Реквием по военно-учебному кино

Реквием по военно-учебному кино


Есть ли шанс на восстановление организации, создававшей уникальные фильмы

07.03.2017


Автор:
Евгений Борисович Стоналов

Режиссер-оператор, бывший работник киностудии Министерства обороны СССР и РФ.

Опубликовано: 10 февраля 2017 года в "Независимой газете" (еженедельник "Независимое военное обозрение")

За последние несколько лет российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) сделал существенный и качественный рывок в разработке, производстве и модернизации современных видов вооружения. Вместе с тем почему-то абсолютно незаслуженно забыта проблема создания учебных фильмов для подготовки специалистов по этим самым вооружениям. Для Министерства обороны РФ жизненно необходимы учебные фильмы и учебные пособия, которые помогают качественно обучать военнослужащих управлению этой техникой, не тратя огромного количества всевозможных материальных ресурсов.

Для этого еще в советское время и была образована киностудия Министерства обороны СССР. Она была создана в Москве на базе кинолаборатории Балтийского флота в 1956 году по решению Моссовета о передаче территории МО СССР целевым назначением под киностудию по адресу: ул. Академика Скрябина, 3.

По всем родам войск были профессионально подготовлены съемочные группы, допущенные к полетам на реактивных самолетах и прошедшие водолазные курсы.

За период с 1956 по 1991 год киностудией МО СССР было создано более 2100 фильмов общей продолжительностью свыше 2 тыс. часов по учебной, пропагандистской, научно-популярной и документальной тематикам по заказам всех видов и родов Вооруженных сил РФ, предприятий ОПК и научно-исследовательских институтов, создающих новую технику для Министерства обороны. Профессионализм коллектива подтверждают главные призы международных кинофестивалей во Франции, Италии, Болгарии.

В 1985 году киностудия МО СССР была награждена орденом Красной Звезды за большой вклад в обучение и воспитание личного состава Советской армии и Военно-морского флота.

ЛОМАТЬ – НЕ СТРОИТЬ

На пике своей деятельности в середине 80-х годов киностудия Министерства обороны насчитывала в своем составе 19 офицеров и 516 служащих Советской армии. Из творческого состава, включая офицеров, 95% окончивших Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК). Это позволяло глубже изучать возможности и формы воздействия учебных фильмов в программах высших учебных заведений, а также в планах боевой и морально-психологической подготовки частей и подразделений Вооруженных сил и Минобороны. Но вмешалась горбачевская перестройка и, как часто бывает, «вместе с водой выплеснули и ребенка» – студию просто развалили, несмотря на протесты коллектива. А ведь она была единственной в СССР, имевшей так называемый замкнутый цикл, то есть весь тираж печатался непосредственно на самой студии. К сведению, все остальные киностудии печатали свой тираж на копирфабрике, даже «Мосфильм».

Но, как известно, ломать – не строить, и 15 сентября 1990 года первым замом министра обороны генералом армии Константином Кочетовым была подписана директива о передислокации киностудии из Москвы в ее же филиал в поселок Болшево под Москвой, а фактически о ее развале. Директива была составлена таким образом, чтобы не выплачивать работникам московской базы киностудии даже выходного пособия по сокращению штатов. Всем желающим, не попавшим под сокращение, было предложено ездить в болшевский филиал, ставший основной «киностудией». Добираться нужно было из Москвы на метро до железнодорожного вокзала, далее электричкой до станции Болшево или Подлипки, затем наземным транспортом. Это более четырех часов ежедневных затрат на дорогу при двухсменной работе.

Действия Министерства обороны были бы понятны в случае убыточности киностудии, но ее финансовое положение выглядело вполне устойчивым: миллионы прибыли в год. Бывший начальник киностудии полковник Владислав Старынин при поддержке коллектива пытался перейти на первую модель хозрасчета. Дело кончилось тем, что никакого хозрасчета мы не получили. В газете «Труд» в 1990 году вышла статья «Как генерал с киностудией воевал». После этого начальника срочно отправили на пенсию. Перспективность киностудии подтверждала желание многих организаций вложить свои средства, включая валюту, в дальнейшее развитие нашей производственной базы. К сожалению, не было принято продуманного решения, хотя оно лежало на поверхности.

Далее решения посыпались как снежный ком с горы. Срочно на территорию предприятия было передислоцировано медучреждение с Красной площади, 3. Для этого необходимо было освободить все наши помещения. Присланные Минобороны солдаты топорами перерубили все кабели звукоцеха, всю аппаратуру вывезли на свалку на территории филиала студии.

Неподготовленным и авральным переводом из Москвы в Болшево развалили не только киностудию. Частично, по халатности или недомыслию, были уничтожены исходные материалы (негатив и позитив) не только военно-учебных фильмов, но и уникальная фильмотека начиная с 1939 года – времен Финской войны. Весь архив был в спешке перевезен в гараж болшевского филиала и свален в общую кучу, вследствие чего часть уникального архива исчезла. Хочется напомнить о том, что в государственном архиве кинофотодокументов (г. Красногорск) хранятся материалы начиная с конца XIX века, которые успешно продаются. Более того, в 2000–2001 годах руководство Красногорского архива обращалось к руководству Минобороны РФ о передаче им на хранение военно-учебных и других фильмов по предварительному согласованию. На это предложение руководство архива получило отказ.

НАСТАЛА ПОРА ПРОЗРЕНИЯ

В 1993 –1994 годах распоряжением руководства Министерства обороны должность киномеханика в войсковых частях в штатном расписании была упразднена. Это непродуманное решение положило конец обучению и воспитанию личного состава методом кино. Из-за того, что имеющиеся кинофильмы не были переведены в современные цифровые форматы, подверглась уничтожению фильмотека самого Минобороны. Так, например, командующий Московским военным округом генерал-полковник Иван Ефремов отдал устное распоряжение начальнику кинообъединения о списании фильмотечного материала на 16-мм кинопленке. Затем командующий МВО генерал-лейтенант Владимир Бакин также отдал устное указание начальнику того же кинообъединения об уничтожении имеющегося кинофонда уже на 35-мм кинопленке как не пользующегося спросом. Конечно, какой спрос в воинских частях на кинофильмы без киномехаников?

Количество архивных кинопленок, снятых когда-то военными операторами, сократилось в разы. 
Прежде чем ломать хорошо отлаженную учебную и воспитательную систему кино, нужно было все кинофильмы перегнать на современные цифровые носители или хотя бы просто в аналоговое видео. Замечу, что в странах НАТО, Армии обороны Израиля, США и ряда других существуют подобные кино- и видеостудии. Армейское руководство этих стран всецело способствует их деятельности, закупается современная съемочная техника, аппаратура для монтажа и многое другое, а мысль об уничтожении собственных архивов и сокращении личного состава даже в голову никому не приходит.

Сейчас вроде бы настала пора прозрения и у нас. Министр обороны Сергей Шойгу поднял вопрос (в декабре 2012 года; — прим. ред.)  о воссоздании киностудии Министерства обороны РФ, но, как говорится, «воз и ныне там». Развалить студию можно было одним непродуманным указом. Воссоздать заново – это вопрос сложный. Филиал в Болшево сейчас насчитывает реально около 80 человек. Из творческого состава – три режиссера с окладом в 10 тыс. руб., три оператора с окладом 8 тыс. руб. и два монтажера. Остальные – техсостав студии. Однако на сайте Минобороны говорится, что современный штат киностудии составляет 125 человек, а ее плановое производство – 36 частей (1 часть — 10 минут; — прим. ред.) кино-видеофильмов в год, или, говоря простым языком, – 30 минут в месяц, что просто смешно! Вопрос в том, что с сокращением Отдела военно-учебных кинофильмов, который получал от родов войск необходимые заявки на фильмы и координировал работу на студии, теперь отсутствует источник этих самых заявок.

На сайте Минобороны говорится, что «киностудия готова к разным видам сотрудничества с любыми предприятиями и организациями по вопросам оказания услуг в области кино- и видеопроизводства, создания кино- и видеофильмов и работы с архивными материалами». Кроме того, «киностудия занимается тиражированием и рассылкой фильмов для Министерства обороны Российской Федерации, переводом их на пленку, оказывает помощь авторам в написании литературных сценариев». Эта характеристика киностудии Минобороны не соответствует действительности. Например, до сих пор не могут выполнить давнишний заказ «Алмаз-Антея»…

До недавнего времени филиал, став собственно киностудией, был подчинен Театру Российской армии с вытекающими отсюда последствиями. Студию в Болшево лишили расчетного счета. Пленочная, проявочная аппаратура не лицензирована. На ней нельзя использовать пленочный 35-мм материал для обработки с последующим переводом его в цифровой формат. Первым с этим в 2015 году столкнулось руководство «Алмаз-Антея». У них в первом отделе хранился уникальный материал 50-х годов прошлого века – это период становления ПВО страны. Часть этого материала была все еще под грифом «секретно». Чтобы обработать эту хронику, алмазовцы, согласно положению первого отдела, должны эту 35-мм пленку оцифровывать на аппаратуре, имеющей на это лицензию. Руководство «Алмаз-Антея» готово было оплатить все расходы болшевской студии на перевод хроники в цифровое изображение. Но те не могли получать деньги без расчетного счета и без лицензии на обработку материала под грифом «секретно». Так до сих пор и хранится уникальный хроникальный материал ПВО страны 50-х годов, приходя постепенно в негодность.

НУЖНО ВОЗРОЖДАТЬ СТУДИЮ

Весь творческий состав основной базы, намучившись в четырехчасовых поездках, уволился и остался в Москве. Часть «творцов» работает на телевидении, часть – по договорам, часть режиссеров – преподавателями во ВГИКе и на телевизионных курсах. А наши монтажницы хорошо зарекомендовали себя на «Мосфильме». Но не это главное. Для полноценной работы киностудии МО РФ необходимо возродить Отдел военно-учебных кинофильмов, который получал бы от родов войск необходимые заявки на фильмы. Но самое важное – это создание инфраструктуры студии с помещениями для творческих работников и цехом съемочной аппаратуры, а также помещением для монтажа фильмов. Необходим транспорт для съемочных групп. Учитывая специфику конечного продукта студии, а именно создание фильмов как открытой, так и закрытой тематики, она не должна входить ни в один холдинг, а существовать автономно, как и было в СССР. Появились бы рабочие места для настоящих профессионалов своего дела, ведь создание учебных фильмов и фильмов для специалистов требует иной квалификации, нежели для производства того ширпотреба, чем кормит нас телевидение (пусть уже и сплошь цифровое). Для выполнения этой непростой задачи необходима твердая и властная рука, способная спросить с исполнителя, а при невыполнении – наказать.

За короткий постсоветский период так и не была создана государственная идеология, определяющая стратегию развития России. Препятствие этому заложено в ст. 13 нашей Конституции. В ней признается идеологическое многообразие и прямо запрещается иметь государственную идеологию, обязательную для всех. Пока в верхних эшелонах власти не решается этот вопрос, на местах понимают идеологическое многообразие на свой страх и риск. Общество поделилось на либералов и консерваторов. Нет глубокой научной работы, учитывающей современные угрозы – пребывание России на грани глобального военного конфликта, где опасность исходит буквально со всех сторон. Отсутствие такой работы восполняется Интернетом. В Сети действуют другие источники информационно-пропагандистского воздействия, порой весьма радикального содержания. Все это – вместо чувства патриотизма, гордости за службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

СПРАВКА:

Информация о киностудии на сайте Минобороны РФ.

"Океанский щит Родины" (документальный фильм Киностудии Министерства Обороны СССР); 1987 год.