Родом из Лихова

В декабре 2001 года в Доме кино отмечали очередной юбилей ЦСДФ (с 1993 — РЦСДФ).

Родом из Лихова

17.02.2017


Автор:
Татьяна Сахарова

Опубликовано: 23.01.2002, «СК-Новости», №№ 120 – 121; www.film.ru  

В золотые времена советского кинопроката в кино ходили все. И не было кинотеатра, где перед художественным фильмом зрители не получили бы порцию свежей документальной информации из знаменитых на всю страну киножурналов: «Советский спорт», «Пионерия», «Иностранная кинохроника», «Советский воин», «Советское кино» и, конечно, «Новости дня». Все эти киножурналы и не только они, а еще и многие документальные фильмы — фильмы-репортажи, фильмы-портреты, фильмы-эпопеи — родом из маленького московского переулка с задорным именем Лихов . Здесь, в скромном пятиэтажном здании с барельефом легендарного Дзиги Вертова на фронтоне, находится Центральная студия документальных фильмов (теперь — РЦСДФ), в конце минувшего декабря отметившая свое 70-летие.
По случаю юбилея в Белом зале Дома кино собрались те, кто в разные годы были — а кто-то и поныне — причастны к кинохронике: режиссеры, операторы, осветители, звукотехники, художники, монтажеры… Именитые и безвестные. Цветы, улыбки, объятия… Трудно сказать, чего в этот вечер было больше — юбилейной торжественности или теплого радостного узнавания встретившихся спустя годы соратников, коллег, членов одной большой семьи.
Когда-то в Лиховом кипела жизнь. Съемочные группы в обнимку с аппаратурой торопились к машинам, на съемку — в Кремль или аэропорт, на завод или в университет — туда, где их ожидало событие. Через двое-трое суток это событие становилось сюжетом «Новостей дня», а спустя годы — архивным материалом, бесценным документом минувшего.

Людмила Запрягаева, директор Красногорского государственного архива кинофотодокументов: Нам очень дорого все, что было вами создано, снято, все кадры, все события — это зримая история нашей страны. Мы с трепетом и уважением сохраняем документы (а у нас их больше 5000 названий), снятые не одним поколением сотрудников студии.
Благодаря хроникерам ЦСДФ мы знаем, какое лицо у Войны и у Победы, как строились Беломорканал и Новый Арбат, как Москва встречала Гагарина, рукоплескала Клиберну, оплакивала Высоцкого

Эльдар Рязанов: Я вышел отсюда. Счастлив видеть всех вас. Я желаю вам счастья, здоровья, успехов, чтобы все было прекрасно в вашей жизни. Я вас люблю! 
Э.Рязанов начинал свой путь в кино на ЦСДФ, придя сюда после ВГИКа со своей сокурсницей и будущей женой Зоей Фоминой. И теперь благодарно вспоминает и соратников, и учителей: Л. Кристи, И. Сеткину, И. Венжер, Л. Дербышеву, В. Катаняна, З. Тузову, А. Рыбакову… всех не перечислишь. Со съемочной группой кинохроники Рязанов объездил всю страну. Не эти ли поездки, встречи с людьми, ситуациями, сюжетами, попав в копилку режиссерского и человеческого опыта, проросли потом в его игровых шедеврах?

Константин Мелик-Авакян: Кто бы что ни говорил, мне кажется, наш кинематограф в целом все равно на подъеме, и документальное кино тоже начинает возрождаться. Вы посмотрите, что происходит у независимых продюсеров, на некоторых региональных студиях: призы международные! Прокатная судьба существует, хотя и не в той степени, как хотелось бы, но она есть. И я очень надеюсь, что грядущая реорганизация — это не просто административные, бумажные изменения. Меняется смысл хозяйствования и экономики студии. А вопросы творческие и экономические очень взаимосвязаны. Для меня очень радостно, что творцы, которые давно не бывали на студии, пришли к нам, и мы сделали на следующий год много интересных заявок. Это радует меня больше, чем победы над коммунальными службами, взаимоотношения с налоговой инспекцией, судебные победы или поражения. Это внушает мне самую большую надежду.
Конечно, основное поле вещания сейчас — ТВ. Но, во-первых, телерепортаж и кинохроника — это разные жанры. И никакого антагонизма между ТВ и кинодокументалистикой нет. Они органично сосуществуют. Главное — качественно и вовремя заполнять свою нишу. А во-вторых, сейчас, в соответствии с указом Президента, зарождается российский кинопрокат. И хотя компания только-только становится на ноги, мы уже сейчас ведем переговоры о возможности организации показа документального кино в рамках кинопроката. О результатах говорить пока рано, но я надеюсь, что это возможно.

Тенгиз Семенов: Наш подарок символичен: часы с барометром и термометром — чтобы жизнь студии была спокойной, без штормов, температура — всегда нормальная, а время шло только вперед.
Режиссер Тенгиз Семенов, руководитель студии «Человек и время», отпочковавшейся когда-то от ЦСДФ, не только называет ее своей родиной, но до сих пор ощущает, каким счастьем были годы учебы и взросления и как крепка пуповина, которая связывает молодые студии с их alma mater. 

Виктор Лисакович посетовал, что выпускники его вгиковских мастерских не идут работать на ЦСДФ. Неужели так плохи дела? Неужели нет перспектив у когда-то лучшей, Центральной студии кинохроники, флагмана документального кино, как назвали ЦСДФ коллеги с Казанской студии?! И руководство Госкино в лице А. Голутвы, и сами документалисты связывают свои надежды на возрождение студии с приходом нового директора ЦСДФ Константина Мелик-Авакяна, называющего себя осторожным оптимистом.

Владимир Коновалов, режиссер: Если бы мы с вами жили где-нибудь в Германии, эта студия была бы самой богатой в мире. Сегодня ЦСДФ в плачевном состоянии, при том, что ее материалы крутят в телепрограммах по всему миру. На ЦСДФ работают очень творческие и очень профессиональные люди. Операторская, звукооператорская, осветительская школы были лучшими в стране.

Уникальные кадры добывались не только профессиональным мастерством, но мужеством и отвагой. Просматривая военную хронику, сквозь грохот орудий, сквозь гул войны мы различаем еле слышный шорох — это работает кинокамера в руках фронтового оператора. И в мирное время хроникеры удивляли чудесами стойкости, когда ради одного кадра готовы были стоять часами, не шелохнувшись, под проливным дождем, без куска хлеба, или бежать без остановки пять километров с камерой на плече за олимпийским огнем. Потом эти кадры обойдут экраны мира. А снявшего их оператора вспомнят добрым словом на юбилее студии.
На сцене юбилейного вечера — ветераны ЦСДФ: С. Пумпянская, В. Цитрон, В. Георгиевская, А. Еланчук, Е. Аккуратов, И. Филатов. Ветераны и в зале. К ним, а также к тем, кто не смог прийти на празднование, подходившие к микрофону обращали слова благодарности и любви.


В 2002 году на РЦСДФ вышел документальный фильм "Лихов, 6" Леонида Махнача. В фильм включены фрагменты из фильмов и журналов разных лет, интервью фронтовых кинооператоров, а также киносъемка последней встречи ветеранов ЦСДФ в Лиховом переулке дом 6 в 1997 году. В фильме использована музыка русских и советских композиторов и композитора Виталия Гевиксмана. Фильм снят при поддержке службы кинематографии Министерства культуры Российской Федерации.


Творческая конференция ЦСДФ. Москва, Лихов переулок, дом 6. Май 5-7, 1986 год.

22  марта в Белом зале СК России к юбилею Центральной  ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов состоится  киновечер "90 лет и вечность" из цикла "...которых нет". Слушаем ветеранов, смотрим фильмы, вспоминаем и общаемся.