Монументальный человек — Владимир Спиридонович Осьминин

«ЦК разрешает вернуться в Москву, но на работу не рекомендует».

16.03.2017

Надежда Осьминина

Член Союза писателей России, академик Евразийской академии телевидения и радио (ЕАТР).

Источник: www.tvmuseum.ru

На Шаболовку он не пришёл, а ворвался вместе с «ветром перемен» – новые идеи, планы, проекты… И сразу повёл молодую команду телевизионщиков всех мастей – от техников и инженеров до журналистов и телеоператоров – в светлое будущее страны с голубым экраном в каждом доме. Владимир Спиридонович Осьминин – он полностью соответствовал вулканическому времени эпохи: в СССР – только что прошёл XX съезд партии, осудивший культ личности Сталина; Тунис обрёл независимость; в Венгрии советские войска «навели порядок»; а впереди – запуск в СССР первого в истории спутника земли, VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов… Заканчивался 1956 год. Появление нового директора в Центральной студии телевидения не было случайным: в ЦК КПСС принято решение о её передаче из ведения Министерства культуры под крыло только что созданного при Совете Министров СССР Госкомитета по радиовещанию и телевидению. Напутствовал Владимира Спиридоновича Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв. Пройдёт несколько десятилетий, и старейшие работники юного телевидения вспомнят о тех временах.

Рудольф Борецкий, профессор кафедры телевидения факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Завтра встреча с новым директором. Узнали: настоящий киношник, да ещё начальник над кинодокументалистами, директор знаменитой со времён Дзиги Вертова и Эсфири Шуб Центральной студии документальных фильмов… Владимир Спиридонович Осьминин оказался фигурой колоритной. Огромный, на полголовы выше толпившихся у просмотрового зала подчинённых, нас, то есть, как линкор в окружении катеришек, проплыл к столу и основательно вдвинул свою массивную фигуру в кресло: «Значит так, товарищи. С завтрашнего дня начинаем новую жизнь. Работать будем по-новому…» (Из книги «Начало или к истории телевидения»)

Леонид Золотаревский, телеведущий: «Под руководством директора Центральной студии телевидения В.С. Осьминина (прекрасный был директор!) мы приступили к созданию первых курсов по подготовке телерепортёров». (Из интервью «Эхо Москвы»)

Ольга Кознова, режиссёр телевидения: «Жизнь шла вперёд… Разрабатывался метод «съемки с монитора», для записи актуальных событий закупали узкопленочные камеры. Расширялся штат кинооператоров за счет приглашения молодых выпускников ВГИКа. Развиваться стал и отдел кинопроизводства художественных фильмов. Взялся за всё это новый директор Владимир Спиридонович Осьминин… Он пришёл из кино. Высокий, богатырского сложения, уже не молодой. Владимир Спиридонович нравился не только видом своим, но уважением к телевизионщикам. Помню, шла трактовая репетиция спектакля. Вдруг открывается дверь в студию, и входит какое-то начальство, а ведёт «их» В.С. Осьминин. И что-то объясняет, показывает, хозяин, в общем. Я (помреж – всего лишь) подхожу к начальству и вежливо прошу не мешать работе, так как идёт репетиция, а вечером – эфир. Наш директор извинился, они все молча постояли, посмотрели несколько минут и тихо удалились. А потом, может быть и в тот же день, меня В.С. Осьминин увидел и говорит: «Правильно, что вы нас остановили – надо уважать свою профессию…» (Из книги «Я вспоминаю – записки телевизионного человека»).

Михаил Гуревич, кинорежиссёр: «1957 год! В Москве объявлено о Всемирном фестивале молодежи и студентов – гостей ждали со всего света. Это небывалое доселе событие – толпы иностранцев на улицах социалистической столицы – должен был увидеть весь мир. Огромные деньги были брошены на косметический ремонт Москвы, и такие же средства пошли на создание современного высокотехничного советского телевидения. Были закуплены аппаратные комплексы, съёмочная аппаратура, монтажные линейки и лаборатории по обработке пленки, транспорт и свет. Голиаф просыпался… Но где взять людей? Был расширен штат Центрального телевидения, со всей страны были вызваны молодые работники местных студий, подключены студенты творческих вузов. Генеральный директор ЦТ Владимир Спиридонович Осьминин – энтузиаст всей этой реконструкции – учил жить и работать новичков, собирая их на Шаболовке». (Из публикации в интернете).

Москва, Шаболовка, 37. Миллионы телезрителей ещё помнят этот адрес, куда ежедневно почта доставляла горы мешков с письмами-откликами. Но чтобы возникла эта обратная связь, включённость населения в общую жизнь страны, юному телевидению требовалось не только материально-техническое «оперение», не только кадры, но в первую очередь человек, который бы завёл эту гигантскую машину одновременного телевещания в столице, в областных, краевых и автономных центрах. И вот ключ повернулся: первая программа Центральной студии телевидения заработала. Конечно, пока ещё не на всю страну, но уже во весь голос – ежедневный эфир с общественно-политическими, литературно-драматическими, детскими и музыкальными программами. Почему именно Владимиру Спиридоновичу Осьминину было доверено повернуть этот ключ? Да, конечно, бывший директор ЦСДФ руководитель многоопытный, – не только управленец, но и главный редактор (там же), сценарист… А ещё – один из организаторов (с советской стороны) Международного кинофестиваля в Мангейме (Германия, 1956 г.) и вообще повидавший мир. А ещё – человек с «современной» биографией, в меру пострадавший от репрессивного аппарата, что оказалось «в струю» после XX съезда КПСС – по статье не сидел, а в ссылке побывал. В связи с «делом» Лозовского.
Спустя годы о выдающемся советском партийном деятеле Соломоне Абрамовиче Лозовском расскажут в центральных газетах и по телевидению. Реабилитируют посмертно. Но прежде – расстреляют в 1952-м, как предателя и шпиона. В годы Великой Отечественной войны Владимир Спиридонович работал под началом Лозовского в Совинформбюро. Вместе с писателями Алексеем Толстым, Михаилом Шолоховым, Ильёй Эринбургом, Евгением Петровым, Александром Афиногеновым и Александром Фадеевым. И эта работа потом переросла в дружбу. Но дружба «ученик-учитель» началась раньше, в пору учёбы Осьминина в Высшей партийной школе при ЦК ВКП(б), где Лозовский заведовал кафедрой истории международных отношений и внешней политики СССР. Широко образованный, высокой культуры профессор приметил талантливого провинциала, за плечами которого был не только опыт партийный работы, но техникум драматического искусства, театр и множество публикаций в прессе.

Владимир Спиридонович Осьминин родился в Астрахани 17 апреля 1906 года. Из 3-го класса гимназии был исключен за неуплату, рабоче-крестьянская семья, где было ещё четверо детей, не смогла найти деньги на очередной взнос (30 рублей за полгода – по тем временам деньги большие). Пришла революция, и в гимназии он был восстановлен, получил среднее образование, одновременно в течение пяти лет обучаясь по вечерам в реальном училище. Профессия «печатник типографии» позволила совмещать работу с учёбой, и он окончил техникум драматического искусства. Тогда был уверен – дорога в Москву, в ГИТИС. Но на вступительные экзамены опоздал, на дверях – замки. Добрый сторож разрешил пожить на чердаке ГИТИСа, объяснив, что даже если его и примут в студенты, всё равно не дадут общежития, потому как в ГИТИСе его нет. С чердака делал вылазки в «культурную» Москву: слушал стихи МаяковскогоАсееваКирсановаУткина… Возможно, театр и кинематограф потеряли великого артиста – Владимира Спиридоновича Осьминина… Но у судьбы свои планы. Когда деньги кончились, вернулся в Астрахань, наполненный впечатлениями и раздумьями. На его глазах творилась история – бурлила на московских площадях и астраханских улицах. История! Вот чему следует посвятить жизнь. Теперь – дорога в Сталинград, на исторический факультет Педагогического института. Через несколько лет начнётся война.

…Фронт приближался к Москве. Семья осталась в Астрахани, а в столице полным ходом шла эвакуация. И никто не догадывался, что в Совинформбюро кипит работа, которая вдохнёт освободительный дух в жизнь народа, превратит смерть каждого солдата в подвиг, а труд тыловиков – в священный долг. «От Советского Информбюро…», – так звучали позывные будущей победы. Помимо оперативных сводок редактору Осьминину поручили подготовку статей лидеров компартий, сотрудников Коминтерна, а чуть позже ещё одно направление – Англия. С утра допоздна – работа, а ночью – дежурство на крыше здания ЦК, куда уже стали залетать зажигательные бомбы. Тушили водой и пеной из пеногенераторов. Наконец, зимнее наступление советских войск… Освобождены Московская, Тульская и Рязанская области. При Совинформбюро создаётся Еврейский антифашистский комитет, который возглавил Лозовский. Следом организован Всеславянский комитет. 13 ноября 1942 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Осьминина его ответственным секретарём и членом Президиума. В Президиум также вошли: председатель Александр Гундоров, генерал-лейтенант; вице-председатель Зденек Неедлы, чешский общественный деятель; вице-председатель Божидар Масларич, сербский общественный деятель; писатели Алексей Толстой (СССР), Ванда Василевская (Польша) и Якуб Колос (Белорусия). Владимиру Спиридоновичу было поручено административное и финансовое управление комитетом, планирование его деятельности, в том числе радиопропаганда и издание журнала «Славяне». В годы войны комитет поддерживал связь более чем с 200 славянскими организациями мира и с 60 славянскими газетами, выходящими в Англии, США, Канаде, Аргентине, Чили и Австралии. Только за один 1943 год члены комитета (14 человек) и члены его Президиума выступили на радио 1259 раз, постоянно участвовали в митингах и пленумах. А в начале 1944 года на митинге славян воинов к Осьминину подошёл чехословацкий офицер и спросил в лоб: «Когда подполковник Осьминин, ответственный секретарь Всеславянского комитета, предполагает побывать на передовой?»

Из воспоминаний В.С. Осьминина«Я ответил, что в ближайшее время. На следующий день меня вызвал начальник Главного Политуправления Красной Армии генерал-полковник Александр Сергеевич Щербаков и отругал за самостоятельное решение: «Вас утвердило Политбюро ЦК, а вы, ни с кем не посоветовавшись, самовольно определяете своё будущее. Не знаю, как нам с вами поступить». Я попросился на фронт…»
Это был 3-й Белорусский, которым командовал генерал армии Иван Данилович Черняховский. Мог ли подполковник Осьминин предположить, что пройдет с этим фронтом в составе 39 армии от Смоленска до Кёнигсберга, что в конце 1945-го будет воевать на Дальнем Востоке с Японией, а когда выйдет на пенсию, поселится на улице Черняховского, названной в честь его легендарного военачальника, получившего смертельное ранение в Восточной Пруссии? Судьба, которую мы привычно называем «случаем»… Она спасла его от пули, но не от тяжёлой контузии. День победы он встретил в госпитале. После Маньчжурии была мирная работа в «похожем на довоенный Саратов» Харбине и Порт-Артуре, куда Осьминин прибыл с семьей, удивлённые глаза пятилетнего сына Вовки, впервые увидевшего Желтое море и рис, который можно есть вдоволь… Вовка потом станет Владимиром Владимировичем Осьмининым, известным кинорежиссёром документалистом, лауреатом двух Государственных премий, призёром отечественных и международных кино и телефестивалей…
Награды, призы, благодарности… Их было много в жизни Владимира Спиридоновича. Но самые дорогие – воинские: ордена Красного Знамени и Отечественной войны I степени, медали «За взятие Кёниксберга», «За победу над Германией», «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», «За победу над Японией»…

В конце 1946 года Осьминин вернулся на радио – главным редактором Центральной редакции Совинформбюро, а в апреле 1947-го по решению ЦК ВКП(б) «переброшен» на другой участок, где потребовался его разносторонний опыт, в том числе и юношеский – печатника типографии. Страна быстро восстанавливалась после войны. Разруха, горе, холод и голод уходили в прошлое. Предстояло не только реанимировать полиграфическую промышленность и издательское дело, но и превысить все довоенные показатели. И Владимир Спиридонович в должности заместителя директора ОГИЗа (Объединение государственных книжно-журнальных издательств при Совете Министров СССР, директор генерал-майор Л.П. Грачёв) приступил к работе. Мандат был подписан Сталиным. За короткий срок удалось ликвидировать в стране книжный и журнальный голод. Массовыми тиражами стала выходить учебно-педагогическая, научно-техническая, военная, политическая, экономическая, художественная, детская литература… – шестнадцать мощных издательств поднимали образовательный и культурный уровень страны. В советских бараках появились книги и журналы. А через два года – 26 января 1949 года был арестован Лозовский, а через неделю Осьминина вызвали в ЦК и обвинили в том, что он написал Лозовскому с фронта четыре письма: «Вы мой духовный отец, потому что из провинциала сделали меня международником… Очень скучаю по работе с Вами и мечтаю о встрече». В течение 48 часов Осьминин был сослан во Владимир. А ведь могли… О чём он думал, прощаясь с семьёй в тот вьюжный февральский вечер? О дочери, сыне, любимой жене. О том, что если откроется их с Ирочкой «тайна», если узнают, что она из дворянского рода Грековых, что её родителей расстреляли и девочку «удочерила» нянька, записав на своё имя…
После Владимирской ссылки Владимир Спиридонович оказался без работы. Высокопоставленные друзья ничем не могли помочь, но выяснили, что член Оргбюро ЦК ВКП(б) М.А. Суслов, в ту пору вдохновитель и руководитель набиравшей обороты кампании по борьбе с «безродным космополитизмом», поставил на личном деле Осьминина резолюцию: «ЦК разрешает вернуться в Москву, но на работу не рекомендует».

Из воспоминаний В.С. Осьминина«Вот снова дома, снова в моей любимой Москве… Полтора месяца искал работу. Куда не пойду, говорят: да, да, через неделю – нет, нет. Однажды, завернув в Лихов переулок, увидел: «Центральная студия документальных фильмов». Позвонил, не возьмут ли меня. Взяли на должность редактора. Через четыре месяца я стал главным редактором крупнейшей студии в стране и пробыл там почти двадцать лет… Когда меня назначали директором, я каждый месяц обращался к начальству с просьбой освободить меня от этой, не моей должности. Главный редактор, сценарист, журналист, – вот работа близкая мне во всём».

Он с радостью вспоминал годы учёбы в Астраханском техникуме драматического искусства, вновь и вновь штудировал теорию словесности, психологию, режиссуру. Вспоминал сыгранные в «Театральной мастерской Тер-Гевондяна» (Тер-Гевондян Осип Антонович, родился 1881 году; армянский советский актер и драматург; — прим. ред. #МузейЦСДФ) роли в спектаклях «Горе от ума», «Дети Ванюшина», «Долг Рембрандта», «Извозчик Геншель», «Зимний сон»… Вспоминал, как был председателем художественного совета этого популярного в Астрахани театра… Вспоминал, как много писал статей в журнал «Славяне» и во фронтовые газеты… И, вспоминая, постигал сущность документального кино. Подружился с Дзигой Вертовым, Эсфирью Ильиничной Шуб, Романом Карменом, Борисом Макасеевым, Ильей Копалиным, – одним словом, со всеми великими, талантливыми, творческими и «обыкновенными» киношниками, из которых состояла ЦСДФ. А сценаристы? Какие имена – Лев Кассиль, Константин Симонов, Валентин Катаев, Юрий Трифонов, Роберт Рождественский!
При директорстве Осьминина студия освоила съёмки широкоэкранных фильмов, подводные съёмки и – отдельная страница в истории отечественного кинематографа – круговую кинопанораму. Осьминин всячески поддерживал Евсея Михайловича Голдовского, учёного, изобретателя кинотехники в его стремлении превзойти мировые кругорамные технические устройства и вместо 11 экранов использовать 9. Но «наверху» инициативу директора и учёного не одобрили, и в итоге был создан наш, отечественный агрегат из 11 кинокамер «как у них», но превосходящий по качеству американский аналог. На ВДНХ стояли огромные очереди в кинотеатр «Круговая кинопанорама», чтобы посмотреть первый советский кругорамный фильм «Дорога весны». В афишах значилось: «автор сценария В. С. Осьминин»[1]. А скоро в кинословаре и справочниках о нём напишут: «… советский кинодраматург, критик, автор сценариев и текстов документальных и научно-популярных фильмов». И сбудется его мечта заниматься творческой работой. Но всё это будет потом и очень скоро. А пока судьба должна была закончить свой сценарий на Центральном телевидении.

О своей работе на Шаболовке Владимир Спиридонович вспоминать не любил. Не потому что она была недолгой, а потому что передача «Вечер весёлых вопросов» (аналог чехословацкой – «Гадай, гадай, гадальщик»), которую ему подарил за чашкой чая Зденек Неедлы, оказалась весёлой для всех, кроме него самого.

Виталий Дымарский – редактор, писатель, журналист: «В конце 1956 года на телевидение пришёл руководитель, о котором и сейчас вспоминают, как об одном из лучших за всю историю советского ТВ – Владимир Спиридонович Осьминин. Он был человек решительный, всё понимающий, очень творческий по натуре, и он очень многое пропускал, даже не обращая внимания на цензуру. Его сняли после программы «Вечер весёлых вопросов», когда одним из заданий, которое должна была получить телевизионная аудитория, было такое: приз достанется тому, кто первым явится в зал, откуда идёт передача – в валенках, в шубе и с фикусом в руках…» (Из книги «Времена Хрущёва…»).
В общем, Никита Богословский, ведущий этой весёлой передачи (прообраз КВН), на всю страну в прямом эфире озвучил заготовленный текст, забыв слова «и с фикусом в руках». Или посчитал достаточными «валенки и шубы», – пока найдут, пока дойдут… Да и кому придёт в голову тащиться на студию по жаркой летней Москве в таком обмундировании? Эх, молодость, молодость… Не оценила возможности телевидения… Не учла, что Москву отстраивают зэки, и у каждого под нарами тугой свёрток – тулуп с валенками. Вот и повалил этот «особый контингент», принявший после работы на грудь... Давка, паника, милиция… Где директор? А директор на съёмках фильма. В Англии. Вот такой получился фикус. Его бы всё равно притащили, человек эдак… Телевидение, судьба и оттепель. Поэтому не посадили. Даже фильм разрешили закончить «Встречи в Британии». И… вернули на ЦСДФ старшим редактором. А через год Владимир Спиридонович опять там стал «главным».

Леонард Гендлин, писатель, журналист: «Срочной телеграммой меня вызвали на Центральную студию документальных фильмов. Главный редактор В.С.Осьминин предложил написать сценарий об Ахматовой. Сказал, что А.А. очень больна. Владимир Спиридонович был настойчив: «Мы к вам прикрепим лучшего звукооператора. Необходимо у Анны Андреевны получить интервью. Мы не станем ограничивать вас во времени. Эту работу оплатим по высшей ставке. Фильм получит «зелёную улицу»…» (Из книги «Перебирая старые блокноты»)
Тогда снять фильм об Анне Ахматовой не успели. Но сколько успели! При Осьминине в студии работало более 1000 человек. В год выпускалось 15 полнометражных фильмов, 120 короткометражных и 122 номера киножурналов. И сравнить этот масштаб не с чем. Нигде в мире документальное кино не было так развито, как в СССР. В 1969 году Владимиру Спиридоновичу исполнилось 63 года и его попросили уйти, нет, не на пенсию.
Сегодня учёные уже пишут диссертации, где утверждается, что телевизионной рекламы в СССР (за исключением последних лет его существования) не было. Так вот. В 1970 году В.С. Осьминин стал главным редактором «конторы по рекламе в кино и на телевидении Всесоюзного объединения «Внешторгреклама». Немало поездивший по миру, он привнёс в эту область новаторские по тем временам идеи, которые реализовались в рекламных роликах и фильмах, информирующих зарубежных партнёров обо всех экспортных возможностях СССР. И за четыре года поставил на поток кино и теле рекламу, направленную на внешние рынки… Сценарий жизни Владимира Спиридоновича близился к эпилогу. Рукопись своих воспоминаний он закончит словами: «Я всегда служил Родине. Так будет до конца моего существования».

______________________________
1. « Дорога весны»первый отечественный кругорамный фильм; цв. (Agfacolor), 17 мин. (525 м), кругорама (Круговая кинопанорама), 22х35 мм, 11х 1.37:1, (360°), стерео (магнитная 9-ти канальная); Выпущен на экран 16 июня 1959 года; Производство: ЦСДФ и «Союзмультфильм»; режиссеры: Василий КатанянЛеонид Махнач; авторы сценария: В. Осьминин, В. Катанян, Л. Махнач; режиссеры мультипликации: Л. Атаманов, А. Бабиченко, И. Иванов-Вано; операторы:  А. Сёмин, И. Бессарабов