Источник: журнал «Искусство кино» № 5 за 1995 год. АНКЕТА «ИК». Фото: 1-й Украинский фронт. 1944 год. Автор фото: Макс Альперт. Источник: МАММ / МДФ.
Задумывая номер, посвященный 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, редакция «ИК» обратилась к кинематографистам-ветеранам с просьбой ответить на вопросы анкеты.
«ИК». Расскажите о себе на войне — где воевали, в каком чине, были ли ранены и т.д. Может быть, вспомните конкретные эпизоды.
И. Кузнецов. После прохождения службы в учебной роте 11-го запасного понтонно-мостового батальона Приволжского военного округа и присвоения мне звания старшего сержанта принимал участие в составе 12-го Отдельного понтонно-мостового батальона в обороне Ленинграда, а также форсировании Днепра, Случи, Горыни, Днестра, Стрипы, Вислы, Ниды, Варты, Одера, Нейсе, Шпрее и Эльбы. Конец войны застал меня в городке Радебейль близ Дрездена. При форсировании реки Вислы в районе Сандомирского плацдарма был ранен и награжден орденом Красной Звезды.
«ИК». Какое место в общественном сознании занимает сегодня память о Великой Отечественной войне? Как вы оцениваете по прошествии полувека события военных лет? Можно ли назвать эту войну народной трагедией?
И. Кузнецов. Вы спрашиваете, какое место занимает война в общественном сознании? А что такое общественное сознание, и существует ли некое единое общественное сознание? Выросло поколение и не одно, для которого эта война лишь история, не имеющая отношения к реальной сегодняшней жизни. И все же Великая Отечественная война 1941–1945 годов — самое грандиозное событие нашей послеоктябрьской истории, и не только нашей. А история всегда и трагедия, и неизбежность. В памяти народа эта война навсегда останется, как пример народного подвига.
«ИК». Как опыт военных лет соотносится с вашей сегодняшней жизнью? Что вам кажется актуальным, что безвозвратно ушло в прошлое?
И. Кузнецов. Конечно, четыре года войны, ставших пограничными в биографии моего поколения, не могли не оставить след в душах прошедших через нее, в характере поведения, в образе мыслей. Для многих это годы наибольшей самореализации. В то же время жизнь показала, что в мирных условиях качества, обретенные на фронте, смелость, готовность отдать жизнь ради победы да и другие высокие проявления личности — не стали да и не могли стать нормой поведения в условиях, сложившихся после войны. И страх, преодоленный людьми в боевых условиях, вернулся в новом качестве, страх не только за себя, но и за своих близких, диктовавший иные нормы поведения, порождавший подчас самые негативные последствия для нравственности послевоенного поколения и особенно сказавшийся на детях.
Нет, опыт военных лет непригоден в условиях той мирной жизни, в которой оказались победители. А те, кто остался верен военной логике поведения, подчас и опасны.
«ИК». Доводилось ли вам переоценивать события военных лет — когда и почему? Как вы относитесь к переоценке военной истории — что приемлете, что нет?
И. Кузнецов. Мне не пришлось переоценивать события военных лет. Будучи всего лишь сержантом, Я видел войну такой, какой она была, видел не со стороны и мог трезво оценивать всякого рода фальшь. Я видел и неподготовленность нашу к войне, и чрезмерность жертв. Понимал, что во многом наши поражения 1941 года объясняются уничтожением Сталиным руководства армии. И все же это был народный подвиг. На войне раскрылись лучшие черты нашего народа. Люди верили: жизнь после войны станет лучше. Верили. Лучше не стало.
Есть нечто схожее между Великой Отечественной войной и отечественной войной 1812 года. Народ воевал за свою Родину, а не за советскую власть, так же, как в 1812 году не отстаивал крепостное право. Родина была выше, чем все остальное, дороже. Раскрытие неизвестных фактов лишь подтверждает выводы, сделанные еще Некричем. Что касается идей о готовности Сталина начать войну и вынужденности для Гитлера упредить его, то они представляются мне спекуляцией в угоду сиюминутной популярности. У Сталина достаточно грехов и без того. На его совести и поражения 41-го, и чрезмерность тех жертв, которыми заплачено за Победу.
Война навсегда останется в памяти народа — нет дома, нет семьи, где бы ни хранился портрет того, кто отдал свою жизнь за Россию. И не случайно война стала едва ли не главной темой послевоенной литературы и кино. Впрочем, еще и потому, что, обращаясь к ней, лучшие наши художники могли говорить ту правду, которую не так легко было высказать в других темах. В сущности, именно в этих произведениях и рождалось осмысление не только самой войны, но и всего строя нашей жизни.