К ВОПРОСУ О ПЕРЕМИРИИ С ФИНЛЯНДИЕЙ

Из книги «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (1947).

К ВОПРОСУ О ПЕРЕМИРИИ С ФИНЛЯНДИЕЙ

15.12.2023


Автор:
В. Смирнов

Материал опубликован в книге «Документальные фильмы о Великой Отечественной войне» (— М.: Госкиноиздат; 1947. — 278 с.; с. 123-125). На фото Андрей Жданов подписал соглашение о перемирии с Финляндией от имени СССР и Великобритании 19 сентября 1944 года в Москве. Фото: «Общественное достояние».

«К вопросу о перемирии с Финляндией»Так назывался замечательный кинодокумент, выпущенный в декабре 1944 года Центральной ордена Красного Знамени студией документальных фильмов и Ленинградской студией кинохроники.

«За скромным, подчеркнуто деловым названием этого фильма, — писала «Ленинградская правда» (5/I 1945 г.), — кроется глубоко волнующее и поучительное содержание. Со всей силой и убедительностью, которые отличают лучшие произведения документальной кинематографии, рассказывается на экране история взаимоотношений между Советским Союзом и Финляндией за последние пять лет».

1940 год. В кадре оттиски государственных печатей под текстом Мирного Договора СССР с Финляндией и подпись Финского премьер-министра Рюти...

1941 год. На хельсинкском аэродроме торжественная встреча Гитлера. Тот же Рюти с лакейской угодливостью склоняется перед бесноватым фюрером.

Злая воля фашистских приспешников, правивших Финляндией, была направлена на то, чтобы перечеркнуть Мирный Договор и спровоцировать войну между Советским Союзом и Финляндией. На экране появляется карта «великой Финляндии с Ленинградом, переименованным в финский город Пиетари. Об этом мечтали финские правители. Фильм показывает, как добивались они осуществления своей мечты.

Вот карта с нанесенными на нее четырьмя линиями укреплений, в том числе линией Маннергейма и Выборгским укрепленным районом. В кадр входит рука. Она обводит темной линией те преграды, которые должна была преодолеть Красная Армия в борьбе с Финляндией. Диктор сообщает, что на строительство второй линии укреплений (а это только одна из четырех) финнами было затрачено 3 миллиона человеко-дней, 100 миллионов золотых рублей.

... Бесконечным забором мелькают ряды колючей проволоки. Острыми зубьями ощерились гранитные надолбы. Глубоко под землю ушли многоэтажные железобетонные казематы дотов. Когда глядишь из темноты зала на грозные укрепления оборонительных поясов, кажется, что даже мышь не сможет проскользнуть безнаказанно через густую многослойную сеть убийственного огня.

Но вот в ранний час июльского утра над спящим Ленинградом разносятся первые раскаты грома долгожданной артиллерийской грозы. Прислушиваются разбуженные ленинградцы: «Началось».

Пожалуй, ярче, чем во всех предыдущих работах, проявилось в этом фильме большое мастерство режиссера Ю. Райзмана. Стоит внимательно изучить, как показана им мощь советской артиллерии. Избегая ставших уже привычными приемов монтажа, он сумел блестяще передать непрерывно нарастающую силу огня, вступление в бой орудий новых калибров, клокочущий темп и напряженность боя на разных этапах артиллерийского наступления.

С огневых позиций, от корабельных орудийных башен, мы переносимся на передний край. Туда уже выехали Командующий Ленинградским фронтом Маршал Советского Союза Говоров и член Военного Совета фронта генерал-лейтенант Кузнецов. На командных пунктах прославленные генералы и офицеры герои битвы за Ленинград.

Сплошная стена дыма висит над позициями противника. Целыми пластами поднимается к небу вздыбленная земля. Помогая артиллеристам, бомбят вражеские рубежи советские летчики. Словно прыгая с трамплинов, взвиваются ввысь сотни снарядов «Катюш». И хотя еще стоят притаившиеся танки, еще лежит приготовившаяся к броску пехота, но уже знаешь, что нет и не может быть на свете устояли бы под натиском такого огня, нет и не может быть укреплений, которые силы, которая выдержала бы такую ярость наступающей Красной Армии.

Вот устремились вперед саперы, автоматчики, стрелки. Через реку, сквозь дебри густого леса, по пояс в болоте неудержимо движется вперед героическая советская пехота. Очаги сопротивления врага ликвидируются на ходу. Бойцы бегут, переползают с быстротой ящериц, вскакивают, на мгновенье залегают, чтобы покончить с неприятельской «кукушкой», и снова бегут.

Первая линия обороны, которую финны строили три года, была уничтожена Красной Армией в течение трех часов. После нашего штурма от финских фортов остались лишь хаотические нагромождения строительного материала. Смело задуманная операция фронтального прорыва вражеского рубежа была выполнена с безукоризненной точностью. Финны отступили ко второй, наиболее мощной линии обороны. Они рассчитывали, что им удастся передохнуть и собраться с силами. их надежды. В течение двух дней тщетными оказались советская артиллерия и средства прорыва были переброшены на новые позиции и подготовлены для нового штурма.

Искусно применяя сталинскую тактику маневрирования, командование Ленинградским фронтом поставило расчлененные группировки противника под угрозу охвата и окружения. Ни естественные, ни искусственные препятствия не могли остановить лавину наших танков. Пехота и артиллерия не отставали от боевых машин.

Несмотря на яростное сопротивления, враг принужден был оставить вторую и третью линии обороны. Корабли и десантные части Краснознаменного Балтийского флота один за другим очищали острова Бьерского архипелага. Бои переносились под стены Выборга.

Одновременно перешедшие в наступление войска Карельского фронта, руководимые Маршалом Советского Союза Мерецковым, погнали финнов с оккупированной ими территории Карело-Финской Советской Республики.

Точно в назначенный срок — на десятый день после начала наступления Выборг снова стал советским.

Но фильм показывает, что финские пособники Гитлера не сразу поняли значение событий, произошедших в эти дни на Карельском и Ленинградском фронтах. Они все еще судорожно цеплялись за соломинку немецких обещаний. Понадобились ноовые сокрушительные удары Красной Армии по фашистской военной машине в Белоруссии, в Польше, Прибалтике, освобождение Красной Армией Минска и Вильнюса, Люблина, Ясс, Бухареста, капитуляция Румынии и переход Болгарии на сторону союзных войск, для того чтобы Финляндия заговорила о мире.

Фильм заканчивается прибытием в Москву финской делегации и подписанием соглашения о перемирии.

На экране зал Наркомата иностранных дел в Москве. По уполномочию правительств Советского Союза и Великобритании генерал-полковник Жданов ставит свою подпись под текстом соглашения об условиях перемирия с Финляндией. Подписываются под соглашением и уполномоченные финского правительства.

Фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» снимала фронтовая киногруппа в составе операторов: И. Белякова, А. Богорова, А. Погорелого, Г. Симонова, Д. Рымарева, Е. Учителя, Я. Блюмберга, Б. Дементьева, Ф. Леонтовича, В. Левитана, А. Климова, А. Ксенофонтова, Н. Долгова, О. Иванова, В. Максимовича, Л. Медведева, И. Панова, П. Паллей, А. Рубановича, К. Станкевича, Р. Халушакова, А. Шафрана, Б. Козырева, Г. Сенотова, Г. Трофимова, Ю. Королёва и режиссеров Э. Волка и М. Егорова

«Этот документальный фильм, — писала газета «Красная звезда» (20/XI 1944 г. ), — смотришь и будто перелистываешь волнующие страницы истории Великой освободительной войны, испытывая чувство глубокого преклонения перед мужеством советских воинов, восхищение искусством полководцев Красной Армии и гордость за свою могучую Родину. Авторы фильма сумели прежде всего очень просто и понятно рассказать об одной из сложнейших операций Красной Армии. Слушая отчетливый по-военному голос чтеца-рассказчика, то спокойный и неторопливый, то убыстренный, взволнованный, чувствуешь и уверенность советских воинов, идущих на штурм, и напряжение боя, и стремительность движения нескончаемого потока машин и людей, и трудное, лишенное ритма дыхание пехотинца».

Фото: «Общественное достояние».

«Мы читали об этом, — писала газета «Правда» (21/ХIІ 1944 r.), — в свое время в корреспонденциях, мы видели и отдельные снимки, а теперь перед нами вся эта боевая операция в движении, в развитии. Она показана в различных эпизодах, в действиях разных частей. Режиссер фильма Ю. Райзман нашел удачное решение Фильма. Привлечение мастеров-художников кино к созданию композиции документального документальных фильмов заслуживает всякого одобрения. Советские кинооператоры проделали большую и самоотверженную работу».