Молодежь шестого континента

Журнал "Техника-молодежи" № 7, 1957 год.

Молодежь шестого континента

01.07.2022

Журнал "Техника-молодежи" № 7, 1957 год. Источник: www.polarpost.ru.

Комплексная антарктическая экспедиция Академии наук СССР во главе с известным полярным исследователем доктором географических наук Героем Советского Союза Михаилом Михайловичем Сомовым была направлена в Антарктиду для создания материально-технической базы, строительства поселка и проведения научных исследований в течение Международного геофизического года. Мощные ледоколы дизель-электроходы «Обь» и «Лена» в январе 1956 года доставили экспедицию в Антарктиду.

Здесь, на шестом континенте, остались 92 полярника на длительную зимовку. Среди дружного коллектива полярников отлично работали наши комсомольцы и молодежь: трактористы Ф. Шеркунов, В. Дешевых, Л. Крылов, Н. Коноплев, Н. Кудряшов, пекарь В. Смелов, плотник Г. Худобченок; молодые научные работники: ионосферщик Г. Букин, аэрологи С. Зотов и А. Станиславский, сейсмолог А. Поликарпов. Неустанно день за днем, несмотря даже на ураган, Вели они кропотливые научные наблюдения. Комсомольцы механик Н. Комаров и электрик Л. Олейник следили за работой электростанции. Полярники отлично выдержали экзамен на выносливость, выдержку и упорство.

А. КАПИЦА, секретарь комсомольской организации южнополярной обсерватории Мирный, научный сотрудник.


Может быть, от ярких весенних лучей, а может быть, от того, что бури, шестидесятиградусные морозы всевозможные опасности и тревоги уже в прошлом, воспоминания молодых участнииов первой советской антарктичесиой экспедиции кажутся как-то особенно романтичными, полными героизма и мужества.

Эти еще не все бреющиеся юноши, с которыми встретились мы в Главсевморпути после их возвращения на Родину, не выставляют себя на показ, а без похвальбы, с улыбкой рассказывают о смешных и трагических эпизодах из своей жизни на суровом шестом континенте нашей планеты.

Воспоминания начали с горячего спора о том, что интересного может быть в профессии пекаря в условиях Антарктики. Сам пекарь Валентин Смелов, которому еще всего двадцать лет, сожалел, что ему, плотнику, почти у Южного полюса пришлось осваивать другую профессию. Однако Николай Кудряшов не согласен с ним и утверждает, что он никогда в жизни не ел такого вкусного хлеба и пирогов, какие выпекал Валентин, и напоминает ему:
— Ты расскажи, как нас пирожными кормил, помнишь, в тот самый сильный ураган,
— Не мог же я тогда не угостить вас сладким, — и, обращаясь к нам, добавляет: — В тот день у нас шесть именинников было. А ящик с яйцами лежал на складе. Пришлось идти за ним. И вдруг, когда я шел обратно, налетел ураган и понес меня от столовой. Ящик я бросить не мог — в такую пургу его потом не найдешь. Прилег на снег и пополз, ящик за собой тащил, — знаете, как патроны на фронте подтаскивали. Ну и дотащил. Представьте, ни одно яичко не разбилось, — И Валентин с недоумением разводит руками.

Да, только во имя большой» настоящей дружбы Валентин рисковал жизнью, чтобы чем-то порадовать в день рождения своих товарищей. Неудивительно, что эти пирожные запомнились им навсегда.

— Теперь я кое о чем расскажу, — начал Николай Кудряшов. — Только я подойду к этому не сразу, а исподволь. — Он откашлялся и продолжал: — Наш санно-тракторный поезд двигался в глубь Антарктики. Состоял он из двух тракторов и пяти саней. На санях у нас были и спальни, и кухня, и лаборатории. Искали место для новой станции. Путь был не длинный — всего триста семьдесят пять километров, а двигались мы тридцать два дня. Чего только не было во время путешествия: и снежном плену оказались по самые крыши, по семь дней на месте стояли из-за пурги. А морозы были такие, что стальные пружины на машинах лопались от холода. Расстояние от вагона до вагона в два метра можно было пройти, только если держишься за канат. Откапывать поезд из-под снега было очень трудно. Снег в Антарктике не московский, который дворники метелкой метут — ветер его спрессовывает так крепко, что лопата в него входит всего сантиметра на два. Вот тут и откопайся. Бульдозеры выручали. В солнечные дни снег от солнца так блестит, что больно глазам. Очки надоедают, потеют стекла. А в пургу глаза страдали от колючего снега. И вот однажды глаза у меня заболели. От этой же болезни страдал и мой начальник транспорта Михаил Семенович Комаров. Вы думаете, он пустил меня на работу? Нет. Сам вместо меня пошел. Когда вернулся, ему стало хуже, — взволнованно закончил Николай.

Некоторое время в кабинете было тихо. Каждый из нас, старался представить этого отзывчивого человека.

— Расскажи, как к седьмому ноября подарки получали, — попросил Николая Лев Крылов.

На хорошем, полном лице Николая появилась улыбка.

— Слышим мы перед праздником позывные из Мирного,а потом голос нашего хозяйственного бога — Константина Михайловича Якубова: «Мужики, дорогие мои мужики. Посылаем вам подарки. Ловите. В снежном тумане загудел мотор. Парашют мелькнул в воздухе и полетел в сторону от нас. Мы за ним. Да тринадцать километров и топали. Когда вернулись, вчетвером выпили бутылочку шампанского и раскисли. Но все-таки вместе со своей Родиной встретили праздник, слушали по радио приветы родных и знакомых, Чувствовали на краю света заботу всей Родины о нас. Вы ведь, наверное, тоже прислушивались к этим передачам?
Конечно, все мы с интересом слушали не только передачи для антарктической экспедиции, но с интересом читали каждую строчку о рейсе дизель-электрохода «Обь», о его разгрузке у берегов шестого континента, о строительстве поселка Мирный. И вот перед нами свидетели всех этих замечательных дел.

Григорий Худобченок сооружал в Мирном улицу Ленина, строил домики на санях для участников похода. Ни один домик не развалился ни от ветра, ни от пурги.

— Мы не могли плохо строить. У нас были самые строгие контролеры. Как встанут где-нибудь поблизости, смотрят — и ни с места по нескольку часов — И Григорий показывает нам снимок серьезных и важных пингвинов. — Забавные птицы. Мы в колонию к пингвинам в гости ходили. И они к нам. Как заберутся в дом, потом их не выгонишь — упираются, не хотят выходить на мороз. А если побегут — не догонишь. Не бегут они, — на живот лягут, ногами отталкиваются, по снегу как пуля летят.
— Намного быстрее, чем Левушка Крылов гонялся за бочкой, — замечает кто-то.
Раздался смех.

Оказывается, эта смешная погоня за бочкой произошла еще при разгрузке дизель-электроходов «Обь» и «Лена». Самолет сбросил на парашюте бочку с бензином. Ветер понес ее. Лев Крылов, работающий на вездеходе, погнался наперерез бочке по настоящей нетронутой испокон веков снежной целине. Бочку несло через скалу, по замерзшему морю Девиса, через остров. Три километра гнался Лев за бочкой. Догнал. Гусеницами оборвал стропы парашюта, прицепил ее к вездеходу, а когда на стоянке оглянулся — бочки нет. Вообще же у Льва Крылова на роду написано, что в Антарктиде с ним ничего не случится, хотя жизнь его не раз подвергалась смертельной опасности.

Трещины во льдах Антарктиды очень коварны. Их сверху заносит снегом. Иногда и не подозреваешь, что под ногами во льду глубочайшая пропасть. Однажды на своем тракторе Лея Крылов ехал пятьдесят метров по трещине, и вдруг трактор как-то странно качнулся и полетел вниз.

— Хорошо, что мы провалились на этом месте, — рассказывает Лев. — Чуть подальше— и каюк: глубина была уже семьдесят метров. А в другой раз только успели выскочить из вездехода, как он исчез в ледяной пропасти.

А разве мало трудностей испытал сейсмолог Алексей Поликарпов? Из проведенных экспедицией 400 дней в Антарктиде 280 дней были штормовыми. Каждый день три раза он должен был ходить за триста метров к сейсмологической станции: есть ураган или кет его, есть видимость или нет ее. Алексея и с ног валило, и ветром относило, и по снегу катало.

А разве не проявил смелости и находчивости Ф. Шеркунов, который ночью вывел вездеход из торосов по звездам?

Много по-настоящему героических эпизодов произошло в жизни молодых полярников. Каждый проведенный день в Антарктиде требовал мужества, выносливости, твердости характера и силы воли. Если не все эти качества души у них были до путешествия на шестой континент, то теперь они их наверняка имеют, О героизме молодых полярников можно судить и по этим фотографиям кинооператора Александра Кочеткова, которые сделать в ураган и пургу тоже было не так-то просто.

__________________________________________

На фотографиях:
1. В снежном плену по самые крыши. Вход в кают-компанию через люк.
2. Санно-тракторный поезд двигался в глубь Антарктиды.
3. Строгим контролерам до всего есть дело.
4. Каждый день надо делать наблюдения за приборами, есть ветер или нет его.
5. Сбор на демонстрацию 7 ноября на площади Ленина в поселке Мирный.
6. Старший техник сейсмологической станции Алексей Поликарпов у аппарата, регистрирующего землетрясения.
7. Сегодня трактористы Лев Крылов и Феликс Шеркунов — артисты.
8. Научный сотрудник южнополярной обсерватории Мирный Андрей Капица. Он же без бороды до отъезда на шестой континент (фото в кружке).

В заголовке: так четко падает тень крыла на снежное поле шестого континента. Вертолет приземляется.