румынских частей. Кадры хроники переносят зрителя в одну из наших морских баз. На катерах направляется десантная группа черноморцев. Она смело выполняет свою задачу: врывается в поселённый пункт, наносит удар вражескому гарнизону захватывает пленных.
Фронтовые операторы Юга в съемках битвы за Кавказ проявляют мужество, инициативу, журналистскую наблюдательность. И всё же мы вправе требовать, чтобы наступительные действия Красной Арми были ещё ярче и полнее показаны в кинохронике. На Кавказе сосредоточены прекрасные кинематографические силы. Их задача, — совершенствуя в боевых съемках своё мастерство, создать большой, яркий фильм о великой битве за Кавказ.
____________________________________
1. Алексей Трояновский (сын М. Трояновского): Этот самолет был обнаружен на одном из освобожденных аэродромов в районе Кубани, 1943 г., на других негативах из этой серии присутствует генерал авиации Савицкий. Самолет на фото — советский Ла-5ф, который немцы перекрасили и использовали в своих ВВС. Подобных случаев очень мало. Негатив в оригинале довольно четкий, можно разобрать даже серийный заводской номер на стабилизаторе.