30.03.2023

Газета «СК Новости» № 12 (422) 22 декабря 2022 года; с. 12. Беседу вела Вита Рамм. Фото: "Гала-вечер МКФ «Спортфильмфестиваля» в театре «Политеама» (Teatro Politeama Garibaldi) в Палермо (Италия).

В ноябре на Международном кинофестивале спортивного кино в Палермо приз «За достижения в спортивном кинематографе» — статуэтку «Золотой Паладин» — получили продюсеры российской кинокомпании «Телесто» Михаил Дегтярь и Елена Гликман. Поскольку такая премия — событие для российского кинематографа, мы решили поговорить с Михаилом Дегтярем и об этой награде, и вообще о российском спортивном кино.

— Михаил, прежде всего поздравляем вас и Елену с этой премией! Расскажите подробнее о кинофестивале в Палермо. Какие еще спортивные кинофестивали есть в мире и в России?

— Спасибо за поздравление! Кинофестиваль спортивного кино в Палермо — один из старейших в мире, он проходит ежегодно с 1979 года. Это очень престижный спортивный кинофестиваль. В Италии есть еще один фестиваль спортивного кино, который ежегодно проводится в Милане; он чуть помоложе, но тоже очень престижный. По сути, в Милане и Палермо два лучших в мире спортивных кинофестиваля.

В России кинофестивали спортивного кино тоже были и есть — например, в тринадцатый раз проходил Международный спортивный кинофестиваль «Атлант» в Липецке — его организовывал недавно ушедший из жизни Николай Пороховник. Был Международный кинофестиваль спортивного кино и телевидения в Самаре и Тольятти. Одно время проходили в рамках форума «Россия — спортивная держава» кинофестивали в Москве, Казани, Саранске, Якутске и других городах. Но сегодня существует только один спортивный кинофестиваль — «Красногорский», который в этом году прошел уже в двадцатый раз.

Мне довелось получать премии практически на всех российских кинофестивалях и неоднократно в Милане и Палермо. Достаточно сказать, что за фильм «Коробка» мы получили Гран-при в Палермо (2016), а за «На острие» — и в Палермо, и в Милане (2021).

Что касается приза «За вклад с спортивный кинематограф», первым из России в 1992 году «Золотым паладином» наградили Германа Климова, который показал в Палермо блестящую картину «Спорт, спорт, спорт» (1970), режиссером которой был его брат Элем Климов, а сценарий написал Герман. Кстати, Герман Климов — сам прекрасный спортсмен, многоборец, прыгун в длину; выступал за сборную СССР по легкой атлетике, мастер спорта СССР международного класса.

— Насколько я знаю, вы тоже бывший спортсмен, мастер спорта СССР по фехтованию...

— Да, это так, но я никогда не добивался больших успехов в спорте — был рядовым мастером спорта. Но именно этот факт моей биографии позволил пронести через всю жизнь мечту о том, чтобы снять фильм о фехтовании. И я счастлив оттого, что этой мечте моей удалось осуществиться!

— Расскажите о спортивном кино в СССР и в России — об игровом, о документальном, поскольку вы работаете во всех этих видах кино.

— Очень масштабный вопрос, и в рамках нашей беседы его невозможно осветить полностью — это задача для энциклопедии… И в советском, и в российском кино были и есть замечательные режиссеры, сценаристы, операторы… Конечно, я не могу всех здесь упомянуть.

Например, до сих пор помню фильмы «Вратарь» (1936), «Первая перчатка» (1946). Вообще, почему-то в советское время особый интерес был к фильмам о футболе и боксе.

Безусловно, стоит вспомнить фильм 1980 года режиссера Юрия Озерова «О, спорт – ты мир!» об Олимпийских играх в Москве. Это был заказ Международного олимпийского комитета, ведь каждый раз МОК заказывает такой фильм режиссеру страны, где очередная Олимпиада проходит. В разные олимпийские четырехлетия МОК заказывал такие фильмы замечательным кинорежиссерам — Лени Рифеншталь, Клоду Лелюшу, Карлосу Сауре, Кону Итикаве

В 2014 году такой фильм об Олимпиаде в Сочи был заказан Международным олимпийским комитетом замечательному российскому кинорежиссеру Сергею Мирошниченко. Сергей назвал фильм «Кольца мира». Отличная вышла работа! Фильм получил Гран-при на уже упомянутом мною кинофестивале в Милане.

— Говоря о советских и российских режиссерах спортивного кино, можно упомянуть еще два имени — Владимир Коновалов и Алексей Габрилович…

Владимир Коновалов — безусловный классик спортивного кино России. Посмотрите, например, его фильм 1970 года «Двое на треке» о противостоянии великих велогонщиков Омари Пхакадзе и Игоря Целовальникова. Этот фильм до сих показывают во многих киношколах мира как образец выдающегося документального спортивного кино.

Алексей Габрилович снял несколько блестящих спортивных фильмов — можно вспомнить такие, как «Высота Тамары Быковой» (1984), «Невозможный Бесков» (1988), но один — особенный в этом ряду: я имею ввиду картину по сценарию Александра Марьямова «Футбол нашего детства» (1984). Посмотрите его сейчас — там много находок, а одна сцена в конце фильма просто гениальная: бывшие футболисты «Динамо» и ЦДКА тридцать шесть лет спустя вспоминают свой выдающийся матч 1948 года… Они сидят в раздевалке стадиона «Динамо», смотрят хронику матча, а потом выходят на поле пустого стадиона, и диктор объявляет составы команд: «Старший тренер команды Михаил Якушин». Мы видим Якушина. «Капитан команды Леонид Соловьев». Мы видим Соловьева. «Вратарь Алексей Хомич». Камера оператора Игоря Мордмилловича сдвигается вправо. Мы видим пустое место — из двадцати двух футболистов в живых на тот момент осталось тринадцать… Без слез эту сцену смотреть невозможно.

Я был хорошо знаком и с Владимиром Коноваловым, и с Алексеем Габриловичем. Мало того, Леша Габрилович незадолго до смерти даже дал мне в 1995 году рекомендацию в Союз кинематографистов. Одна любопытная деталь: фильмы «Высота Тамары Быковой» и «Невозможный Бесков» Габрилович делал вместе с драматургом Евгением Богатыревым. Когда Жене понадобилась рекомендация в Союз, я с удовольствием дал ему ее – во-первых, потому, что он давно уже заслуживал быть членом СК, а во-вторых, я словно возвращал долг Алексею Габриловичу…

Вообще, сегодня Евгений Богатырев — один из самых плодотворных режиссеров и драматургов спортивного документального кино. Он блестяще знает спорт – не зря ведь работает главным редактором старейшего спортивного журнала России «Физкультура и спорт», а его фильмы много раз завоевывали призы на международных кинофестивалях и в России, и в Италии — например, картина «Лев Яшин – легенды и были» получила в Милане Гран-при в 2000 году…

Я перечисляю кинорежиссеров старшего поколения, но очень рад, что появились и молодые люди, успешно снимающие фильмы о спорте. Таких режиссеров уже достаточно много, отмечу двоих — Софью Гевейлер и Максима Арбугаева. Они уже довольно много сделали: Софья сняла замечательный фильм «Дух в движении» о людях, которые несмотря на свои физические недуги, объединены стремлением победить на Паралимпийских играх в Сочи, а Максим прославился фильмом «Бой» о слепых футболистах.

Ну и, конечно же, нельзя не отметить российские игровые спортивные фильмы «Легенда № 17», «Лед» и «Движение вверх»; картины эти собрали гигантское число зрителей.

— Как режиссер вы сняли десятки спортивных документальных картин, но почему, работая в игровом кино как продюсер, вы также выбрали жанр спортивного фильма?

— Это случайность. Конечно же, мы не считаем себя продюсерами только спортивного кино. Хотя люблю и знаю спорт, но все же мы работаем и над другими киноисториями — наша студия сняла такие фильмы, как «Спитак» (реж. Александр Котт) о страшном землетрясении в Армении, «Седьмой пробег по контуру Земного шара» (реж. Виталий Суслин) о судьбе провинциального художника, «Слон» (реж. Владимир Карабанов) — трогательная история о том, как водитель трейлера спасает обреченного на гибель слона…

А сейчас мы приступаем к работе над мюзиклом «Чучело» по мотивам драмы Владимира Железникова.

Наши спортивные фильмы, смею думать, все же не о спорте — разве фильм «Коробка» только о футболе? Или картина «На острие» только о фехтовании? Нет, конечно! Это фильмы о человеческих отношениях, и спорт там — лишь фон, на котором развиваются драматические отношения…

— Потрясающе сняты в фильме «На острие» фехтовальные бои! Как вам это удалось? Снимали ли до вас ленты о фехтовании?

— Мы не знаем другого такого фильма. Картины, где герои были фехтовальщиками, мы знаем, но точно никто до нас не снимал спортивное фехтование в таком объеме, ведь у нас много боев и каждый из них вызывал много вопросов у режиссера Эдуарда Бордукова и оператора Михаила Милашина. Проблема была еще и в том, что лица наших героинь почти все время спрятаны под фехтовальными масками, а лицо для актрисы, ее глаза — главное актерское оружие… Как им тогда показать эмоции? Может быть, камере оказаться под маской? И такие проблемы мы тоже решали… Светлана Ходченкова и Стася Милославская отлично сыграли в этой картине. Света даже получила приз за лучшую женскую роль на Стокгольмском кинофестивале (City Film Festival Stockholm – Sweden)!

— Удивительный эффект талантливого спортивного кино! Смотришь игровой фильм о футбольном или баскетбольном матче, результат которого давно всем известен, а переживаешь, словно не знаешь, чем это противостояние закончится… Мы же точно знаем, что героиня Светланы Ходченковой проиграет — ведь прототипом была Софья Великая на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, и всем известно, как тот драматический поединок завершился…

— Нам очень повезло с режиссером Эдуардом Бордуковым. Надеюсь, и ему с нами: ведь именно мы открыли Эдуарда, дав ему снять «Коробку». И он снял картину так, что она практически установила фестивальный рекорд России — получила более шестидесяти премий на отечественных и международных кинофестивалях!

У фильма «На острие» призов чуть больше десяти, но, если бы не ковид, не сомневаюсь, что и он собрал бы еще больше призов… Так что деление кино на спортивное и неспортивное — задача неблагодарная. Кино должно быть прежде всего талантливым, как бы банально эта мысль ни звучала.

— Вы автор кулинарной книги. Поделитесь своим фирменным новогодним рецептом.

— Всегда отношусь к праздничному столу особенно внимательно. Каждый раз готовлю несколько блюд и только недавно понял, что одно из них всегда на моем столе наряду с классическими оливье и холодцом. Это паштет из куриной печени.

Итак, запомним цифры: 600, 400, 400 и 100.

600 – это очищенная от всяких прожилок и каверн печень. 400 и 400 – лук и морковь. 100 − сливочное масло.

Шинкуем мелким кубиком лук, натираем на крупной терке морковь, солим, перчим и обжариваем их на растительном масле до состояния полного взаимного проникновения. Ни в коем случае не зажариваем − овощи должны медленно томиться! Убираем со сковороды пассеровку и выкладываем на нее сливочное масло. Как только оно растопилось, кладем печень, солим, перчим и начинаем обжаривать.

Будьте внимательны: нам нужно, чтобы только изменился цвет печени — с красного на серый. Не пропустите этот момент — он наступит через пару минут! После добавляем к печени пассеровку и прогреваем все вместе еще одну минуту. Можно добавить — без фанатизма! — немного тертого мускатного ореха, но этот все от лукавого — и без ореха хорошо, да и вообще – от добра добра не ищут! Соли и перца будет вполне достаточно… Кстати, перец берем в горошке, размалываем его хотя бы широкой стороной ножа — и о готовом молотом забываем навсегда!.. Все, теперь в блендер и взбиваем. Далее — в банку, банку — в холодильник.

Поверьте: вы никогда не только не готовили такой паштет, но даже и не ели!.. Сто граммов водки под бой курантов, а в качестве закуски — поджаренный в тостере кусочек черного или белого хлеба с остывшим в холодильнике куриным паштетом… Уверяю вас: оливье и холодец почувствуют свою полную бессмысленность и заскучают, несмотря на торжественность момента!