Из книги «Записки кинооператоров». Редактор-составитель Н. Колин (изд.: — М. : ГОСКИНОИЗДАТ. 1938; с. 69-74). Фото: "Съёмочные группа «Союзкинохроники» и «Союзтехфильма» на военных маневрах РККА. 1935 год". На фото в верхнем ряду (слева направо): операторы М.Ф. Ошурков и А.Г. Кричевский. Стоят на фото: оператор С.А. Семёнов (второй слева), оператор Г. Н. Николаев (предположительно), оператор С.Е. Гусев (справа); на втором плане (в центре): начальник съёмочной базы Н. А. Рыбаков. Автор фото: Иван Шагин. Фото: МАММ / МДФ.
Ровное чистое поле; края его уходят далеко за горизонт. Слабый свет солнца пробивается сквозь утренний туман. Вокруг тишина. Природа — и так жется, замерла. Кругом, насколько может охватить глаз, ни одного человека.
Но этот покой и тишина производят впечатление затишья перед провод спокойное поле кажется таящим в себе много опасностей.
Далеко на горизонте быстро растущие темно серые точки. Неудержимо несется вперед стальная шеренга танков. За грохочущей шеренгой другая, да ней еще и еще, вдали уже показались стройные ряды пехоты, стремительно продвигающейся вслед за танками.
Разве возможно удержать этот «железный поток», неудержимо сметающий все на пути?
Вдруг, земля раскрылась. Ожили кусты и лощины. Открылись стор сена и из них выглянули жерла орудий. Пустынное поле скрывало тысячи оборонных точек. Глаза перископов глядят уверенно, командиры спокойно и деловито отдают приказы
Одновременно с бойцами «ожил» и оператор со своим киноаппаратом — ему как, и всем бойцам, надлежало ничем не выдавать своего присутствия до сигнала. В этом должны были сказаться дисциплинированность, спокойствие и уверенность, присущие всем бойцам и командирам. Одно лишнее движение — и весь план обороны позиций был бы нарушен.
Итак, сражение начиналось. Предстоял жаркий день.
Ураганным огнем противотанковых орудий и пулеметов встретили «красных» шеренгу танков, пехоту и кавалерийские части «синих», пытающихся прорвать их линию защиты. Все моменты, как наступление частей них, так и подготовка к обороне частей «красных», должны были быть ностью зафиксированы на кинопленке.
Продвигаясь вперед вместе с частями, одновременно снимая наиболее интересные моменты и эпизоды, приходилось приспосабливаться к различным условиям местности (дать панораму боя) и показать бой со всех точек. Первый же день маневров явился для нас, кинооператоров, проверкой в ново для нас обстановке боевых операций. Ведь ни для кого не секрет, что война так или иначе будет. Разве может капиталистический мир спокойно наблюдать, как растет и цветет изо дня в день первое в мире социалистическое государство.
И к этому бою мы должны быть всегда готовы.
Обстановка маневров: форсированное продвижение частей, встречный бой, участие мотомехчастей и авиации — все это проходил в таком темпе, что нам, хроникерам с большим опытом съемок, приходилось «поторапливаться», — ведь задержка на несколько минут означала не снять (и не показать всей стране) того или иного интересного эпизода.
Основные качества кинооператора-хроникера: умение «монтажно мыслить» (время съемки одного плана должен быть ясен план не только следующего, но и всего эпизода), отобрать в быстро развивающемся действии наиболее яркие и интересные моменты, уметь рационально использовать арсенал технических средств (аппаратура, оптика, негативный материал и т. д.).
B сложной обстановке маневров, имитирующих будущую войну, эти основные качества хроникеров проверялись на каждом шагу, одновременно обогащаясь новыми навыками.
В случае нужды, мы сумеем наш опыт и знание применить в действительной боевой обстановке. Советская кинохроника такие испытания уже не раз выдерживала (последнее в особенности относится к работе наших товарищей Кармена и Макасеева в Испании).
В первый день маневров я приехал на передовые линии боя еще на рассвете; в мою задачу входило снимать в течение дня наркома, его указания командирам, встречи с бойцами, наблюдение за ходом боя и т. д.
Приехав в район предполагавшегося боя, я не застал наркома: оказывается, он уже давно объезжает район учений и сейчас уехал по направлению реки Ирпень. Наш старенький «Газ» понесся по проселочной дороге со скоростью 90 километров — это все, что шофер мог из него выжать. Аппарат достали из футляра, все наготове, ногами придерживаем штатив. Оставляя за собой тучи пыли, несемся вперед.
Вдруг неожиданно навстречу нашей машине пронеслась машина наркома. Мы успели заметить только, что нарком дал нам знак повернуть обратно. Надвигалась шеренга танков.
Быстро развернувшись, мы помчались за машиной наркома и застали его перед командной вышкой, здоровающимся с военными атташе иностранных держав.
Нарком предложил заснять панораму разворачивающихся операций «синих» и начало обороны «красных». Засняв этот момент, я нашел наркома уже на командной вышке, наблюдающим в бинокль и дающим указания командирам.
Я старался снимать наркома незаметно для него, чтобы не мешать ему, но это не всегда было возможно, и нарком иногда шутя говорил, что мы его «преследуем» своим аппаратом. Видя, что мы сильно устали, нарком предложил нам в одной из палаток передохнуть и позавтракать.
Кончили снимать в этот день почти в сумерки, когда уже продолжать съемку стало невозможно. Подсчитал свои «трофеи» — 50 метров снятого материала, в каждый метр которого вложено много энергии и усилий, каждый метр которого ценен своею неповторимостью.
Вечером собрались все операторы, делились впечатлениями для, получали задания на другой день. Поздно вечером узнали, что проявленный материал очень хорошего качества. Можно итти отдыхать, с тем чтобы завтра, еще до рассвета, быть на месте новых «боeв».
... Авиация «красных» обрушилась на конницу «синих». Нарком, опустив козырек фуражки для защиты от солнца, наблюдал действие штурмовой авиации. Ее действия были настолько смелы и умелы, что рождали глубокую уверенность в непобедимости нашей родины.
...«Синие» решили выбросить воздушный десант в тылу у «красных». Мощный нарастающий гул — это летит воздушные корабли. По сигналу из самолетов на землю спускаются бойцы, один за другим, десятками, сотнями... Раскрыв свои куполы–зонты, как пушники снега, закрыли они небо, в небе стало «тесно». Сбросив бойцов, самолеты исчезли, но за ними показалась другая партия самолетов, выбросивших боевое снаряжение и оружие. Только успевай снимать. Операция высадки воздушного десанта заняла несколько минут, нужно было снять как можно больше различных планов. Это был первый воздушный десант в таком масштабе, и сохранить его для истории было необходимо. Десант снимали несколько операторов с земли и с воздуха.
Каждый из парашютистов — не новичок в парашютном деле, многие начисляли прыжки десятками. Бойцам нужно было не только спрыгнуть с парашютом и хорошо приземлиться, но сейчас же, немедленно построившись в ряды, с оружием в руках двинуться вперед для выполнения задания. Снимая высадку десанта и дальнейшее продвижение его вперед, нам с аппаратами пришлось немало побегать. От нас, кинооператоров, так же как от командиров и бойцов, требуется находчивость, быстрота ориентировки и, когда необходимо, большое физическое напряжение.
При съемке высадки воздушного десанта и его дальнейших операций эти качества еще не раз проверялись.
Оператор-хроникер должен быть хорошо физически развит, знать несколько видов спорта, а некоторые из них обязательно (уметь ходить на лыжах, бегать). Тогда он никогда не будет жаловаться, что устал, пробежав с аппаратом несколько сот метров.
Невольно вспоминаешь о наркоме: вот с кого надо брать пример! Его можно было видеть и в штабе руководства, и на вышке, и на передовых линиях, работающим с раннего утра и до поздней ночи.
1. Манёвры проводились 12 — 17 сентября 1935 года в районе городов Бердичев, Сквира, Киев. В них участвовали: 65 тыс. человек, свыше 1 000 танков, 600 самолётов, 300 орудий и другая военная техника. Условные боевые действия развертывались на фронте свыше 200 км и в глубину до 250 км. На манёврах присутствовали нарком обороны Союза К. Е. Ворошилов, его заместители С. М. Будённый, Я. Б. Гамарник, М. Н. Тухачевский, начальник Генштаба А. И. Егоров, руководители Коммунистической партии и правительства Украины. За действиями войск наблюдали представители армий Франции, Италии и Чехословакии. В ходе манёвров отрабатывались наступательные действия: «3-я армия синих» (И. Н. Дубовой), наступая с запада, должна была сломить сопротивление «5-й армии красных» (С. А. Туровский) и овладеть Киевом.
Состав «красных»: пять стрелковых корпусов (8-й стрелковый корпус), 45-й механизированный корпус, 9-я кавалерийская дивизия 1-го кавалерийского корпуса.
Состав «синих»: пять стрелковых корпусов (17-й стрелковый корпус) и 2-й кавалерийский корпус (состав корпуса: 5-я кавалерийская дивизия и 14-я кавалерийская дивизия), авиадесантные части, авиация особого назначения, артиллерия РГК.[1]
2. В 1935 году по итогам проведения маневров вышел полнометражный документальный фильм (совместное производство киностудий Союзкинохроники и Союзтехфильма) «Борьба за Киев»; режиссеры: Н. Кармазинский, Л. Анци-Половский, С. Бубрик, П. Малахов; операторы: А. Лебедев, А. Кричевский, М. Ошурков и другие операторы; другие создатели: Л. П. Штейнберг, Н. Бертран (музоформитель), Б. Верховский [2]