Источник: www.respublikarso.org 10.05.2020. Фото: "Снимает оператор Георгий Усейнашвили (слева на фото). 1942 год". Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ (Музей кино).
О положении на фронте население, в первую очередь, узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались во фронтовые сводки, голос диктора всесоюзного радио Юрия Левитана стал самым известным в стране. Большое влияние на патриотическое и нравственное воспитание масс оказывал и отечественный кинематограф. Из всех искусств кино было самым доступным и любимым. В годы войны, пройдя с советской армией весь героический путь от Москвы до Берлина, кинодокументалисты запечатлели все этапы и все важнейшие события войны.
Уже 25 июня 1941 года на третий день войны вхронику «Союзкиножурнал» были включены первые фронтовые киносьемки.Считается, что 243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Фактически, на фронт отправлялись киносъемочные группы во главе с режиссером. Обычно съемочная группа состояла из трех человек – режиссер, оператор и ассистент оператора, реже в расширенном составе до пяти человек.
Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров «Союзкиножурнала» и журнала «Новости дня». В работе над военной кинохроникой принимал участие и первый осетин-кинорежиссер Владимир Егорович Валиев (Валишвили).
С болью и гневом в сердце встретил весь советский народ известие о вероломной войне. Тогда, в июне 1941 года, понятия — Родина, Отчизна, патриотизм были далеко не абстрактны. Все народы страны объединились в едином стремлении остановить и уничтожить агрессора. И молодой осетинский режиссер выступает в своих фильмах с призывом «На защиту Родины!» (1941), «Громите врага!» (1941), «Фронтовая весна» (1942).
Тысячи добровольцев уходили на фронт, другие своим трудом ковали победу в тылу, отдавали свои силы и сбережения на правое дело. Одна из первых женщин, председатель колхоза-миллионера, депутат Верховного Совета СССР – Марта Плиева, закупила танк и, укомплектовав экипаж из числа достойнейших трактористов, провожает их на фронт. Это событие Владимир Валиев увековечил в своей хроникальной ленте «Подарок Марты Плиевой» (1941).
Он не мог оставаться в стороне, его тянуло в гущу событий, на передовую, чтобы самому увидеть, осознать и донести миллионам истинную драму войны. В феврале 1942 г. руководимая В. Валиевым киносъемочная группа с оператором Г. Усейнашвили и ассистентом оператора И. Едигарашвили отправляется на Северо-Кавказский фронт. Работа режиссера была высоко оценена командованием Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта.
По-военному сухо, но с видимым уважением и благодарностью звучит характеристика режиссера:
«Дана кинорежиссеру Тбилисской киностудии Валиеву В. Е. в том, что с 10 апреля по 10 мая он проделал работу по окончанию съемки боевых эпизодов из жизни 81-й Краснознаменной бригады морской пехоты.
Ранее, будучи в бригаде, киносъемочная группа, руководимая товарищем Валиевым, непосредственно под огнем противника засняла эпизоды из боевой жизни нашего соединения. Сейчас командование бригады совместно с командирами частей просмотрели ранее заснятый материал и вполне довольно работой тов. Валиева».
(Начальник политотдела 81-й Краснознамённой бригады морской пехоты, майор Потоцкий. 10 мая 1943 г.)
Владимир Валиев создал ценные документальные ленты и сохранил их для будущих поколений. Кинокадры, отображающие тяжелейшие дни прошлого, на которых так часто появляются победившие ненавистного врага бойцы, командиры, военачальники. Отснятые В. Валиевым фронтовые материалы вошли в документальные фильмы «Кавказ», «Генерал Леселидзе» (1942г.), киножурналы «Советская Грузия», «Новости дня» и впоследствии использованы Р. Карменом в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная» и других фильмах.
Впервые в истории советского кино так новаторски и гармонично, с оригинальным режиссёрским решением, В. Е. Валиев объединил две тематические линии – фронтовые эпизоды и кадры, показывающие тяжкий труд жизни тыла в фильме «Рыбаки-патриоты» (1943). В этом кинопроизведении выявилось острое видение режиссёра. Ведь до тех пор было принято военную кинохронику показывать отдельно от хроники тыла. О новаторстве кинорежиссера в киноискусстве впоследствии будут говорить многие кинокритики.
Благодаря документальным лентам Владимира Егоровича Валиева Осетия впервые увидела своих отважных героев в киноочерках: «Герой Советского Союза Сабанов» (1943), «Герой Чочиев на Родине» (1943), «Генерал Исса Плиев» (1944), «Герой Константин Кочиев» (1944), «Подарок генералу Исса Плиеву» (1945), и др.
И, наконец, долгожданная победа: «В 1945 году по сценарию и режиссуре В. Валиева операторская группа под его руководством сняла документальный фильм в 2-х частях «Возвращение с Победой». В фильме показан переполненный народом вокзал. Должен появиться первый поезд с демобилизованными воинами. На лицах встречающих — волнение и нетерпение ожидания. И вот показался поезд. Народ встречает победителей. Стоят украшенные орденами и медалями бойцы. На вокзале много раненых, без ног, без рук, но у всех на лицах улыбка.
Талантливый и бесстрашный кинодокументалист неоднократно выезжал на фронт. Сотни метров отснятого материала, километры боевого пути, кинодокументы сражений за Кавказ… В этой тяжелой обстановке его творческие силы и гражданская позиция были направлены на то, чтобы своими фильмами поддержать моральный дух воинов и тружеников тыла. Навечно запечатлеть на пленку доселе невиданную в истории человечества жестокую схватку, лица тех, живых и мертвых, кто сражался за Родину.
Война – важная составляющая часть творческой жизни выдающегося осетинского кинорежиссера, ветерана и кавалера двух орденов «Отечественной войны», медалей «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. И, хотя сегодня В. Валишвили нет с нами, память о нем жива. Она живет в сотне его фильмов и кинорепортажей.